Версия для печати Версия для печати

Уважаемый Владимир Владимирович! Михаил Владимирович!

Уважаемые депутаты, приглашенные!

Вашему вниманию предлагается краткий доклад о деятельности Контрольно-счетной палаты города Севастополя за 2019 год!

Полный текст отчета, с которым Вы могли ознакомиться, представлен в Законодательное Собрание города Севастополя 3 июня 2020 года.

В отчете отражены результаты деятельности Палаты города Севастополя по достижению поставленных перед государственным органом целей, выполнению возложенных задач и результатах реализации полномочий, определенных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.

Напомню, Контрольно-счетная палата города Севастополя создана 26 февраля 2015 года. Всего за пять лет работы Палатой проведено 51 контрольное мероприятие, 448 экспертно-аналитических мероприятий, 321 экспертиза нормативных правовых актов, из них: 166 экспертиз проектов законов города Севастополя, 41 экспертиза проектов иных нормативных правовых актов, 114 экспертиз муниципальных правовых актов, направлено объектам контроля 109 представлений и предписаний.

По итогам проверок рекомендовано к возврату в бюджет города Севастополя 385,6 млн. рублей.

Возвращено в бюджет 65,2 млн. руб. (17%).

Сумма наложенных штрафов на должностных лиц, привлеченных к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, составила 852 тыс. рублей.

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в правоохранительные органы направлено 35 материалов, возбуждено 11 уголовных дел.

В 2019 году проведено 154 мероприятия.

Это 68 экспертно-аналитических и 9 контрольных мероприятий, из них – 2 внеплановых, а также проведено 77 экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.

Финансовым контролем охвачено 236 объектов контроля.

Объем проверенных средств в рамках контрольных мероприятий составил почти 8 млрд. руб., экспертно-аналитических мероприятий – 90 млрд., финансово-экономических экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов – 207 млрд. рублей.

Охват средств по контрольным мероприятиям в 2019 году выглядел следующим образом:

  • жилищно-коммунальное хозяйство – 4,0 млрд.руб. (50,9%);
  • национальная экономика – 2,18 млрд.руб. (27,8%);
  • средства массовой информации – 650,93 млн.руб. (8,3%);
  • здравоохранение – 585,59 млн.руб. (7,4%);
  • образование – 330,26 млн.руб. (4,2%);
  • внутригородские муниципальные образования – 85,89 млн.руб. (1,1%);
  • социальная политика – 29,16 млн.руб. (0,4%).

В ходе внешнего государственного финансового контроля за 2019 год выявлено нарушений на сумму более 18 млрд. рублей. При этом в отчетном году наблюдалось снижение объема нарушений к 2018 году в 2 раза.

Это свидетельствует о повышении качества подготовки документов стратегического планирования исполнительными органами государственной власти (государственных программ), правовых актов города Севастополя и муниципальных образований, реализация которых влечет расходы для бюджета соответствующего уровня, уменьшение количественных и качественных нарушений при использовании средств бюджетов и исполнения государственных (муниципальных) контрактов и о повышении финансовой дисциплины участников бюджетного процесса.

В рамках контрольной деятельности выявлено нарушений 1,7 млрд. рублей (снижение к 2018 году почти в 2 раза). Вместе с тем мы отмечаем сохранение доли нарушений в проверенном объеме средств в рамках контрольных мероприятий в 2018-2019 гг. (22%).

По объему неэффективно используемых ресурсов, недостаточной квалификации финансовых служб органов власти, нарушений в деятельности подведомственных учреждений и предприятий в зоне особого контроля находятся Департамент городского хозяйства и Департамент здравоохранении.

По результатам экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, том числе экспертиз проектов законов о бюджете и внесении изменений к ним, экспертиз решений о местных бюджетах и изменений к ним отмечаем значительное повышение качества финансово-экономического обоснования документов (снижение к 2018 году на 46 %), в абсолютных показателях – 16,4 млрд.руб.

В структуре нарушений по контрольным мероприятиям почти 90% занимают нарушения при формировании и исполнении бюджета (1,6 млрд. руб., уменьшение к 2018 году в 2 раза)

Экспертиза трехлетнего бюджета города Севастополя показала, что неоднократные замечания Палаты о необходимости повышения качества и информативности расчетов и обоснований, а также повышении уровня контроля со стороны финансового органа учитываются разработчиком.

Объем необоснованных расходов в 2019 году снизился  с 4,6 % до 1 % от общего объема планируемых расходов, запланированных без правовых оснований бюджетных ассигнований – с 7 % до 2,3 %.

Также отмечаем снижение более чем на 1,8 млрд. рублей нарушений порядка планирования финансового обеспечения государственных заданий. В 2020 году финансовым органом учтены замечания и предложения Палаты в части необходимости расширения перечня информации, включаемой в обоснования финансового обеспечения государственных заданий: в соответствующий правовой акт – внесены изменения.

Аналогичные по объему полномочия осуществляются Контрольно-счетной палатой города Севастополя  в отношении бюджетов и имущества 10 внутригородских муниципальных образований города Севастополя, что позволяет выстроить единую систему государственного и муниципального финансового контроля в городе Севастополе. В Российской Федерации такая практика применяется только в городе Москве, тогда как у наших коллег из Южного федерального округа созданы самостоятельные муниципальные палаты (Республика Крым-27, Краснодарский край – 45, Ростовская область -23).

Общее количество нарушений, допускаемых ОМС, уменьшилось на 83 единицы или 72,2 %. При этом значительно снизилась доля нарушений при планировании и формировании бюджетов. Представленная динамика свидетельствует о наличии положительной тенденции по совместной, непрерывной работе Палаты с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Севастополя

Главная цель проверок – не просто выявить нарушения, а полностью их устранить или минимизировать их негативное влияние на бюджетную, социальную или иные сферы. Для этого руководителям объектов проверок в 2019 году направлены 23 представления, которые содержат требования о пресечении выявленных нарушений, возмещении причиненного государству ущерба, возврате субсидий, привлечении к ответственности виновных.

По результатам контрольных мероприятий в 2019 году объектами контроля выполнялись рекомендации о корректировке норм законодательства – принято 11 нормативных правовых актов,  в 6 внесены изменения.

К возврату в бюджет города Севастополя рекомендовано 79,4 млн. рублей:

-47,8 млн. ущерб,

-31,9 млн. субсидии.

Возвращено в бюджет города Севастополя 35,67 млн. рублей (44,9%):

-ущерб – 0,13 млн.;

-субсидии – 13,86 млн.;

-штрафы, пени, неустойки – 13,32 млн.;

-долг по арендной плате – 8,36 млн.

Палатой продолжена административная практика, в 2019 году возбуждено 12 дел об административных правонарушениях, вынесены постановления с назначением административного наказания 10 должностным лицам в виде штрафа на общую сумму 40 тыс. рублей. К дисциплинарной ответственности привлечено 10 должностных лиц, допустивших правонарушения. По материалам, представленным Палатой в правоохранительные органы, возбуждено 1 уголовное дело.

По 9 требованиям прокуратуры города Севастополя специалисты Палаты приняли участие в 6 прокурорских проверках, участвовали в 170 судебных заседаниях по вопросам взыскания бюджетных средств, использованных с нарушением нормативных правовых актов, по делам об административных правонарушениях. Судами заявленные требования были удовлетворены на сумму 4,08 млн рублей.

В целях организации взаимодействия по мониторингу реализации национальных проектов в шести федеральных округах Счетная палата провела стратегические сессии с представителями контрольно-счетных органов субъектов, которые позволили проанализировать сложные вопросы формирования и реализации национальных проектов в регионах.

Ключевое событие 2019 года – 23-й Конгресс международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ – вторая по количеству членов-участников организация после ООН), в ходе которого Счетная палата РФ приняла полномочия президента организации, получив на ближайшие три года возможность формировать повестку международного аудиторского сообщества.

В отчетном периоде Контрольно-счетная палата продолжила сотрудничество с ФГАОУВО «Севастопольский государственный университет» и с Севастопольским филиалом ФГГБОУВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

При планировании основной деятельности на 2020 год использованы элементы риск-ориентированного подхода, подход к организации внешнего государственного финансового контроля через аудит приоритетных сфер и направлений, а не отдельных тематик, инклюзивность аудита.

Учитывая поставленную Президентом Российской Федерации задачу эффективного использования государственных средств, Контрольно-счетная палата города Севастополя и в 2020 году продолжит работу по построению результативной системы контроля исполнения бюджетов, использования государственного имущества.

 

Спасибо за внимание!

Доклад Председателя Контрольно-счетной палаты города Севастополя о деятельности Контрольно-счетной палаты города Севастополя за 2019 год