Контрольно-счетной палатой города Севастополя в соответствии с частью 6 статьи 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации, со статьей 44 Закона города Севастополя от 14.08.2014 № 59-ЗС «О бюджетном процессе в городе Севастополе», со статьей 13 Закона города Севастополя от 10.07.2014 № 36-ЗС «О Контрольно-счетной палате города Севастополя», с пунктом   16.2 Плана работы Контрольно-счетной палаты на 2022 год проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя (далее-ТФОМС) за 2021 год.

Согласно представленному отчету об исполнении бюджета ТФОМС за 2021 год (форма № 0503117), доходы ТФОМС составили  7 145 952,8 тыс. рублей, что составляет 100,0 % от утвержденных бюджетных назначений.

Достигнутый в 2021 году показатель по доходам ТФОМС (7 145 952,8 тыс. рублей) превышает уровень исполнения бюджета ТФОМС по доходам за 2020 год (5 687 750,7 тыс. рублей) на 25,6 %. Основное увеличение произошло по источнику «Безвозмездные поступления» за счет увеличения объема субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации на 5,4%.

Согласно данным отчета об исполнении бюджета ТФОМС (по ф. 0503117) расходы бюджета ТФОМС на 2021 год исполнены в объеме 6 954 564,2 тыс. рублей, что составляет 98,6 % от утвержденных бюджетных назначений.

По сравнению с 2020 годом, увеличение объема расходов бюджета ТФОМС составило 1 301 572,2 тыс. рублей или 23,0%, в том числе по разделам: «Общегосударственные вопросы» – на 3 459,4 тыс. рублей или 5,5%, «Здравоохранение» – увеличение на 1 298 112,8 тыс. рублей или 23,2%.

По результатам исполнения бюджета ТФОМС в 2021 году сложился профицит в объеме 191 388,6 тыс. рублей (в 2020 году –  34 758,7 тыс. рублей).

Основным источником формирования доходной части бюджета ТФОМС являются межбюджетные трансферты – 97,9%, на налоговые  и неналоговые доходы приходится 2,1%.

В структуре исполненных бюджетных ассигнований по расходам 99,0% приходится на расходы по разделу «Здравоохранение» и 1,0% на расходы по разделу «Общегосударственные вопросы». В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона № 326-ФЗ, статьи 6 Закона №460-ЗС ТФОМС для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в течение 2021 года сформирован нормированный страховой запас (далее – НСЗ) ТФОМС в объеме 2 246 113,7 тыс. рублей, что на 1 076 824,4 тыс. рублей или на 92,1% превышает объем 2020 года.

Сумма использованных средств НСЗ составила 2 016 509,5 тыс. рублей, что на 912 393,2 тыс. рублей или 82,6% больше, чем в 2020 году.

Размер базового (среднего) подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц в соответствии с перечнем расходов  на медицинскую помощь, финансовое обеспечение которых осуществляется по подушевому нормативу финансирования, был установлен приложением   № 10 Тарифного соглашения от 24.12.2020 на 2021 год в сумме 230,00 рублей,   а с 01.01.2021 в сумме 154,33 рублей (дополнительное соглашение     от 28.01.2021). Расчет размера подушевого норматива финансирования произведен в соответствии с  Методическими рекомендациями по способам оплаты  медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (совместное письмо Минздрава России от 30.12.2020  № 11-7/и/2-20691, Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 30.12.2020 № 00-10-26-2-04/11-51). С марта 2021 года размер подушевого норматива финансирования составил 159,73 рублей (дополнительное соглашение от 23.03.2021) в связи с оплатой тестирования  на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID – 19) в подушевом нормативе финансирования (увеличение средств на 23 723 001,16 рублей).

По состоянию на 01.01.2022 общая сумма кредиторской задолженности всех подведомственных Департаменту здравоохранения города Севастополя медицинских организаций, источником финансирования которой являются средства ТФОМС, увеличилась на 80% или на 310 999,2 тыс. рублей, составив 699 670,9 тыс. рублей (в 2020 году – 388 671,7 тыс. рублей), в том числе по статьям расходов:

–  по расчетам с поставщиками товаров, работа (услуг) в сумме  580 786,89 тыс. рублей (на 01.01.2021 – 300 391,66 тыс. рублей), увеличение почти в 2 раза или на 280 395,23 тыс. рублей;

– на выплату заработной платы с начислениями на выплаты по оплате труда в сумме 118 884,02 тыс. рублей (на 01.01.2021 – 88 279,52 тыс. рублей)  и увеличившись на 34,7% или на 30 604,5 тыс. рублей.

Общий объем просроченной кредиторской задолженности увеличился более чем в 2 раза или на 280 428,5 тыс. рублей и составил 508 621,9 тыс. рублей (на 01.01.2021 – 228 193,39 тыс. рублей).

Просроченная кредиторская задолженность на общую сумму 508 621,9 тыс. рублей сформирована у пяти медицинских организаций:

1) ГБУЗС «Городская больница №1» в сумме 306 749,08 тыс. рублей, (поставщикам товаров (работ и услуг);

2) ГБУЗС «Городская больница №4» в сумме 27 164,56 тыс. рублей, (поставщикам товаров (работ и услуг) в сумме 16 310,03 тыс. рублей,   по начислениям на выплаты по оплате труда в сумме 10 854,54 тыс. рублей; 

3) ГБУЗС «Горбольница № 5-Центр охраны здоровья матери и ребенка» в сумме 68 706,68 тыс. рублей, (поставщикам товаров (работ и услуг);  

4) ГБУЗС «Севастопольский городской онкологический диспансер им.  А.А.   Задорожного» в сумме 106 001,58 тыс. рублей поставщикам товаров (работ и услуг).

Исполнение Территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2021 году имело ряд особенностей. В условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, Указом Губернатора города Севастополя от 17.03.2020 № 14-УГ «О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности» на территории города Севастополя введены ограничительные меры по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СOVID -19). С 22.04.2020 приостановлено проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации взрослого населения за исключением обязательных медицинских осмотров, предусмотренных частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В динамике 2019 – 2021 годов наблюдается увеличение количества случаев оказания медицинской помощи жителям города Севастополя в других субъектах РФ.          

В 2021 году оплачено 44 498 случаев оказания медицинской помощи на территории других субъектов РФ.

По данным ТФОМС (ф.0503169), размер дебиторской задолженности на 01.01.2022 составил 6 386 441,2 тыс. рублей, из них просроченная 9 941,9 тыс. рублей, в том числе по расходам – 10,8 тыс. рублей, что на 240,5% выше, чем в 2020 году, по доходам 6 379 124,5 тыс. рублей, что на 11,1% больше, чем в 2020 году.

По данным ТФОМС (ф.0503169) размер кредиторской задолженности на 01.01.2022 составил 228 473,9 тыс. рублей, что на 392,5% больше кредиторской задолженности за 2020 год (58 203,5 тыс. рублей). По данным ТФОМС (ф.0503169) просроченная кредиторская задолженность на 01.01.2022 отсутствует. При проверке бюджетной отчетности и анализе отчетных форм ТФОМС фактов недостоверного и неполного отражения данных не установлено. Результаты внешней проверки отчета об исполнении бюджета ТФОМС утверждены постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 31.05.2022 № 42 и направлены в адрес Законодательного Собрания, Губернатора города Севастополя, Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя.

Информация о результатах внешней проверки отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя за 2021 год