Контрольно-счетной палатой города Севастополя на основании пункта 5 плана работы Контрольно-счетной палаты города Севастополя на 2024 год проведено контрольное мероприятие «Проверка использования средств бюджета города Севастополя на льготное обеспечение отдельных категорий граждан, проживающих в городе Севастополе, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за период 2022-2023 годов».
Общий объем утвержденных бюджетных ассигнований на льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан в проверяемом периоде составил 2 589 020,24 тыс. рублей (из них средства федерального бюджета – 327 525,7 тыс. рублей или 12,7 %). Бюджетные ассигнования на закупку лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания в 2022 и 2023 годах исполнены на 99,9%.
Нормативные правовые акты, регламентирующие предмет контрольного мероприятия, в целом позволяют решать задачи обеспечения необходимыми лекарственными препаратами льготных категорий граждан, ряд актов требуют актуализации и приведения в соответствие с законодательством РФ.
Указанные значения и состояние нормотворчества отражают положительные стороны организованного процесса реализации возложенных на Департамент полномочий.
В ходе аудита установлен ряд недостатков и нарушений, в том числе следующие.
Планирование закупок лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания не в полной мере ориентировано на удовлетворение фактической потребности льготных категорий граждан, что создало предпосылки для неправомерного и неэффективного использования бюджетных средств, направленных на ЛЛО.
Департаментом здравоохранения города Севастополя не в полной мере обеспечено эффективное управление бюджетными средствами, направленными в 2022-2023 годах на льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, исчерпывающие меры по реализации бюджетных полномочий и полномочий в сфере охраны здоровья не приняты. В том числе выводы Контрольно-счетной платы города Севастополя по результатам проведения в 2019 году контрольного мероприятия «Аудит закупок лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания за счет средств бюджета города Севастополя, выделенных в 2018 году Департаменту здравоохранения города Севастополя», Департаментом во внимание не приняты.
Эффективного взаимодействия участников льготного лекарственного обеспечения, а также организации учета товарных запасов (лекарственных препаратов) в соответствии с действующим законодательством Департаментом не обеспечено.
Среди замечаний аудиторов существенным являются недостатки принятых управленческих решений. Так, при росте зарегистрированных заболеваний злокачественными новообразованиями (с 25 045 пациентов в 2021 году до 27 065 в 2023 году) управленческим решением Департамента на созданную для оказания медицинской помощи гражданам с онкологическими заболеваниями самостоятельную медицинскую организацию – ГБУЗС «Севастопольский городской онкологический диспансер им. А.А. Задорожного» – возложены несвойственные функции аптечной сети (выходящей за рамки внутрибольничной аптеки) для организации льготного лекарственного обеспечения граждан на территории всего субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.
Установленный целевой показатель реализации мероприятий государственной программы города Севастополя «Развитие здравоохранения в городе Севастополе» по лекарственному обеспечению льготной категории граждан «Доля рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении, в общем количестве выписанных рецептов» не позволяет очевидным образом оценить своевременность и качество реализации мероприятия «Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан», а также успешность достижения целей государственной программы – обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки, что не соответствует принципу измеряемости целей стратегического планирования, изложенному в части 11 статьи 7 Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Основные индикаторы и показатели эффективности реализации Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года – «удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах для медицинского применения, обеспечение которыми осуществляется за счет средств федерального бюджета (процент)», «удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах для медицинского применения, обеспечение которыми осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (процент)» Департаментом – ответственным исполнителем государственной программы не установлены.
Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание города Севастополя, Губернатору города Севастополя.
По результатам контрольного мероприятия, внесено представление директору Департамента здравоохранения города Севастополя со сроком исполнения к 01 июля 2025 года. Исполнение находится на контроле.