Анализ (мониторинг) исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя по итогам работы за 1 квартал 2017 года
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Севастополя (далее – ТФОМС, Фонд) является некоммерческой организацией, созданной распоряжением Губернатора города Севастополя
в форме государственного учреждения.
Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии
с законодательством Российской Федерации, на основании Положения
о Фонде, утвержденного постановлением Правительства Севастополя
от 05.06.2014 № 51, в рамках переданных Российской Федерацией субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Севастополю полномочий по организации обязательного медицинского страхования (ОМС) на территории города Севастополя. Фонд является юридическим лицом,
в своей деятельности подотчетен Правительству Севастополя и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (далее – ФФ ОМС).
Фонд, как участник обязательного медицинского страхования,
в соответствии с закрепленными полномочиями осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории города Севастополя, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования, предусмотренными законом о бюджете Фонда. Фонд осуществляет отдельные полномочия страховщика – ФФ ОМС в части реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Приоритетными направлениями деятельности Фонда являются:
– обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи при наступлении страхового случая;
– обеспечение государственных гарантий соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию независимого от финансового положения страховщика;
– создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Анализ исполнения бюджета Фонда
Бюджет Фонда является бюджетом территориального государственного внебюджетного фонда, входит в структуру бюджетной системы Российской Федерации и предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации – города Севастополя.
Бюджет Фонда на 2017 год утвержден Законом города Севастополя
от 28.12.2016 № 310-ЗС «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя на 2017 год» (далее – Закон
№ 310-ЗС, Закон о бюджете ТФОМС).
Законом № 310-ЗС утверждены следующие основные характеристики бюджета Фонда:
– общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 3 579 382,5 тыс. руб., в том числе за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сумме 3 430 475,5 тыс. руб., получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, что составляет 95,8 % от общего объема доходов;
– общий объем расходов бюджета Фонда – 3 579 382,5 тыс. рублей.
Информация об исполнении бюджета Фонда за 1 квартал 2017 года представлена в таблице №1:
Таблица №1 (тыс. рублей)
Наименование
показателей |
2017 год | Исполнено в
1 квартале 2016 года |
Отклонение
(гр.4-гр.6) |
||||
Утверждено | Исполнено | тыс. руб. | (%) | ||||
Законом № 310-ЗС |
кассовым планом/ росписью |
в 1 квартале 2017 года | (%) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
доходы | 3 579 382,5 | 3 579 382,5 | 894 445,2 | 25,0 | 859 952,2 | 25,1 | +34 493,0 |
расходы | 3 579 382,5 | 3 579 382,5 | 716 531,7 | 20,0 | 550 528,1 | 16,1 | + 166 003,6 |
дефицит (-) профицит (+) | – | – | +177 913,5 | – | + 309 424,1 | – 131 510,6 |
За 1 квартал 2017 года бюджет Фонда по доходам исполнен на уровне 25 % от утвержденных бюджетных назначений. Поступления по доходам составили 894 445,2 тыс. рублей, что выше аналогичного периода 2016 года
на 34 493,0 тыс. руб. или на 4 %.
Исполнение бюджета Фонда по расходам составило 716 531,7 тыс. руб. или 20 % от утвержденных бюджетных назначений, что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 166 003,6 тыс. руб. или 30,1 %.
По результатам исполнения бюджета Фонда в 1 квартале 2017 года сложился профицит в сумме 177 913,5 тыс. рублей.
Исполнение бюджета Фонда по доходам
Согласно представленному отчету об исполнении бюджета Фонда
за 1 квартал 2017 год (форма № 0503117) доходы Фонда составили
894 445,2 тыс. руб., или 25 % от утвержденных бюджетных назначений, в том числе:
– по группе «Налоговые и неналоговые доходы» – 1 288,5 тыс. руб., что составляет 71,5 % от утвержденных бюджетных назначений;
– по группе «Безвозмездные поступления» – 893 156 ,7 тыс. руб., что составляет 25 % от утвержденных бюджетных назначений.
Доходная часть бюджета Фонда за 1 квартал 2017 года на 99,9 % сформирована за счет безвозмездных поступлений.
Справочно: В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон
№ 326-ФЗ) предусмотрена централизация страховых взносов на счетах Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в связи с чем, доходы Фонда более чем
на 99 % сформированы за счет безвозмездных поступлений из Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Информация о доходах бюджета Фонда в разрезе источников поступлений представлена в таблице № 2.
Таблица №2 (тыс. рублей)
Наименование показателя | 2017 год | Исполнено на 01.04. 2016 года | Отклонение
(гр.4-гр.6) |
||||
Утверждено | Исполнено на 01.04.2017 | ||||||
Законом о бюджете | сводной бюджетной росписью | тыс. руб. | (%) | тыс. руб. | (%) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Налоговые и неналоговые доходы, в том числе: | 1 802,0 | 1 802,0 | 1 288,5 | 71,5 | 421,3 | – | +867,2 |
– прочие доходы от компенсации затрат бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования | – | – | 5,1 | – | – | – | 5,1 |
– денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства | 1 580,2 | 1 580,2 | 259,8 | 16,4 | 380,7 | – | – 120,9 |
– денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств | – | – | 1 003,8 | – | – | – | +1 003,8 |
– прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования | – | – | 10,8 | – | – | – | +10,8 |
– прочие неналоговые поступления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования | 221,8 | 221,8 | 9,0 | 4,1 | 40,6 | – | -31,6 |
Безвозмездные поступления, в том числе: | 3 577 580,5 | 3 577 580,5 | 893 156 ,7 | 25,0 | 859 530,9 | 25,0 | +33 625,9 |
– субвенция Федерального фонда обязательного медицинского страхования | 3 430 475,5 | 3 430 475,5 | 857 619,0 | 25,0 | 841 723,2 | 25,0 | +15 895,8 |
– прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам ТФОМС | 147 105,0 | 147 105,0 | 36 764,1 | 25,0 | 19 312,7 | 31,7 | +17 451,4 |
– возврат остатков субвенций, иных межбюджетных трансфертов прошлых лет в бюджет ФФ ОМС | – | – |
-1 226,4
|
– | -1505,0 | – | +238,6 |
Всего доходов | 3 579 382,5 | 3 579 382,5 | 894 445,2 | 25,0 | 859 952,2 | 25,1 | +34 493,0 |
Справочно: первоначальной редакцией Закона города Севастополя от 28.12.2015
№ 226-ЗС «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя на 2016 год», действовавшей в 1 квартале 2016 года, поступления налоговых и неналоговых доходов не планировались.
Доведенные бюджетные назначения сформированы по следующим группам доходов:
– по группе «Налоговые и неналоговые доходы» по итогам 1 квартала 2017 года в бюджет Фонда зачислено 1 288,5 тыс. руб., что составляет 71,5 % от утвержденных бюджетных назначений. Объем поступлений по данной группе на 867,2 тыс. руб. или в 3 раза превышает соответствующий показатель 1 квартала 2016 года.
Источником формирования данной группы доходов являются неналоговые доходы, поступления которых обеспечиваются полномочиями Фонда по осуществлению контрольных функций за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, определенными Законом
№ 326-ФЗ.
В составе налоговых и неналоговых поступлений учтены:
1) прочие доходы от компенсации затрат бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования в сумме 5,1 тыс. рублей. Доходы данной категории сформированы за счет возврата дебиторской задолженности от поставщиков. В 1 квартале 2016 года поступления
по данному источнику отсутствовали;
2) штрафы, санкции, возмещение ущерба в общем объеме 1 283,4 тыс. руб., в том числе:
– денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах
и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования) – 259,8 тыс. руб., что на 120,9 тыс. руб. или
на 31,8 % меньше аналогичного показателя 1 квартала 2016 года;
– денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части территориальных фондов обязательного медицинского страхования) – 1 003,8 тыс. рублей. Доходы сформированы
за счет средств, использованных не по целевому назначению, взысканных
с медицинских организаций. В 1 квартале 2016 года поступления по данному источнику отсутствовали;
– прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования – 10,8 тыс. рублей. Доходы сформированы за счет штрафов, полученных от медицинских организаций
за нецелевое использование средств. В 1 квартале 2016 года поступления
по данному источнику отсутствовали;
3) прочие неналоговые поступления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (возврат страховыми медицинскими организациями процентов банка) – в общей сумме 9,0 тыс. рублей. По отношению к 1 кварталу 2016 года поступления по данному источнику сократились в 4,5 раза.
По группе «Безвозмездные поступления» в 1 квартале 2017 года
в бюджет Фонда поступили трансферты в общем объеме 893 156,7 тыс. руб., что на 33 625,9 тыс. руб. или на 3,9 % превышает показатель аналогичного периода 2016 года, в том числе:
1) субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации – 857 619,0 тыс. руб. что превышает соответствующий показатель 1 квартала 2016 года на 15 895,8 тыс. руб., или 1,9 %.;
2) прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, составили 36 764,1 тыс. руб., что превышает уровень аналогичного периода прошлого года на 17 451,4 тыс. руб. или на 90,3%.
В 1 квартале 2017 года осуществлен возврат неиспользованных остатков субвенции на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования и иных межбюджетных трансфертов
на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной,
в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, включенной
в базовую программу обязательного медицинского страхования, в бюджет
ФФ ОМС в объеме 1 226,4 тыс. рублей.
Исполнение бюджета Фонда по расходам
Согласно представленному отчету об исполнении бюджета Фонда
за 1 квартал 2017 год (форма № 0503117) фактическое исполнение расходной части бюджета Фонда за 1 квартал 2017 года составило 716 531,7 тыс. руб. или 20 % от объема утвержденных бюджетных назначений на 2017 год.
Информация о расходах бюджета Фонда представлена в таблице № 3.
Таблица №3 (тыс. рублей)
Наименование показателя | 2017 год | Исполнено в
1 квартале 2016 года |
Отклонение
(гр.4-гр.6) |
||||
Утверждено | Исполнено на 01.04.2017 | ||||||
Законом о бюджете | сводной бюджетной росписью | тыс. руб. | (%) | тыс. руб. | (%) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Общегосударственные вопросы, в том числе: | 58 589,0 | 58 589,0 | 9 509,4 | 16,2 | 9 073,6 | 16,8 | + 435,8 |
– расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными внебюджетными фондами | 44 261,6 | 44 261,6 | 7 963,0 | 18,0 | 7 533,0 | 17,2 | + 430,0 |
– закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд | 14 326,9 | 14 326,9 | 1 546,4 | 11,0 | 1 540,6 | 15,1 | + 5,8 |
– уплата прочих налогов, сборов | 0,5 | 0,5 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | – | 0,0 |
Здравоохранение, в том числе: | 3 520 793,5 | 3 520 793,5 | 707 022,3 | 20,1 | 541 454,5 | 16,0 | +165 567,8 |
– приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения |
3 374 871,5
|
3 374 871,5
|
634 019,9 | 18,8 | 518 725,0 | 15,5 | + 115 294,9 |
– межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования | 145 922,0 | 145 922,0 | 73 002,3 | 50,0 | 22 729,5 | 75,8 | + 50 272,8 |
Всего расходов | 3 579 382,0 | 3 579 382,0 | 716 531,7 | 20,0 | 550 528,1 | 16,1 | + 166 003,6 |
Исполнение бюджета Фонда в 1 квартале 2017 года в разрезе разделов классификации расходов составило:
- по разделу «Общегосударственные вопросы» – 9 509,4 тыс. руб., или 16,2 % от утвержденных бюджетных назначений. По отношению к 1 кварталу 2016 года увеличение расходов по данному разделу составило 435,8 тыс. руб. или 4,8 %. Доля расходов на выполнение Фондом управленческих функций
в 1 квартале 2017 составляет 1,3 % в общем объеме израсходованных средств, что на 0,3 % ниже уровня 1 квартала 2016 (1,6%); - по разделу «Здравоохранение» – 707 022,3 тыс. руб. или 20,1 %
от утвержденных бюджетных назначений, в том числе:
– на социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат, направлено 634 019,9 тыс. руб. или 89,7 % от общего объема средств;
– межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования – в сумме 73 002,3 тыс. руб. или 10,3 % от общего объема исполненных назначений.
Доля расходов по данному разделу составляет 98,7 % в общем объеме израсходованных средств (1 квартал 2016 – 98,4 %). По отношению
к 1 кварталу 2016 года увеличение расходов по данному разделу составило 165 567,8 тыс. руб. или 30,6 %.
Выполнение Территориальной программы обязательного медицинского страхования
Основную долю расходов в расходной части бюджета Фонда составляет финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – Территориальная программа ОМС) – 95,6 % от объема расходной части бюджета.
Согласно данным ТФОМС на выполнение Территориальной программы ОМС без учета расходов на выполнение управленческих функций Фонда в 1 квартале 2017 года направлено 684 698,7 тыс. рублей.
С целью обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования общий размер средств нормированного страхового запаса (далее – НСЗ) Фонда на 2017 год утвержден, согласно статье 6 Закона № 310-ЗС, в сумме 590 570,0 тыс. рублей.
Общий объем средств НСЗ, сформированного в 1 квартале 2017 года
с учетом межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда города Севастополя из бюджетов Территориальных фондов обязательного медицинского страхования, для возмещения затрат Фонда на оплату стоимости медицинской помощи, оказанной в городе Севастополе лицам, застрахованным на территориях других субъектов Российской Федерации, составил 225 079,6 тыс. руб., в том числе:
1) для дополнительного финансового обеспечения реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования – 68 000,0 тыс. рублей;
2) для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования – 138 781,2 тыс. руб.,
в том числе за счет:
– субвенции на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования – 102 017,1 тыс. руб. (без учета средств формирования НСЗ для финансового обеспечения мероприятий
по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования –
482,9 тыс. руб.);
– прочих межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету ТФОМС города Севастополя из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, для возмещения затрат Фонда
на оплату стоимости медицинской помощи, оказанной в городе Севастополе медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, лицам, застрахованным
на территориях других субъектов Российской Федерации – 36 764,1 тыс. руб.;
3) для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению
и проведению ремонта медицинского оборудования – 18 298,4 тыс. руб.
(с учетом подтвержденного остатка средств на 01.01.2017, перечисленного
ФФ ОМС в размере 14 029,0 тыс. руб., а также остатка средств на счете ТФОМС на 01.01.2017, не подлежавший перечислению в бюджет ФФ ОМС, сформировавшийся за счет уплаты штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества
в размере 439,7 тыс. руб.), в том числе по результатам:
– проведения медико-экономического контроля – 5 541,7 тыс. руб.;
– проведения экспертизы качества медицинской помощи – 7 091,8 тыс. руб.;
– проведения медико-экономической экспертизы – 9 620,6 тыс. руб.;
– уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества – 626,3 тыс. руб.
Использование средств НСЗ в составе расходов на финансирование Территориальной программой ОМС осуществлялось в соответствии с Законом о бюджете ТФОМС и порядком использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 г. № 227.
Сумма использованных средств НСЗ составила 154 614,4 тыс. руб.,
из них направлено на:
– финансовое обеспечение реализации Территориальной программы ОМС в виде дополнительного финансирования страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования – 59 277,5 тыс. руб.;
– возмещение другим территориальным фондам обязательного медицинского страхования затрат по оплате стоимости медицинской помощи, оказанной за пределами города Севастополя лицам, застрахованным
на территории города Севастополя, в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования – 73 002,3 тыс. руб.;
– оплату стоимости медицинской помощи, оказанной в городе Севастополе медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы ОМС, застрахованным на территориях других субъектов Российской Федерации, с последующим восстановлением средств
в состав нормированного страхового запаса Фонда по мере возмещения затрат Фонда другими территориальными фондами обязательного медицинского страхования – 22 323 ,6 тыс. рублей.
Остаток средств НСЗ ТФОМС на 01.04.2017 года составил
70 465,2 тыс. рублей.