Уважаемый

Михаил Владимирович!

Владимир Владимирович!

Уважаемые депутаты, присутствующие!

Контрольно-счетная палата города Севастополя представила Вашему вниманию заключение на проект закона города Севастополя «О бюджете города Севастополя на 2023 год и плановый период 2024  и 2025 годов».

Этот материал поможет дать свои предложения и замечания ко второму чтению, а также сложить свое мнение о роли законопроекта в качестве инструмента бюджетно-налоговой политики региона.

Бюджет основан на Прогнозе СЭР, разработанным Правительством Севастополя, И мы считаем его ИЗЛИШНЕ ОПТИМИСТИЧНЫМ по некоторым показателям. Так, прогноз роста реальных располагаемых денежных доходов населения в 2023 году более чем на 8%, а в 2024-2025 годах более чем на 10% и 11% соответственно, с учетом оценки уровня инфляции за 2022 год и усиления санкционного давления, не представляется реалистичным, а в трехлетнем периоде потребительский спрос  не станет драйвером развития экономики города Севастополя.

Переходя к основным параметрам бюджета, отмечаем, что доходы, расходы, дефицит бюджета и объем дорожного фонда подлежат корректировке и уточнению в соответствии с бюджетными назначениями федерального бюджета.

Планирование объемов ряда неналоговых доходов также являются излишне оптимистичными.

Объем безвозмездных поступлений в проекте бюджета города Севастополя меньше предусмотренных в федеральном бюджете  на 5 млрд рублей, в основном это целевые субсидии.

Особая важность установлена федеральным законодательством для документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации. Качество и сроки достижения показателей социально-экономического развития региона зависят от качества государственных программ города Севастополя, эффективности их исполнения.

Проектом бюджета в 2023 году планируется реализация 22 ГП на сумму более 60 млрд рублей.

По-прежнему в действующих программах недостаточно показателей, отражающих социально-экономический эффект (результат для жителей города).

Справочно:

Например, «объем потребления природного газа в год», «количество установленных мемориальных знаков», «полезный отпуск холодной воды», «объем принимаемых сточных вод» и многие другие не только не отражают результат программы, НО И не зависят от ее реализации.

Также уже более двух лет не соблюдаются требования в части определения в программах куратора налоговых расходов, установления взаимосвязи между налоговыми расходами и целями программ, а также оценки вклада предусмотренных налоговых льгот в значение индикатора достижения целей программы, что предусмотрено требованиями  статьи 174.3 БК РФ.

По нашему мнению, законопроектом не решены вопросы снижения кредиторской задолженности медицинских организаций, объем которой значителен, НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО финансирование механизмов приостановления (прекращения) темпов роста данного показателя, а также не уделено внимание инструментам привлечения в регион педагогов по основным направлениям общего образования – математики, физики, истории, химии, в связи с чем подготовка детей по данным направлениям  по-прежнему останется проблемой родителей.

По результатам экспертизы законопроекта установлены нарушения Методики планирования расходов бюджета города Севастополя и иные недостатки при формировании расходов бюджета по 7 главным распорядителям средств бюджетов на сумму  3,8 млрд рублей.

Вместе с тем ОТМЕЧАЕМ И ПРИВЕТСТВУЕМ надлежащий уровень управления региональными финансами на протяжении последних трех лет (2019-2021 гг.), что подтверждается выводами Минфина России, а также ежегодное повышение качества подготовки обоснований к проекту бюджета.

При планировании публичных нормативных обязательств города Севастополя частично учтены замечания Палаты в части методологии расчета по категориям получателей, что повышает качество, информативность и обоснованность этих расчетов.

Отдельно отмечаем повышение качества планирования Департамента образования города Севастополя – учредителя  156 образовательных учреждений –самой крупной сети подведомственных учреждений.

При озвученных условиях исполнения бюджета и с учетом надлежащего контроля за результативностью использования бюджетных средств, в том числе капитальных вложений в экономику региона, бюджет города Севастополя обеспечит возможность решения ряда серьезных социальных и инфраструктурных задач.

Продолжится поддержка семьям, детям, одиноко проживающим гражданам в городе Севастополе и нашим ветеранам.

В целом законопроект подлежит корректировке при подготовке ко второму чтению, об этом я уже говорила в начале своего выступления. Заемные обязательства субъекта, планируемые в рамках долговой политики, по показателям их оценки, определенным Министерством финансов РФ и общепринятым  в мировой практике, находятся в зоне высокой финансовой устойчивости, о чем отдельно указано в разделе, посвященном долговой политике региона.

Спасибо за внимание!

Доклад Председателя Контрольно-счетной палаты города Севастополя о заключении на проект закона города Севастополя «О бюджете города Севастополя на 2023 год и плановый период 2024  и 2025 годов»