Контрольно-счетной палатой города Севастополя в соответствии с пунктом 20.4 Плана работы Контрольно-счетной палаты города Севастополя на 2024 год проведена финансово-экономическая экспертиза проекта Закона города Севастополя «О бюджете города Севастополя на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» (далее – законопроект).

Анализ основных прогнозных макроэкономических показателей показал, что надежность отдельных показателей Прогноза социально-экономического развития города Севастополя на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов вызывает обоснованное сомнение, в том числе в связи с отсутствием обоснований факторов и причин, влияющих на достижение предлагаемого уровня макроэкономических показателей.
Параметры бюджета города Севастополя на 2025 и плановый период 2026 и 2027 годов подлежат уточнению после принятия закона о федеральном бюджете на 2025-2027 гг. во втором чтении.
Общий объем прогнозируемых на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов доходов составляет 65 756 978,3 тыс. рублей, 69 383 202,1 тыс. рублей, 62 337 872,5 тыс. рублей, соответственно.
В соответствии с Законопроектом налоговые доходы в 2025 году составят 28 318 016,2 тыс. рублей, или 43,1 % объема доходов бюджета, неналоговые доходы – 3 293 303,8 тыс. рублей или 5,0 % общего объема доходов бюджета, безвозмездные поступления – 34 145 658,3 тыс. рублей или 51,9 % общего объема доходов бюджета.
Показатели налоговых и неналоговых доходов обоснованы в полном объеме.
Законопроектом расходы бюджета города Севастополя на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов запланированы в объеме:
– на 2025 год – 70 477 802,3тыс. рублей;
на плановый период:
– на 2026 год – 74 354 755,7 тыс. рублей,
– на 2027 год – 67 692 289,4тыс. рублей.
В структуре расходов на 2025-2027 годы наибольший объем составляют расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (21,3% в общем объеме расходов бюджета), национальную экономику (20,2%) и образование (18,3%). Расходы в области социальной сферы в 2025-2027 годах запланированы на уровне 47,8% в 2025 году; 50,7% – в 2026 году; 49,9% – в 2027 году, что подтверждает направленность бюджета на стабильное обеспечение социального сектора развития города Севастополя.
По видам расходов основной объем бюджетных средств города Севастополя в 2025 году предусмотрен по двум видам: «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» – 32,6%
(в 2024 году – 28,5%), «Предоставление субсидий бюджетным автономным учреждениям»» – 28,8% (31,4%).

Законопроектом финансовое обеспечение программных расходов запланировано на основании 22 государственных программ города Севастополя:
– на 2025 год в объеме 67 246 537,0 тыс. рублей;
– на 2026 год – 69 902 678,6 тыс. рублей;
– на 2027 год – 61 170 859,3 тыс. рублей.
Показатели финансового обеспечения госпрограмм на 2025–2027 годы, предусмотренные в паспортах, не соответствуют бюджетным ассигнованиям, предусмотренным в законопроекте по соответствующим госпрограммам, как по общей сумме расходов, так и по отдельным госпрограммам:
– в 2025 году уменьшение составляет 535 463,6 тыс. рублей (или 0,8%);
– в 2026 году увеличение составляет 3 032674,0 тыс. рублей (или 4,3%);
– в 2027 году увеличение – 635 729,6 тыс. рублей (или 1%).
Анализ проектной и процессной частей паспортов госпрограмм показал, что доля проектной части всех госпрограмм составляет в 2025 году 41,1% всех расходов бюджета города Севастополя на реализацию госпрограмм, в 2026 году – 38,8 %, в 2027 году – 33,2 %.
Проектная часть не предусмотрена:
– в 2025 году по 9 госпрограммам;
– в 2026 году по 10 госпрограммам;
– в 2027 году по 8 госпрограммам.
С целью реализации мероприятий государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» законопроектом запланированы бюджетные ассигнования:
– на 2025 год в объеме 22 027 437,7 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 20 926 064,7 тыс. рублей или 31,3 % от общего объема расходов, запланированных в проекте бюджета города Севастополя на 2025 год (70 477 802,3 тыс. рублей);
– на 2026 год – 25 625 038,2 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 24 343 785,9 тыс. рублей или 34,5% (74 354 755,7 тыс. рублей);
– на 2027 год – 17 701 445,4 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета 16 816 372,5 тыс. рублей или 26,1% (67 692 289,4 тыс. рублей).

В соответствии с пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ законом о бюджете устанавливается общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.
Частью 4 статьи 2 Законопроекта на исполнение публичных нормативных обязательств предусматриваются бюджетные ассигнования: на 2025 год – в объеме 2 801 359,8 тыс. рублей, на 2026 год – 2 966 193,1 тыс. рублей и на 2027 год – 3 085 598,1 тыс. рублей.

Статьей 5 Законопроекта на социальную государственную поддержку семей и детей предусматриваются бюджетные ассигнования:
– на 2025 год – в сумме 2 030 975,5 тыс. рублей,
– на 2026 год – 2 028 843, 9 тыс. рублей и на 2027 год – 2 083 002,4 тыс. рублей.
Анализ объемов бюджетных ассигнований, направляемых на социальную государственную поддержку семей и детей в 2025 – 2027 годах, показал, что указанные объемы увеличиваются в 2025 году по сравнению с 2024 годом на 9,9 %, в 2026 году уменьшаются на 0,1 % по сравнению с 2025 годом, увеличиваются в 2027 году на 2,6 % по сравнению с 2026 годом. В структуре общих расходов бюджета города Севастополя указанные расходные обязательства составят: в 2025 году – 2,9 %, в 2026 году – 2,7 %, в 2027 году – 3 % (в 2024 году – 2,8 %).

В соответствии с пунктом 4 статьи 179.4 БК РФ Законопроектом предлагается утвердить объем бюджетных ассигнований дорожного фонда города Севастополя на период 2025-2027 гг., в том числе на 2025 год – 5 799 827,8 тыс. рублей, с уменьшением к 2024 году на 2 476 965,1 тыс. рублей или на 29,9 %, на 2026-2027 гг. – 6 545 659,7 тыс. рублей и 11 293 721,5 тыс. рублей, соответственно.
В связи с утратой с 01.01.2023 года органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации права на выдачу специального разрешения на бумажном носителе на движение по автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, требуется внесение изменения в статью 2 Закона о дорожном фонде № 200-ЗС в части исключения из источников формирования дорожного фонда пункта «в».

Прогнозируемый объем дефицита бюджета города Севастополя составляет: на 2025 год – 4 720 824,01 тыс. рублей (уменьшение по сравнению с 2024 годом (6 629 427,5 тыс. руб.) на 1 908 603,5 тыс. рублей); на 2026 год – 4 971 553,61 тыс. рублей, на 2027 год – 5 354 416,91 тыс. рублей.
Основным источником финансирования дефицита бюджета города Севастополя в 2025–2027 годах будут выступать государственные внутренние заимствования города Севастополя.

К Законопроекту представлена Программа государственных внутренних заимствований города Севастополя на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов, разработанная в соответствии пунктом 3 статьи 110.1 Бюджетного кодекса РФ
С целью финансирования дефицита бюджета города Севастополя в 2025-2027 годах Законопроектом запланировано получение кредитов от кредитных организаций со сроком погашения за пределами бюджетного планирования (2028 год).
По результатам оценки расчетов за пользование бюджетными кредитами, а также расчетов за пользование кредитами кредитных организаций с учетом прогноза ЦБ РФ по учетной ставке расходы на обслуживание государственного долга в период 2025-2027 годов в проекте бюджета завышены на 209 432,14 тыс. рублей.

Верхний предел государственного внутреннего долга города Севастополя запланирован:
– на 1 января 2025 года в сумме 3 576 430,2 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям города Севастополя в валюте Российской Федерации в сумме 0,0 тыс. рублей;
– на 1 января 2026 года в сумме 7 808 721,4 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям города Севастополя в валюте Российской Федерации в сумме 0,0 тыс. рублей;
– на 1 января 2027 года в сумме 12 025 032,6 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям города Севастополя в валюте Российской Федерации в сумме 0,0 тыс. рублей.

Экспертизой установлено планирование бюджетных ассигнований в нарушение требований, установленных в статье 174.2 Бюджетного кодекса РФ, определяющих требования к планированию бюджетных ассигнований, иного бюджетного законодательства Российской Федерации, а также в отсутствие нормативных правовых актов в объеме 33 475,7 тыс. рублей или 0,05% от общего объема запланированных расходов на 2025 год.

Экспертизой установлено планирование необоснованных в нарушение требований статьей 34, 37, 174.2 Бюджетного кодекса РФ (неподтвержденных соответствующими обоснованиями (расчетами), иными документами) бюджетных ассигнований в объеме 50 452,8 тыс. рублей или 0,07% от общего объема запланированных расходов на 2025 год, 2026 год – 56 262,3 тыс. рублей (0,08%), 2027 год – 58 200,8 тыс. рублей (0,09%), что создает риски неэффективного использования или использования не в полном объеме средства бюджета города Севастополя.

Кроме того, Контрольно-счетной палатой произведены расчеты ресурсного обеспечения, необходимого для реализации мероприятий по оплате государственных контрактов на осуществление пассажирских перевозок и багажа по регулируемым тарифам в 2025-2027 годах. Предусмотренные Законопроектом бюджетные ассигнования обеспечивают необходимые обязательства в 2025 году на 54,4%, в 2026 г. – 54,5%, в 2027 г. – 54,5 %.
Экспертизой установлено, что статья 7 Законопроекта предусматривает утверждение объема и распределение субвенций бюджетам внутригородских муниципальных образований города Севастополя, предоставляемых в соответствии с Законом города Севастополя от 29.12.2016 № 314-ЗС, который не содержит порядок определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий города Севастополя внутригородским муниципальным образованиям города Севастополя и показатели (критерии) распределения между муниципальными образованиями общего объема таких субвенций, что не соответствует требованиям пункта 2.1 статьи 140 БК РФ.

Результаты проведения экспертизы утверждены постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 28.10.2024 № 72 и направлены в адрес Губернатора города Севастополя, Законодательного собрания города Севастополя.

Версия сайта для слабовидящих