- Контрольно-счетная палата города Севастополя - http://ksp-sev.ru -

Информация о проведении финансово-экономической экспертизы проекта закона города Севастополя «Об осуществлении инвестиционной деятельности на территории города Севастополя»

Контрольно-счетной палатой города Севастополя проведена финансово-экономическая экспертиза проекта закона города Севастополя «Об осуществлении инвестиционной деятельности на территории города Севастополя».

Законопроект разработан с целью привлечения инвестиций в экономику города, стимулирования организаций к осуществлению инвестиционной деятельности, достижения взаимосвязи свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным взаимодействием там, где это диктуется публичными интересами, предоставления законодательных гарантий инвесторам при реализации инвестиционных проектов, устранения противоречия нормативно-законодательной базы, регулирующей инвестиционную деятельность, повышения эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов путем регламентации осуществления конкурсного отбора инвестиционных проектов, совершенствования системы налоговых льгот при осуществлении инвестиционного процесса, предоставления поддержки субъектам, осуществляющим инвестиционную деятельность, повышения предпринимательской активности, диверсификации отраслевой структуры региональной экономики, повышения ее конкурентоспособности, достижения положительного социального эффекта от вложения бюджетных инвестиций, снижения отдельных видов регуляторных и правоприменительных рисков инвесторов.

Цели и задачи законопроекта соответствуют приоритетным направлениям государственной политики в области осуществления инвестиционной деятельности.

Принятие законопроекта дополнительных расходов для города Севастополя не несет.

При этом установлено, что отдельные нормы проекта закона не соответствует требованиям бюджетного законодательства в части предоставления бюджетных инвестиций, что создает риски незаконного и неэффективного использования средств федерального бюджета и бюджета города Севастополя, а именно:

– пункт 6 статьи 1 законопроекта не соответствует требованиям статьи 2 Закона № 39-ФЗ в части прямого ограничения действия законопроекта на отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, которые регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

Справочно: в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.2005№ 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. В соответствии                       с частью 5 статьи 79 Бюджетного кодекса бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.

– часть 1 статьи 2 и часть 2 статьи 7 законопроекта не содержат понятие бюджетных инвестиций;

Справочно: в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

– пунктом 3 части 1 статьи 3 законопроекта, помимо соглашения о реализации инвестиционного проекта с привлечением государственных инвестиций на территории города Севастополя, не предусмотрено наличие договора о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса. Более того, отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для непредоставления бюджетных инвестиций;

– пункт 2 части 2 статьи 4 законопроекта не соответствуют                     статье 6 Закона № 39-ФЗ в части самостоятельного определения объектов инвестиций;

Справочно: согласно статье 6 Закона № 39-ФЗ инвесторы имеют равные права, в том числе, на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

– пункт 7 части 2 статьи 4 не предусматривает, что условия самостоятельного использования инвестором прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта на территории города Севастополя, распространяется только на иностранных инвесторов после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов в соответствии с Законом № 160-ФЗ;

– часть 2 статьи 6 законопроекта не соответствует требованиям Законов № 39-ФЗ, № 160-ФЗ, № 224-ФЗ, № 377-ФЗ в части имущественной ответственности органов государственной власти города Севастополя по принятым на себя обязательствам в рамках реализации инвестиционного проекта. В соответствии с бюджетным и гражданским законодательством при осуществлении инвестиционной деятельности инвестору гарантируется защита его прав и законных интересов только в виде возмещения убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) должностных лиц этих органов;

Справочно: в соответствии со статьей 15 Закона № 224-ФЗ частный партнер имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и (или) должностных лиц этих органов, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона № 160-ФЗ иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 18 Закона № 39-ФЗ порядок возмещения убытков субъектам инвестиционной деятельности в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяется законодательством Российской Федерации (Гражданский кодекс) и заключенными договорами и (или) государственными контрактами.

В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

– часть 3 статьи 8 законопроекта не соответствует требованиям Закона  № 377-ФЗ при заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, Закона № 224-ФЗ при заключении соглашения о государственно-частном партнерств, а также требованиям статьи 80 Бюджетного кодекса при заключения договора о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в части самостоятельного выбора инвестором типа договорных отношений, связанных с инвестиционной деятельностью;

– включение пункта 3 в часть 3 статьи 10 противоречит требованиям бюджетного законодательства в части предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ, услуг, которые  согласно статье 78 Бюджетного кодекса предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг и не являются бюджетными инвестициями;

– статьи 12 и 13 законопроекта в части использования в наименовании определения «государственная поддержка» не соответствуют федеральному законодательству (Законы № 39-ФЗ, № 160-ФЗ, № 224-ФЗ, № 377-ФЗ), которым предусмотрены особенности и условия предоставления государственных гарантий, а не меры и особенности предоставления государственной поддержки;

– частью 3 статьи 14 законопроекта не учтены требования бюджетного законодательства, предъявляемые к порядку предоставления бюджетных инвестиций и условиям их предоставления, предусмотренным статьей 80 Бюджетного кодекса;

– частью 3 статьи 15 законопроекта предусмотрено рассмотрение документов инвестора, изъявившего желание заключить соглашение о реализации инвестиционного проекта с привлечением государственных инвестиций на территории города Севастополя, не соответствующее положениям о порядке рассмотрения документов инвестора и получения заключения по инвестиционному проекту, с обязательным соблюдением условий, предусмотренных  Бюджетным кодексом, Законом № 39-ФЗ и  Законом № 1488-1 при предоставлении инвесторам бюджетных инвестиций;

– часть 4 статьи 17 законопроекта, предусматривающая обязательные условия в проекте соглашения, не содержит обязательные условия, включаемые в договор о предоставлении бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса, обязанности осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджетов субъектов Российской Федерации уполномоченными на то соответствующими органами субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 7 статьи 13 Закона № 39-ФЗ;

– в статье 18 законопроекта не предусмотрены требования Бюджетного кодекса и части 6 статьи 13 Закона № 39-ФЗ в части  заключения государственных контрактов, иных договоров в целях строительства, реконструкции, в том числе реконструкции с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства государственной собственности, или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность при реализации соответствующих инвестиционных проектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных  и муниципальных нужд, при предоставлении бюджетных инвестиций;

– часть 3 статьи 19 законопроекта не соответствует статье 15 Закона № 39-ФЗ, поскольку в силу статьи 6 Закона № 39-ФЗ инвесторы                      не обладают правом самостоятельного выбора объектов. Согласно статье 18 законопроекта отбор инвестиционных проектов осуществляется                                 на конкурсной основе.

Справочно: в соответствии со статьей 1 Закона № 39-ФЗ инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Результаты проведения финансово-экономической экспертизы Законопроекта рассмотрены на Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя, утверждены постановлением Коллегии от 21.10. 2016 № 53        и направлены в адрес разработчика.

Информация о проведении финансово-экономической экспертизы проекта закона города Севастополя «Об осуществлении инвестиционной деятельности на территории города Севастополя»