Уважаемый Михаил Владимирович! Владимир Владимирович!
Уважаемые депутаты, присутствующие!
Контрольно-счетная палата представила Вашему вниманию заключение на проект закона города Севастополя «О бюджете города Севастополя на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов».
Бюджет основан на Прогнозе СЭР, разработанным Правительством города Севастополя, согласно которому в 2021 году ожидается восстановительный рост экономики региона, а затем устойчивый рост не менее 2-х % ежегодно.
Вероятность этого, конечно, снижается с учетом второй волны пандемии.
Все мы с вами понимаем, что живем в период высокой неопределенности, поэтому Контрольно-счетная палата города Севастополя считает возможным принять за основу макропрогноз Правительства Севастополя и проводить уточнения в течение года. Это, к сожалению, данность нашего времени.
В 2020 году мы вновь приветствуем открытость Правительства Севастополя при обсуждении главного финансового документа Севастополя и его экспертизе.
Обращаем также внимание на качество подготовки основного закона города Севастополя, которое ежегодно повышается, и в дальнейшем позволит органу государственного внешнего финансового контроля при подготовке заключения больше уделять внимание инструментам стратегического аудита, оставив в прошлом арифметические проверки и контроль соблюдения Методики формирования обоснований бюджетных ассигнований главных администраторов бюджетных средств.
Так, результаты анализа заключений на проекты законов о бюджетах последних трех лет показали снижение объема нарушений, допускаемых разработчиком и главными распорядителями бюджетных средств как в абсолютных, так и в относительных показателях.
Для примера:
По результатам экспертизы законопроекта установлены нарушения Методики планирования расходов бюджета города Севастополя и иные недостатки при формировании расходов бюджета по 6 главным распорядителям средств бюджетов, что составляет 17 % от их общего числа.
В сравнении с прошлым годом нарушения Методики планирования расходов бюджета установлены по 16 ГРБС (42 %).
Полностью устранены нарушения порядка планирования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий в целях финансового обеспечения выполнения государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Правительством в 2020 году учтены рекомендации Контрольно-счетной палаты в части принятия решения об установлении требований о казначейском сопровождении субсидий юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат.
Замечания к проекту закона подробно изложены в заключении, остановлюсь только на доходах в части безвозмездных поступлений и расходах, источником которых являются средства межбюджетных трансфертов. Данные показатели требуют уточнения в соответствии с бюджетными назначениями федерального бюджета.
Также обращаю ваше внимание, что бюджет не должен решать только проблемы кризисного периода, но и содействовать достижению национальных целей развития Российской Федерации, поставленные Президентом.
С учетом нового Указа Президента и новых национальных целей необходимы будут соответствующие изменения бюджета. По мнению Счетной палаты Российской Федерации, полностью нами поддерживаемыми, бюджет принимается в отсутствие новых национальных проектов и соответствующих региональных проектов. Пояснительная записка к законопроекту о бюджете города Севастополя не содержит анализ ситуации по реализации действующих региональных проектов в 2020 году и достигнутых результатах.
Также, по нашему мнению, бюджетное правило о формировании бюджета в разрезе государственных программ тем самым ориентируя бюджетные средства на результат, четко прописать по показателям, которые должны быть достигнуты до конца не удается.
Государственные программы города Севастополя это 94% расходов бюджета в 2021 году. Действующие редакции государственных программ города Севастополя требуют уточнения, поскольку не содержат информации о реализации отдельных мероприятий, расходы на которые предусмотрены проектом бюджета.
Также государственные программы требуют уточнения по целям, задачам, ожидаемым результатам. В наших отчетах по мониторингу реализации государственных программ города Севастополя об этом говориться.
Например, 14 из 20 государственных программ в той или иной части не соответствуют документам стратегического планирования, региональным проектам.
Правительству Севастополя, по нашему мнению, необходимо обратить особое внимание на ответственность за выполнение результатов программ, которые принимаются в интересах жителей города Севастополя, повышения качества жизни.
Хочу отметить положительные стороны представленного бюджета, о которых уже сказал Владимир Викторович. Это планируемый рост налоговых доходов в трехлетнем периоде, неналоговых доходов бюджета в 2021 году, финансирование региональной составляющей Национальных проектов, рост показателей капитальных вложений в экономику региона, что в отсутствие государственного долга демонстрирует возможность достижения финансовой независимости города Севастополя за счет достаточно активного использования внутреннего потенциала и обеспечения эффективной модели управления финансами.
Согласно данным рейтинга «РИА Рейтинг» город Севастополь в 2019 году по качеству жизни находился на 17 месте, что на 3 ступени выше, чем в 2018 году и на 6 ступеней выше чем в 2017 году, что указывает на положительную тенденцию развития региона.
Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года город Севастополь будет являться одним из регионов-лидеров роста инвестиций.
Расходы бюджета в 2022 и 2023 годах растут быстрее инфляции.
Доля участия доходов бюджета в структуре ВРП в сравнении с оценкой 2019 года также растет в 2022 и 2023 годах.
Между тем, Контрольно-счетной палатой в заключении отмечена низкая тенденция к росту показателя уровня жизни населения города Севастополя, в том числе с учетом прогноза снижения ВРП в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 4,8% и дальнейшем его приростом на уровне 2,4 % в течение 2022-2023 годов.
Для того чтобы отдельные обязательства Севастополя не имели риски быть необеспеченными собственными доходами бюджета, Контрольно-счетная палата города Севастополя рекомендует не допускать неэффективных и излишних расходов или приводить обязательства Севастополя в соответствие с доходами и, в первую очередь, обеспечить расходные обязательства, которые государство приняло на себя.
Анализ объема безвозмездных поступлений в бюджет города Севастополя в течение трех лет позволяет сделать вывод об увеличении зависимости бюджета города Севастополя от федеральной поддержки, что в условиях казначейского исполнения бюджета подтверждает необходимость повышения качества управления финансами.
В заключении предложу Правительству Севастополя в следующем году организовать принятие документов на основании которых готовится проект бюджета не позднее срока, определенного 59-ЗС, а также организовать «нулевые» слушания проекта бюджета до его внесения.
Спасибо за внимание!