В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статьями 8 Закона города Севастополя от 09.06.2023 № 759-ЗС «О Контрольно-счетной палате города Севастополя» (далее – Закон № 759-ЗС), статьей 41 Закона города Севастополя от 14.08.2014 № 59-ЗС «О бюджетном процессе в городе Севастополе» (далее – Закон о бюджетном процессе), пунктом 16.1 Плана работы Контрольно-счетной палаты города Севастополя на 2024 год проведена внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города Севастополя за 2023 год.
Внешней проверкой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств установлен ряд нарушений, выразившихся в несоблюдении требований бюджетного законодательства, создающих риски формирования недостоверной бюджетной отчетности города Севастополя, и отрицательно сказавшихся на ее прозрачности и информативности.
Исполнение бюджета города Севастополя за 2023 год характеризовалось соблюдением Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов города Севастополя от 06.02.2023 № 01-06-10/06-51 в части обеспечения роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по итогам исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации за 2023 год по сравнению с уровнем исполнения 2022 года, непревышения установленных Правительством Российской Федерации нормативов формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Доходы исполнены в объеме 84 680,3 млн рублей или 103,0% от запланированных кассовым планом по доходам. Результаты внешней проверки годового отчета демонстрируют улучшения качества бюджетного планирования в части имеющихся резервов пополнения налоговых
и неналоговых доходов бюджета города Севастополя, на что указывает наличие просроченной дебиторской задолженности по налоговым доходам в объеме 311,3 млн рублей и по неналоговым доходам в объеме 8 834,2 млн рублей.
Расходы исполнены в объеме 86 921,4 млн рублей, что составляет 95,5 % к показателям сводной бюджетной росписи. Исполнение бюджета города Севастополя по расходам увеличилось в абсолютных показателях на 15 730,8 млн рублей и в относительных показателях на 6,7 п. п., по сравнению с 2021 годом увеличилось в абсолютных показателях на 20 890,9 млн рублей (на 13,5 п. п). В целом, начиная с 2017 года, объем исполненных расходов увеличился в 2,6 раза.
Бюджет города Севастополя за 2023 год исполнен с дефицитом в размере 2 241,1 млн рублей при утвержденном Законом о бюджете дефиците (-7 929,3) млн рублей.
Объем государственного долга города Севастополя по состоянию на 01.01.2024 года составлял 892,24 млн рублей и не превышал утвержденного Законом о бюджете общего объема доходов бюджета города Севастополя без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, что соответствует ограничениям, установленным пунктом 4 статьи 107 БК РФ, а также не превышал верхний предел государственного внутреннего долга города Севастополя в сумме 3 685,77 млн рублей, установленный статьей 1 Закона о бюджете.
В 2023 году из бюджета города Севастополя в бюджеты внутригородских муниципальных образований направлены межбюджетные трансферты в объеме 393,6 млн рублей, что составляет 98,5% ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью. В расходной части бюджетов ВМО преимущественную долю занимают расходы, направленные на исполнение мероприятий муниципальных программ, которые реализуются в рамках поставленных стратегических целей развития города Севастополя. Вместе с тем Стратегия социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года не включает цели и мероприятия по развитию муниципальных образований. Внутригородские муниципальные образования города Севастополя не являются соисполнителями мероприятий по достижению стратегических целей развития города. При этом, анализ муниципальных программ внутригородских муниципальных образований города Севастополя показал, что мероприятия в целом согласуются со стратегическими целями развития города Севастополя, направленными на становление города как делового центра, центра туризма, образования, культуры и досуга, а также формирование комфортной городской среды для жителей и гостей. Вместе с тем их планируемые результаты значительным образом не повлияют на достижение указанных целей.
В ходе проведения внешней проверки исполнения бюджета города Севастополя установлен ежегодный рост просроченной дебиторской задолженности по доходам, в том числе по неналоговым доходам, в результате чего образуются риски потерь поступлений неналоговых доходов в бюджет города Севастополя в виде обесценивания долговременно отвлекаемых денежных средств в дебиторскую задолженность.
Результаты проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города Севастополя за 2023 год с рекомендациями направлены в адрес Законодательного Собрания города Севастополя, Губернатора города Севастополя, Департамента финансов города Севастополя.