- Контрольно-счетная палата города Севастополя - http://ksp-sev.ru -

Информация о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования бюджетных средств, направленных на оказание медицинской помощи населению с онкологическими заболеваниями и заболеваниями системы кровообращения с учетом решения задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

На основании пункта 9 Плана работы Контрольно-счетной палаты города Севастополя на 2020 год [1], пункта 1 Плана работы Контрольно-счетной палаты города Севастополя на 2021 год [2] проведено контрольное мероприятие «Проверка эффективности использования бюджетных средств, направленных на оказание медицинской помощи населению с онкологическими заболеваниями и заболеваниями системы кровообращения с учетом решения задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в Департаменте здравоохранения города Севастополя (далее – Департамент) и подведомственных учреждениях участвующих в организации и оказании медицинской помощи населению с онкологическими заболеваниями и заболеваниями системы кровообращения: ГБУЗС «Медицинский информационно-аналитический центр», ГКУС «Медицинский склад № 1043», ГБУЗС «Севастопольский городской онкологический диспансер им. А.А. Задорожного», ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова».

Информация о выявленных нарушениях/недостатках.

Департаментом здравоохранения города Севастополя – главным распорядителем бюджетных средств, не обеспечено эффективное управление бюджетными средствами, направленных в 2019-2020 годах на оказание медицинской помощи населению с онкологическими заболеваниями и заболеваниями системы кровообращения с учетом решения задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Исчерпывающие меры по реализации бюджетных полномочий и полномочий в сфере охраны здоровья для обеспечения доступности и качества медицинской помощи больным с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями в городе Севастополе не приняты. Высокий уровень смертности от болезней системы кровообращения и злокачественных новообразований и недостижение показателей снижения смертности свидетельствует о том, что организация здравоохранения города Севастополя требует особого внимания.

Между тем результаты проведенного мероприятия позволили сделать следующие выводы.

1. Целевые показатели (индикаторы) реализации региональных проектов достигнуты не в полном объеме.

По итогам 2019 года показатель смертности от болезней системы кровообращения на 100 тысяч населения составлял 744,96 (РФ – 583,1) при плановом значении 545, за 2020 – 764, 7 случая (план – 615).

В 2019 году смертность от новообразований, в том числе злокачественных на 100 тысяч населения составила 252,69 случаев при плановом 243,0 (РФ – 203 случая), в 2020 -248,37 (план – 237,9).

В 2019 году доля новообразований, выявленных на ранних стадиях составила 58,49% (РФ – 57,4%), при плановом уровне 57,2%. Одногодичная летальность при ЗНО составила 24,8% (РФ – 21,8%), на 4,2 процентных пункта превысила плановые показатели (20,6%). Удельный вес больных со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете 5 лет и более – 41,8%, при плановом значении – 45,7%.

В 2020 году недостижения целевых показателей региональных программ обусловлено объективными причинами (эпидемия КОВИД -19).

2.Реализация мероприятий государственной программы, в том числе региональных проектов, в 2019-2020 годах не имела достаточного вклада в решение проблем системы оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями.

2.1. Несмотря на принимаемые Департаментом здравоохранения меры, задача ликвидации дефицита медицинских работников и уровня их квалификации в 2019-2020 годах не решена.

Штатная численность медицинских работников кардиологического отделения, отделения анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии РСЦ, кардиохирургического отделения РСЦ, отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения РСЦ, нейрохирургического отделения РСЦ, неврологического отделения РСЦ ГБУЗС «Городская больница №1 им. Н.И. Пирогова», отделений ГБУЗС «Севастопольский городской онкологический диспансер имени А.А. Задорожного» не соответствует рекомендованным Порядками оказания медицинской помощи штатным нормативам.

Также не ликвидирован дефицит кадров в утвержденных штатных расписаниях медицинских организаций.

По состоянию на 01.01.2021 число свободных ставок медицинских работников по должностям врачей, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи больным с ССЗ и ЗНО, составило 41,5 ед., в том числе:  кардиологов – 7,75 ед. (в амбулаторном звене – 4, стационаре – 3,7 ед.), неврологов – 14,75 ед. (в амбулаторном звене – 8,5, стационаре – 6,25 ед.), по рентгенэдоваскулярным диагностике и лечению – 2,25 ед. (стационар), хирургов сердечно-сосудистых – 2,25 ед. (в амбулаторном звене – 0,25, стационаре – 2 ед.), онкологов – 13,25 ед. (в амбулаторном звене – 7, стационаре – 6,25 ед.), по медицинской реабилитации 1,25 (в амбулаторном звене – 0,25, стационаре – 1 ед.).

Анализ кадровой политики Департамента как одного из факторов, оказывающих влияние на доступность и качество оказания медицинской помощи в городе Севастополе показал положительную динамика по восстановлению кадров с 13,1% в 2019 году до 19,6% в 2020 году, рост коэффициента приема кадров в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 6,5% (в том числе врачей на 9,8%), что свидетельствует об эффективности применения мер социальной поддержки медицинских работников. При этом коэффициент стабильности кадров, характеризующий степень сохранения квалифицированного персонала, в 2020 году в сравнении с 2019 годом снизился на 1,4% (в том числе по врачам – на 2,3%), что может свидетельствовать о проблемах в системе мотивации и кадровой политики Департамента по сохранению квалифицированных кадров.

2.2. Сохраняется дефицит больничных коек для лечения больных с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, а мероприятия государственной программы в краткосрочном периоде не позволяют решить данную программу (строительство многопрофильного лечебно-диагностического корпуса онкологического диспансера, Севастопольской больницы скорой медицинской помощи до 2022 года).

Фактическое количество развернутых специализированных коек по профилю ССЗ на 181 единицы ниже абсолютного количества, необходимого для реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Дефицит коек по профилю сосудистая хирургия составил 7 ед., кардиохирургических – 4 ед., кардиологических – 33 ед., онкологических – 20 ед., общий дефицит коечного фонда по профилю «неврология» – 80 коек. Дефицит коек дневного стационара по профилю сосудистая хирургия составил 1 ед., кардиологических – 36 ед.

2.3. Доступность медицинской помощи детям с онкологическими заболевания в городе Севастополе не обеспечена, их лечение становится проблемами родителей, в том числе финансовыми.

По данным статистики в Севастополе ежегодно регистрируется порядка 80 случаев заболеваний детей ЗНО (2019 год – 87, 2020 год – 77 случаев).

Детские онкологические койки круглосуточного стационара (при нормативе – 6 ед.) не развернуты. Штатная должность врача детского онколога в подразделении, оказывающем медицинскую помощь в амбулаторных условиях (0,5 ставки) вакантна.

2.4. Более 50% зданий (помещений) лечебных учреждений по-прежнему находятся в неудовлетворительном санитарном и техническом состоянии для своевременной установки приобретаемого оборудования, требуют проведения реконструкции и капитального ремонта (из них 51,9% помещений в которых оказывается медицинская помощь в амбулаторных условиях, 56,5% помещений – в стационарных условиях).

Существующая мощность присоединения к электрическим сетям ООО «Севастопольэнерго» медицинских учреждений, оказывающих помощь больным с сердечно сосудистыми и онкологическими заболеваниями, недостаточна для подключения и эксплуатации приобретенного в рамках реализации региональных проектов оборудования.

2.5. Оснащение структурных подразделений ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» и ГБУЗС «Севастопольский городской онкологический диспансер им. А.А. Задорожного» не соответствует Порядкам оказания медицинской помощи.

В среднем структурные подразделения ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова», оказывающие медицинскую помощь больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащены в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи на уровне 60,9%, структурные подразделения ГБУЗС «Севастопольский городской онкологический диспансер им. А.А. Задорожного», оказывающие медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями – 69,2%.

Департаментом планы («дорожные карты») мероприятий по дооснащению медицинских учреждений города Севастополя, в том числе оказывающих медицинскую помощь больным с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, не разрабатывались и не утверждалась.

2.6. Департаментом – ответственным исполнителем государственной программы и региональных проектов, не принято достаточных мер по организации и контролю за реализацией мероприятий, обеспечивающих профилактику, в том числе раннее выявление сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, вносящих наибольший вклад в уровень смертности населения города Севастополя

Планы проведения мероприятий, в том числе по профилактике и лечению факторов риска БСК и онкологических заболеваний, информационно-просветительских программ для населения с использованием средств массовой информации, формированию здорового образа жизни в проверяемом периоде не выполнялись. Кабинеты отказа от курения в поликлиниках города Севастополя в 2019-2020 годах не открыты (план – по 2 кабинета в год).

В ходе контрольного мероприятия подтвержден недостаточный объем диспансеризации и диспансерного наблюдения групп больных с болезнями системы кровообращения и онкологическими заболеваниями (в 2019 году – 15% взрослого населения, в 2020 – 2,3% при планируемом уровне – 20% ежегодно).

В 2019 году охват диспансерным наблюдением пациентов с ИБС составил 64% против 69,8 % в РФ, доля пациентов, перенесших острый коронарный синдром (ОКС) и взятых под диспансерное наблюдение составила 49,3 % против 69,9 % в РФ.

2.7. Департаментом – ответственным исполнителем государственной программы и региональных проектов, не принято достаточных мер по организации и контролю за реализацией мероприятий, обеспечивающих вторичную профилактику, в том числе льготное лекарственное обеспечение пациентов группы высокого риска.

Кабинеты для больных с хронической сердечной недостаточностью (ХСН) и кабинеты вторичной профилактики в РСЦ ГБУЗС «Городская больница № 1» для обязательного посещения пациента с ССЗ в процессе госпитализации не открыты.

Обеспеченность лекарственными препаратами пациентов группы высокого риска в 2020 году составила 46,6 % от общего числа внесенных в Регистр БСК (2 394 человека). Отпущено лекарственных препаратов на сумму 4 455,2 тыс. руб., что составляет 12% от общей стоимости приобретенных лекарственных средств (37 630,2 тыс. руб.). При этом больные обеспечены необходимыми лекарствами препаратами не в полном объеме (в соответствии с назначениями лечащего врача стационара) и не на полный курс лечения.

Своевременная закупка лекарственных препаратов, информированность пациентов о льготном лекарственном обеспечении, своевременность и полнота внесения сведений в Регистр БСК в соответствии с установленной формой (в том числе внесения перечня лекарственных препаратов, назначенных пациенту при выписке больного из стационара), выписки рецептов пациентам группы высокого риска, а также надлежащий контроль за ходом льготного лекарственного обеспечения Департаментом не обеспечены.

2.8. Поставленная региональной программой «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» задача – организация специализированных реабилитационных отделений по профилям «неврология», «кардиология» для реализации 2-го и 3-го этапов медицинской реабилитации, в течении двух лет Департаментом не решается и остается актуальной.

Доля пациентов, перенесших ОКС и получивших реабилитационную помощь на первом этапе медицинской кардиореабилитации в 2019 году, составляла 92,5%, в 2020 – 82,7%, на втором этапе – 3,8% и 0% соответственно, на третьем – 46,3 и 49,9 соответственно.

Предусмотренные региональной программой «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» мероприятия по открытию отделения реабилитации для перенесших ОКС и ОНМК пациентов, обучению специалистов по профилю медицинская реабилитация для работы в отделении реабилитации, созданию регистра нуждающихся в реабилитации пациентов, в установленные сроки – до 31.12.2020, не выполнены.

2.9. Департаментом не обеспечено качество оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Независимые эксперты, профильные главные внештатные специалисты Департамента указывают на наличие факторов, негативно влияющих на качество оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, среди которых значительную долю занимают: неудовлетворительная работа первичной-медико санитарной службы, отсутствие преемственности между учреждениями специализированной медицинской помощи и первичным подразделением медико-санитарной помощи, недостаточный внутренний контроль качества оказания медицинской помощи, отсутствие регистров пациентов (в том числе с ССЗ, ОКС, ОНМК), недостаток высокотехнологичного оборудования.

2.10. Планы мероприятий по реализации региональных проектов в установленные сроки не выполнены.

Так, из 38 мероприятий, предусмотренных планом регионального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» со сроком исполнения 2019-2020 год, не выполнено 19 мероприятий, что составляет 50%; из 56 мероприятий, предусмотренных планом регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» со сроком исполнения 2019-2020 год, не выполнено 12 мероприятий, что составляет 21,4%.

3.Нормативные правовые акты, регламентирующие предмет контрольного мероприятия, в целом позволяет решать задачи, поставленные региональными проектами «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и «Борьба с онкологическими заболеваниями».

При этом, государственная программа, в том числе региональные программы требуют доработки (корректировки) в части актуализации текущего состояния оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, характеристики мероприятий, детализации мероприятий, установление целевых показателей (индикаторов) для оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на борьбу с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями.

Правовые акты, утверждение которых с целью обеспечения качества и доступности медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями предусмотрено в 2019-2020 годах, Департаментом в полном объеме не приняты.

4.Планирование части закупок медицинского оборудования для оснащения/переоснащения оборудованием Регионального сосудистого центра и онкологического диспансера производилось без учета заявок медицинских учреждений, определяющих необходимые для оказания медицинской помощи параметры оборудования, что создало предпосылки для неэффективного использования бюджетных средств, выделенных на их приобретение.

5.В нарушение статьи 158 Бюджетного кодекса РФ Департаментом здравоохранения – главным распорядителем бюджетных средств, ответственным исполнителем государственной программы, не обеспечено результативности использования бюджетных средств в объеме 275 775,7 тыс. руб., которые в 2020 году не использованы в целях достижения запланированных результатов региональных проектов «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Борьба с онкологическими заболеваниями», что составляет 34,5% от общего объема предоставленных бюджетных средств (798 978,76 тыс. руб.).

Запланированные на 2020 год мероприятия по оснащению регионального сосудистого центра магнитно-резонансным томографом и по переоснащению онкологического диспансера ангиографическим аппаратом, компьютерным томографом для топометрии с увеличенным размером гентри, аппаратом близкофокусной рентгенотерапии, комплексом роботизированной системы гистологической и иммуногистологической диагностики с архивированием, эндовидеоскопическим комплексом для выполнения урологических операций по состоянию на 01.01.2021 не выполнены.

Поставленные в 2021 году с нарушением установленных сроков (2020 год) 5 единиц медицинского оборудования, что составляет 42% от общего количества приобретенного оборудования, для оказания медицинской помощи по состоянию на 01.04.2021 года не используются.

6.В отсутствие контроля со стороны Департамента здравоохранения бюджетные средства, направленные в 2019-2020 годах на оказание медицинской помощи населению с онкологическими заболеваниями и заболеваниями системы кровообращения в общей сумме 71 497,74 тыс. руб. или 13,7% от общего объема расходов (521 091,1 тыс. руб.), использованы с нарушением норм действующего законодательства, в том числе неэффективно.

С нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации допущено использование бюджетных средств на сумму 15 068,4 тыс. руб. или 2,9%, неэффективное использование бюджетных средств – 56 429,34 тыс. руб. или 10,8%.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание города Севастополя, Губернатору города Севастополя.

По результатам контрольного мероприятия, с целью устранения выявленных нарушений, недопущения их в дальнейшей деятельности, внесено представление руководителю Департамента с предложением рассмотреть результаты контрольного мероприятия и разработать план мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Информация о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования бюджетных средств, направленных на оказание медицинской помощи населению с онкологическими заболеваниями и заболеваниями системы кровообращения с учетом решения задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»