Контрольно-счетной палатой города Севастополя на основании пункта 6 Плана работы Контрольно-счетной палаты города Севастополя на 2024 год проведено контрольное мероприятие «Обследование по вопросу исполнения бюджетных полномочий внутригородским муниципальным образованием Терновский муниципальный округ, в том числе при использовании бюджетных средств, за 2023 год и I полугодие 2024 года» (далее – ВМО Терновский МО).
Советом и местной администрацией ВМО Терновский МО в целом реализованы полномочия по принятию муниципальных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Ряд документов, в том числе Положение о бюджетном процессе, содержат недостатки юридико-технического характера, не в полной мере соответствует действующему законодательству, подлежат доработке, ряд документов подлежит признанию утратившими силу.
Аудитом установлено, что Стратегия социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года не включает цели и мероприятия по развитию муниципальных образований, внутригородские муниципальные образования города Севастополя не являются соисполнителями мероприятий по достижению стратегических целей развития города.
ВМО Терновский МО не реализованы полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные в том числе статьей 170.1 БК РФ, пунктом 3 части 5 статьи 11 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в части прогноза социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период), пунктом 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), пунктом 6 части 1 статьи 10, пунктом 4 части 4 статьи 24 Закона города Севастополя от 30.12.2014 № 102-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе», пунктами 3, 4 части 1 статьи 29 Устава.
Одновременно с этим, в ВМО Терновский МО девять муниципальных программ из 10-ти реализуются в рамках поставленных стратегических целей развития города Севастополя, направленных на становление города как делового центра, центра туризма, образования, культуры и досуга, а также формирование комфортной городской среды для жителей и гостей.
В связи с отсутствием Стратегии социально-экономического развития ВМО Терновский МО и плана мероприятий по реализации стратегии, оценить их согласованность с утвержденными муниципальными программами в рамках аудита не представилось возможным.
Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ ВМО Терновский МО не в полном объеме соответствует государственной политике в области стратегического планирования, не погружен нормами в нормы постановления Правительства Севастополя от 11.09.2023 № 435-ПП «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ города Севастополя».
Сравнительный анализ мероприятий семи муниципальных программ ВМО Терновский МО с мероприятиями соответствующих государственных программ города Севастополя показал, что ряд мероприятий государственных программ города Севастополя и мероприятия муниципальных программ взаимосвязаны и дополняют друг друга; в иных случаях мероприятия муниципальных программ в совокупности с мероприятиями государственных программ города Севастополя влияют на достижение целей государственных программ города Севастополя. Указанное дает основания, соблюдая программно-целевой подход при формировании и исполнении бюджета, предложить реализовать следующую модель управления бюджетными средствами местного бюджета: погрузить мероприятия муниципальных программ внутригородских муниципальных образований города Севастополя в государственные программы города Севастополя с указанием ответственных исполнителей, источников финансового обеспечения и отказаться от процедуры разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ.
Согласно оценке эффективности МП, в 2023 году 6 муниципальных программ реализованы с высокой эффективностью, 4 муниципальные программы – достаточно эффективно.
Вместе с тем представленная оценка эффективности МП свидетельствует о нарушении при ее проведении Порядка проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ Терновского ВМО (приложение 1 к Порядку разработки муниципальных программ).
Так, например, по критерию оценки «Достижение целевых показателей (Х1)» указано значение «3» по 9-ти из 10 муниципальных программ (по МП «Организация и проведение мероприятий, посвященных праздничным и юбилейным датам на территории внутригородского муниципального образования города Севастополя Терновский муниципальный округ» – 1,8 балла), что соответствует достижению всех показателей целей программы. Вместе с тем, анализ отчетов о ЦП свидетельствует о недостижении целевых показателей в полном объеме по МП «Организация мероприятий по развитию местных традиций на территории внутригородского муниципального образования города Севастополя Терновский муниципальный округ на 2021-2023 годы» (достигнут 1 из 2 показателей).
По критерию оценки «Освоение средств муниципального бюджета (кроме экономии от проведения торгов и запросов котировок (Х3)» в отношении всех муниципальных программ, за исключением муниципальной программы «Развитие информационного общества внутригородского муниципального образования города Севастополя Терновский муниципальный округ на 2021-2023 годы», указано значение «3», что соответствует освоению средств на 100%. Однако, как следует из таблицы № 5 освоение средств в полном объеме было осуществлено только по 6-ти муниципальным программам.
Системных нарушений в области бухгалтерского учета, формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью, осуществления закупок для муниципальных нужд не установлено в ходе контрольного мероприятия.
В рамках аудита в сфере закупок проведены контрольные осмотры с учетом возможности визуального установления фактов соответствия результатов поставки товаров, выполненных работ условиям муниципальных контрактов. Нарушения не установлены.
Результаты контрольного мероприятия утверждены постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 30.09.2024 № 65 и направлены Губернатору города Севастополя, Законодательному Собранию города Севастополя, Главе ВМО Терновский МО.
Итоги реализации результатов контрольного мероприятия
1.Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание города Севастополя, Губернатору города Севастополя, Главе ВМО Терновского МО.
Информация о результатах рассмотрения отчета от указанных лиц не поступала.
2.В адрес Главы ВМО Терновского МО внесено представление, по результатам выполнения которого:
– в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направлено письмо с просьбой о внесении изменений в Договор от 14.08.2015 № 72-15 БП безвозмездного пользования недвижимом имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Севастополя о передаче в безвозмездное пользование нежилых помещений третьего этажа и мест общего пользования, пропорционально занимаемым площадям помещений в здании, расположенном по адресу: г. Севастополь, с. Терновка, ул. Ленина, д. 2 местной администрации Терновского муниципального округа. По состоянию на декабрь 2024 года ответ не получен в связи с чем направлено письмо о результатах рассмотрения письма;
– приняты 8 муниципальных правовых актов;
– разработан проект 1 муниципального правового акта, который направлен в прокуратуру района для проведения правовой экспертизы;
– начата работа по разработке проекта Стратегии социально-экономического развития ВМО Терновский МО. Ожидаемые сроки завершения мероприятий по разработке проекта Стратегии социально-экономического развития ВМО Терновский МО до 31.03.2025;
– сообщено, что оснований для внесения изменений в муниципальные целевые программы, реализуемых в периоде 2024-2026 годов, нет. При разработке муниципальных целевых программ на 2027-2029 годы, указанные в акте по результатам контрольного мероприятия недостатки муниципальных программ будут устранены;
– указано, что замечания, указанные в акте проверки КСП, будут учтены при проведении оценки эффективности реализации муниципальных целевых программ ВМО Терновский МО за 2024 год и последующие отчетные периоды;
– на 2025 год запланирована работа по разработке проекта постановления местной администрации Терновского муниципального округа «О внесении изменений в постановление местной администрации Терновского муниципального округа от 28.09.2015 № 26/МА «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ внутригородского муниципального образования города Севастополя Терновский муниципальный округ» с учетом рекомендаций постановления Правительства Севастополя от 11.09.2023 № 435-ПП «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственным программ города Севастополя»;
– должностные лица к дисциплинарной ответственности не привлекались.