Версия для печати Версия для печати

Анализ социально-экономического развития города Севастополя в январе – сентябре 2016 года показал.

В анализируемом периоде оборот крупных и средних организаций (без учета финансовых организаций) составил 40 077,9 млн. руб., уровень аналогичного периода 2015 года превышен в 2 раза (19 239,2 млн. рублей) [1].

Информация о динамике оборота организаций по видам экономической деятельности за 9 месяцев 2016 года представлена в таблице №1.

Таблица №1 (млн. рублей)

Наименование показателя Оборот организаций январь – сентябрь 2015 года Оборот организаций январь – сентябрь 2016 года Отклонение (гр. 3-гр. 2) Отклонение (%) (гр.3/гр.2*100)
1 2 3 4 5
Всего: 20 838,7 40 077,9 19 239,2 192,3
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 197,2 477,6 280,4 242,2
обрабатывающие производства, из них: 4 226,1 6 387,3 2 161,2 151,1
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 1 859,5 3 646,8 1 787,3 196,1
производство транспортных средств и оборудования 2 244,0 1 399,9 -844,1 62,4
производство и распределение  электроэнергии, газа и воды 95,2 1 085,8 990,6 1 140,5
строительство 3 996,2 5 938,7 1 942,5 148,6
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2 040,7 4 021,3 1 980,6 197,1
гостиницы и рестораны 5 901,6 11 747,0 5 845,4 199
транспорт и связь 1 241,4 1 144,2 -97,2 92,2
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1 308,2 3 111,9 1 803,7 237,9
образование 955,6 4 788,0 3 832,4 501
здравоохранение и предоставление социальных услуг 269,6 504,7 235,1 187,2
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 75,6 792,0 716,4 1 047,6
прочие 181,6 301,9 120,3 166,2

Как видно из представленной таблицы № 1 по итогам работы за 9 месяцев 2016 года оборот организаций увеличился практически по всем основным видам экономической деятельности и составил:

– в сельском хозяйстве – 477,6 млн. руб. удельный вес в общем объеме оборота составил 1,2 процента;

– в обрабатывающем производстве – 6 387,3 млн. руб. (15,9 процента от общего объема оборота), из них:

а) производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака –  3 646,8 млн. руб. (9,1 процента от общего объема оборота);

б) производство транспортных средств и оборудования – 1 399,9 млн. руб. (3,5 процента от общего объема оборота);

в) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 1 085,8 млн. руб. (2,7 процента от общего объема оборудования);

– в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 5 938,7 млн. руб. (14,8 процента от общего объема оборота);

– в строительстве – 4 021,3 млн. руб. (10 процентов от общего объема оборота);

– в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования –  11 747,0 млн. руб. (29,3 процента от общего объема оборота);

– в транспорте и связи – 3 111,9 млн. руб. (7,8 процента от общего объема оборота);

– в сфере операций с недвижимым имуществом, аренде  и предоставлении услуг – 4 788,0 млн. руб. (11,9 процента от общего объема оборота);

– гостиницы и рестораны – 1 144,2 млн. руб. (2,9 процента от общего объема оборота);

– образование – 504,7 млн. руб. (1,3 процента от общего объема оборота);

– здравоохранение и предоставление социальных услуг –  792,0 млн. руб. (2 процента от общего объема оборота);

– на предоставление прочих коммунальных, социальных  и персональных услуг приходится 301,9 млн. руб. (0,8 процента от общего объема оборота).

Основные макроэкономические показатели за 9 месяцев 2016 года

Диаграмма №1

В обрабатывающей промышленности производство продукции увеличилось на 25,3 процента, в том числе производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака – на 32,2 процента; текстильное и швейное производство – 20,9 процента; производство прочих неметаллических минеральных продуктов – на 55,9 процентов. Однако прочее производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки, уменьшилось на 15,5 процента. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды увеличилось на 160,2 процента.По данным Севастопольстат рост индекса промышленного производства в январе – сентябре 2016 года составил 125,6 процента к аналогичному периоду 2015 года.

Индекс потребительских цен по итогам 9 месяцев 2016 года (сентябрь 2016 года по отношению к декабрю 2015 года) составил104,9 процента, в том числе на продовольственные товары – 101,5 процента, непродовольственные товары – 103 процента.

Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем на конец сентября 2016 года составила 3,9 тыс. руб. в расчете на 1 человека, увеличена по отношению к началу года на 8,4 процента.

Повышение цен на продовольственные товары на внутреннем рынке обусловлено ограничительными мерами на ввоз на территорию города Севастополя отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которое не удастся в достаточной степени заменить альтернативными видами продовольствия из других регионов страны или собственным производством в рамках импортозамещения.

По предварительным данным Севастопольстат в сентябре 2016 года населению оказано платных услуг на 2 357,2 млрд. рублей.  В структуре объема платных услуг населению наибольшую долю составляли жилищные услуги (16,5 процента), транспортные услуги (12 процентов), медицинские услуги (11,6 процента), услуги в системе образования (10,4 процента), коммунальные услуги (10,4 процента), услуги гостиниц и аналогичных мест размещения (8,4 процента). На их долю приходится около 70 процентов  в общем объеме платных услуг.

В целом в сопоставимых ценах оборот розничной торговли в текущем году увеличился по сравнению с январем–сентябрем прошлого года на 22 процента и составил 37 080,4 млн. рублей. В фактических ценах население города израсходовало на приобретение товаров на 8 804,5 млн. руб. больше, чем за январь–сентябрь 2015 года.

За январь – сентябрь 2016 года пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, продано на 19 223,4 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 15,4 процента выше уровня аналогичного периода прошлого года. В фактических ценах расходы населения на покупку продовольственных товаров по сравнению с прошлым годом увеличились на 3 956,9 млн. рублей.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составил 51,8 процента.

Непродовольственных товаров за январь – сентябрь 2016 года продано на 17 857,0 млн. руб., что в сопоставимых ценах выше уровня прошлого года на 29,5 процента. В фактических ценах население города купило непродовольственных товаров больше на 4 847,6 млн. руб.  по сравнению с показателями прошлого года.

Удельный вес непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли составил 46,7 процента.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в январе – сентябре 2016 года составила 25 798 руб., что на 14,3 процента больше, чем в сопоставимом периоде 2015 года и на 27,7 процента меньше, чем по Российской Федерации (35 703 рубля).

По итогам января – сентября 2016 года в Севастополе уровень зарегистрированной безработицы составил 0,18 процента от численности экономически активного населения, снижение к уровню аналогичного периода прошлого года составил 0,11 процента. В соответствии с методологией Международной организации труда уровень безработицы в городе Севастополе составил по итогам 3 квартала – 5,4 процента, по Российской Федерации средний показатель – 5,3 процента (среднероссийские показатели представлены по данным Федеральной службы государственной статистики).

По предварительной оценке, на 1 сентября 2016 года численность постоянного населения составила 424,5 тыс. человек и по сравнению с 1 января 2016 года увеличилась на 8 тыс. человек. Увеличение численности населения произошло исключительно за счет миграционного прироста (8,6 тыс. человек). Естественная убыль населения составила 0,3 тыс. человек.

Общая характеристика исполнения бюджета за 9 месяцев 2016 года

Информация об исполнении бюджета за 9 месяцев 2016 года представлена в таблице № 2.

 Таблица № 2 (млн. рублей)

Наименование показателя Исполнено по состоянию на 01.10.2015 года 2016 год Отклонение исполнения (гр. 4- гр. 2)
Утвержденные бюджетные назначения Исполнено по состоянию на 01.10.2016 года Исполнено (%)
1 2 3 4 5 6
Доходы всего, в том числе 14 376,4 20 930,8 12 426,8 59,4 -1 949,7
Налоговые и неналоговые доходы 5 349,8 8 575,9 6 981,2 81,4 1 631,4
Безвозмездные поступления, в том числе: 9 026,6 12 354,9 5 445,6 44,1 -3 581,0
Дотации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, из них: 5 714,1 7 431,9 2 379,9 32 -3 334,2
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности 2 131,3 2 482,3 1 918,2 77,3 -213,1
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов 3 582,8 4 949,6 461,7 9,3 -3 121,1
Расходы всего 10 545,8 32 353,5 13 402,6 41,4 2 856,8
Профицит, Дефицит (+/-) 3 830,6 -9 636,6 -975,9 Х Х

Как видно из представленной таблицы № 2 за 9 месяцев 2016 года бюджет города Севастополя по доходам исполнен на уровне 59,4 процента от утвержденных бюджетных назначений. Поступления по доходам составили 12 426,8 млн. руб., что меньше уровня поступлений аналогичного периода прошлого года на 1 949,7 млн. руб. или на 13,6 процента.

Снижение поступлений к уровню прошлого года связано с уменьшением поступлений дотации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на 3 334,2 млн. руб. или на 58,4 процента. Что в значительной степени обусловлено уменьшением поступлений дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Так уровень поступлений     по вышеуказанному виду межбюджетных трансфертов по итогам 9 месяцев 2016 года составил 461,7 млн. руб., что меньше уровня поступлений аналогичного периода прошлого года на 3 121,1 млн. руб. или более, чем в 7,8 раз. Снижение поступлений к уровню сопоставимого периода прошлого года частично компенсировано налоговыми и неналоговыми поступлениями, которые по итогам 9 месяцев 2016 года составили 6 981,2 млн. руб., рост к уровню аналогичного периода 2015 года –  1 631,4 млн. рублей.

Исполнение бюджета города Севастополя по расходам составило 13 402,6 млн. руб., или 41,4 процента от утвержденных бюджетных назначений. Уровень января – сентября 2015 года превышен                                        на 2 856,8 млн. руб. или на 27,1 процента.

Превышение расходов над доходами составляет 72,9 млн. рублей.

Дефицит бюджета города Севастополя на 2016 год утвержден                       в соответствии с Законом города Севастополя от 29.12.2015 года № 228-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2016 год» в сумме 9 636,6 млн. рублей. Фактическое превышение плановых показателей расходов над доходами (дефицит бюджета) составило по 11 422,7 млн. рублей[2].

Анализ исполнения бюджета города Севастополя по доходам

За 9 месяцев текущего года поступление собственных доходов бюджета города Севастополя[3] составило 12 021,2 млн. руб. или 96,7 процента.

Исполнение кассового плана по налоговым и неналоговым доходам бюджета за 9 месяцев 2016 года составило 117,5 процента, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 1 038,3 млн. рублей.

Структура доходов бюджета представлена на диаграмме №2:

Диаграмма №2

Как видно на представленной диаграмме № 2 в структуре доходов бюджета более 43 процентов занимают безвозмездные поступления, основную часть налоговых и неналоговых поступлений формируют налоги на прибыль и доходы физических лиц в сумме 5 094,9 млн. руб. (40,9 процента в общем объеме поступлений бюджета Севастополя), в основном за счет налога на доходы физических лиц.

Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачув возмездное пользование государственного и муниципального имущества, составили 567,7 млн. руб. (4,6 процента в общем объеме).

Налоги на совокупный доход составили 473,1 млн. руб. (3,8 процента в общем объеме).

Налоги на имущество, основными источниками которых являются земельный налог и налог на транспорт, составили 308,7 млн. руб. (2,5 процента поступлений).

Поступления налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, которые в основном сформированы за счет акцизного сбора, сложились на уровне 203,9 млн. руб. (1,6 процента в общем объеме).

Наибольший удельный вес в общем объеме налоговых и неналоговых доходов приходится на налоговые доходы в сумме 6 105,5 млн. руб.  или 87,5 процента (49,1 процента в общем объеме поступлений).

Данные о поступлении доходов, администрируемых Управлением Федеральной налоговой службы по городу Севастополю, за 9 месяцев

2016 года

Таблица №3 (млн. рублей)

Наименование показателя Исполнено по состоянию на 01.10.2015 года 2016 год Отклонение исполнения 2016-2015 (гр. 4- гр. 2)
Утвержденные бюджетные назначения бюджета субъекта на 2016 год Исполнено по состоянию на 01.10.2016 года Исполнено (%) Удельный вес в общем объеме поступлений (%)
1 2 3 4 5 6 7
Доходы всего, из них: 14 376,4 20 930,8 12 426,8 59,4 100 -1 949,7
Налоговые доходы,

в том числе по источникам:

4 758,8 7 646,4 6 105,5 79,8 49,1 1 346,7
Налог на прибыль организаций 953,4 1 397,6 1 134,5 81,2 9,1 181,1
Налог на доходы физических лиц 3 138,7 5 080,3 3 960,3 78 31,9 821,7
Акцизы по подакцизным товарам 167,4 229,8 203,9 88,7 1,6 36,5
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 189,9 312,2 340,5 109,1 2,7 150,7
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 44,1 82,5 67,0 81,3 0,5 22,9
Единый сельскохозяйственный налог 0,4 0,5 0,6 114 0,2
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 54,8 86,0 64,9 75,5 0,5 10,1
Налог на имущество организаций 72,7 136,1 125,1 91,9 1 52,4
Транспортный налог 4,2 92,6 18,5 20 0,1 14,4
Налог на игорный бизнес, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ 0,5 1,4 1,6 111,3 1,1
Земельный налог 99,7 200,4 163,5 81,6 1,3 63,8
Налог на добычу полезных ископаемых 13,3 0,1 0,1 49,2 -13,2
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов 0,7 1,0 1,1 108,5 0,4
Государственная пошлина 17,0 23,0 20,9 90,7 0,2 3,8
Прочие поступления 2,1 2,9 3,0 104,5 0,9

По состоянию на 01.10.2016 года в бюджет города Севастополя перечислено 6 105,5,0 млн. руб. налоговых поступлений, главным администратором которых является Управление Федеральной налоговой службы по городу Севастополю. Исполнение бюджета города Севастополя по вышеуказанным доходам составило по итогам работы за 9 месяцев                  2016 года 79,8 процента от утвержденных бюджетных назначений на 2016 год. Уровень поступлений аналогичного периода 2015 года превышен на 1 346,7 млн. рублей.

Информация об исполнении кассового плана налоговых поступлений[4] за 9 месяцев 2016 года представлена в таблице № 4.

Таблица №4 (млн. рублей)

Наименование источника доходов 9 месяцев 2016 года
Кассовый план Исполнено Исполнено (%) Отклонение (гр. 3 – гр. 2)
1 2 3 4 5
Доходы, администрируемые Управлением Федеральной налоговой службы по городу Севастополю, в том числе по источникам: 5 349,3 6 105,5 114,1 756,2
Налог на прибыль организаций 1 067,1 1 134,5 106,3 67,4
Налог на доходы физических лиц 3 437,7 3 960,3 115,2 522,7
Акцизы по подакцизным товарам 180,0 203,9 113,3 23,9
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 226,7 340,5 150,2 113,9
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 64,5 67,0 103,9 2,5
Единый сельскохозяйственный налог 0,5 0,6 114 0,1
Налог, взымаемый в связи с применением патентной системы налогообложения 66,5 64,9 97,6 -1,6
Налог на имущество организаций 107,2 125,1 116,6 17,8
Транспортный налог 18,4 18,5 100,9 0,2
Земельный налог 159,0 163,5 102,8 4,5
Налог на игорный бизнес, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ 1,1 1,6 148,4 0,5
Налог на добычу полезных ископаемых 0,0 0,1 394
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов 0,8 1,1 139,6 0,3
Государственная пошлина 17,6 20,9 118,3 3,2
Прочие поступления 2,3 3,0 131,2 0,7

Выполнение кассового плана по состоянию на 01.10.2016 года составило 114,1 процента. Дополнительно в бюджет города мобилизовано 756,2 млн. рублей.

В общем объеме поступлений, администрируемых Управлением Федеральной налоговой службы по городу Севастополю, доминирующим показателем выступает налог на доходы физических лиц (64,9 процента доходов бюджета), налог на прибыль (18,6 процента), налог, взимаемыйв связи с применением упрощенной системы налогообложения (5,6 процента).

По состоянию на 01.10.2016 года поступления по налогу на прибыль составили 1 134,5 млн. руб., или 81,2 процента от утверждённых годовых показателей. Выполнение кассового плана по источнику составило  106,3 процента, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 67,4 млн. рублей.

В течение января-сентября текущего года осуществлялась уплата   в бюджет субъекта следующих платежей по налогу на прибыль:

– авансовые платежи в декларациях по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2015 года, подлежащих уплате в бюджет в 1 квартале 2016 года. Сумма авансов составила 127,1 млн. рублей против 4,9 млн. рублей  в 1 квартале 2015 года. Доплата налога в бюджет по итогам 2015 года заявлена в сумме 195,7 млн. рублей (в 1 квартале 2015 года по итогам 2014 года – 116,6 млн. руб.).

– начисленные авансовые платежи в декларациях по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2016 года, подлежащие уплате во 2 квартале 2016 года, составили 115,1 млн. рублей, что на 30,2 процента выше, чем начисленные авансовые платежи за 2 квартал 2015 года. Доплата налога  в бюджет по итогам 1 квартала 2016 года составила 144,3 млн. рублей, что на 28,6 процента ниже, чем за аналогичный период прошлого года  (202,1 млн. рублей).

– начисленные авансовые платежи в декларациях по налогу на прибыль организаций за 1 полугодие 2016 года, подлежащие уплате в 3 квартале 2016 года, составили 141,1 млн. рублей, что на 22,6 процента выше, чем начисленные авансовые платежи за 2 квартал 2016 года и на 10,5 процента выше, чем начисленные авансовые платежи за 3 квартал 2015 года. Доплата налога в бюджет по итогам 1 полугодия 2016 года составила  121,9 млн. рублей, что на 6,8 процента выше, чем за аналогичный период прошлого года (114,1 млн. рублей).

Кроме того, на привлечение дополнительных поступлений налога на прибыль повлиял ряд внешних факторов, которые не были учтены при планировании поступлений, а именно, 11.02.2016 года на учет в Инспекции федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Севастополя поставлено ООО «Гидропромстрой» – крупнейшее строительное предприятие, ведущее строительство Керченского моста. В феврале-сентябре 2016 года ООО «Гидропромстрой» уплачен налог на прибыль в бюджет субъекта в сумме 1,7 млн. рублей.

Также, на рост поступлений оказали влияние разовые выплаты, проведенные при окончании календарного года, по результатам закрытия государственных контрактов, что обусловлено спецификой деятельности предприятий. Так, например, в декабре 2015 года закрыт контракт и произведены окончательные расчеты итогов финансово-хозяйственной деятельности ПАО «ЦКБ «Коралл». В результате в 1-м квартале 2016 года в бюджет субъекта уплачен налог в размере 18,8 млн. рублей. Данные перечисления в 4,5 раза превысили ожидаемые.

Поступления по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) составили 3 960,3 млн. руб., или 78 процентов от утверждённых годовых показателей. Выполнение кассового плана по источнику составило 115,2 процента, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 522,7 млн. рублей. Рост поступлений обусловлен ростом минимальной зарплаты, которая с 01.01.2016 года составила 7 343 рубля (2015 год –5 965 рублей), и увеличением количества налоговых агентов, перечисляющих в бюджет города НДФЛ с заработной платы наемных работников (так по состоянию на 01.04.2015 года – 5 206 субъектов, а на 01.10.2016 года – 12 286 субъектов). Кроме того, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6,3 млн. руб. или на 31 процент увеличены поступления НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц  на основании патента (на 01.10.2015 года – 20,3 млн. рублей).

Поступление акцизного сбора по итогам работы за 9 месяцев 2016 года составило 203,9 млн. руб., или 88,7 процента от утверждённых годовых показателей. Выполнение кассового плана по источнику составило 113,3 процента, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 23,9 млн. рублей.

Поступление акцизного сбора на вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, производимые  на территории Российской Федерации  в динамике в сравнении  с аналогичным периодом прошлого года возросло на 30,3 млн. руб., то есть с 158,0 млн. руб. (поступление за 9 месяцев 2015 года) до 188,4 млн. руб. (поступление за 9 месяцев 2016 года), что связано с увеличением ставок сбора на сухие и игристые вина в сравнении с действовавшими в 2015 году. Так, ставки акцизов на сухие вина превышают действовавшие в 2015 году  на 12,5 процента (ставка акциза в 2016 году составляет 9 руб. за литр, при  8 руб. за литр по нормативам 2015 года), на игристые вина на 4 процента (26 руб. за литр, при 25 руб. за литр по нормативам 2015 года).

Кроме того, на рост поступлений повлияло увеличение в регионе количества субъектов хозяйствования, производящих подакцизную продукцию. Так, если на 01.10.2015 года акцизный сбор уплачивали 7 юридических лиц, то по состоянию на 01.10.2016 года – 11.

Поступление единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – упрощенная система налогообложения), составило 340,5 млн. руб. или 109,1 процента                            от утвержденных годовых показателей. Кассовый план на 9 месяцев 2016 года по источнику выполнен на 150,2 процента, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 113,9 млн. рублей.

Причиной перевыполнения кассового плана явилась привлекательность упрощенной системы налогообложения в севастопольском регионе как для юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Так, количество юридических лиц использующих упрощенную систему налогообложения увеличилось в сравнении с началом 2016 года на 1 774 субъекта или на 41,4 процента, количество индивидуальных предпринимателей возросло на 521 субъект или  на 5,1 процента.

Вместе с ростом количества плательщиков увеличились начисления налога по юридическим лицам, подлежащих доплате в 2016 году по итогам налогового периода 2015 года -51,4 млн. рублей, что в 2 раза больше, чем    по итогам 2014 года (24,5 млн. рублей).

Утвержденные годовые бюджетные назначения по единому налогу на вмененный доход (далее – ЕНВД) выполнены на 81,3 процента и составили 67,0 млн. рублей. Кассовый план на 9 месяцев 2016 года по источнику выполнен на 103,9 процента, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 2,5 млн. рублей. Уровень поступлений аналогичного периода прошлого года превышен более чем в 1,5 раза или на 22,9 млн. руб. (поступления за 9 месяцев 2015 года сложились на уровне 44,1 млн. рублей).

Количество индивидуальных предпринимателей, использующих специальный режим налогообложения в виде ЕНВД, увеличилось в сравнении с началом года на 4 субъекта. По состоянию на 01.10.2016 года на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по городу Севастополю состоит 436 индивидуальных предпринимателей, избравших данную систему налогообложения.

Утвержденные годовые бюджетные назначения по единому сельскохозяйственному налогу (далее – ЕСХН) выполнены  на 114 процентов и составили 0,6 млн. руб., сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 0,1 млн. рублей. Уровень поступлений аналогичного периода прошлого года превышен на 0,2 млн. руб. (поступления за 9 месяцев 2015 года сложились на уровне 0,4 млн. рублей).

В соответствии со статьями 346.9 и 346.10 Налогового кодекса Российской Федерации установлены сроки уплаты: по окончании налогового периода – не позднее 31 марта года, следующего за отчетным; по окончании отчетного периода полугодия – не позднее 25 июля (авансовый платеж). В 1 квартале текущего года отчитались по итогам 2015 года 9 налогоплательщиков в сумме 232,3 тыс. руб., тогда как в 1-м квартале  2015 года уплата была произведена только в марте одним индивидуальным предпринимателем в сумме 25,0 тыс. рублей.

С учетом авансовых платежей, по сроку уплаты приходящихся  на июль, с начала года отчисления в бюджет осуществили 14 юридических лиц в сумме 565 тыс. руб. и 7 индивидуальных предпринимателей в сумме  30,0 тыс. рублей.

Поступление от налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения (далее – ПСН), составили  64,9 млн. руб. или 75,5 процента от утвержденных годовых показателей. Кассовый план на 9 месяцев 2016 года по источнику выполнен на 97,6 процента.

Законом города Севастополя от 19.12.2014 № 90-ЗС «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 14 августа 2014 года № 57-ЗС  «О патентной системе налогообложения на территории города федерального значения Севастополя» в Севастополе установлена налоговая ставка  в размере 1 процент к размеру потенциально возможного к получению годового дохода.

В основном невыполнение задания обусловлено тем, что с начала года прекратили свою деятельность 333 индивидуальных предпринимателя (сумма потерь составила 1,7 млн. руб.) и отозваны патенты в связи с нарушением условий пребывания на ПСН (в том числе  из-за несвоевременной оплаты налога) у 987 индивидуальных предпринимателей (сумма потерь составила 2,9 млн. рублей).

Следует отметить что, не смотря на снижение количества плательщиков с начала 2016 года, поступления налога за 9 месяцев текущего года на 18,4 процента превысили сбор прошлого года. Основной причиной роста поступлений является увеличение количества индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения.

Кроме того, Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 232-ФЗ  «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2016 расширен перечень видов хозяйственной деятельности с 47 пунктов до 63 пунктов, по которому индивидуальные предприниматели могут получить патент.

Поступление налога на имущество организаций составило 125,1 млн. руб. или 91,9 процента от утверждённых годовых показателей. Выполнение кассового плана по источнику составило 116,6 процента, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 52,4 млн. рублей.

Налог введён в действие с 01.01.2015 года. При этом, на 1 полугодие 2015 года приходился только один срок оплаты. Фактически оплата налога началась с апреля 2015 года. По итогам 2014 года в 1 квартале 2015 года было подано 50 налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, задекларирован налог к уплате в бюджет в сумме 71,0 тыс. рублей. В первом квартале 2016 года подано 1 103 декларации, к уплате задекларировано 147,2 млн. рублей.

Во 2-м и 3-м кварталах 2016 года происходила уплата авансовых платежей.  Так во 2-м квартале в бюджет субъекта перечислено 42 298 тыс. руб., что на 5 896 тыс. руб. выше, чем за аналогичный период 2015 года, в 3-м квартале – 40 792 тыс. руб., что на 4 616 тыс. руб. выше,  чем за аналогичный период прошлого года.

Растет количество уплачивающих данный налог. За 6 месяцев текущего года уплата в бюджет произведена 751 плательщиком, в аналогичном периоде прошлого года – 630 плательщиками, темп роста – 119,2 процентов. За 9 месяцев – 794 плательщиками, за 9 месяцев 2015 года – 638, темп роста – 124,5 процентов. В регионе до конца еще не сформирована база налогообложения. На сегодняшний день отсутствует информация об объектах недвижимости, в том числе объектах государственной собственности, расположенных на территории города Севастополя, информация о собственниках – юридических лицах объектов недвижимости, а также кадастровая стоимость в отношении отдельных видов объектов недвижимого имущества согласно п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций.

Поступление налога на игорный бизнес составило 1,6 млн. руб. или 111,3 процента от утверждённых годовых показателей. Выполнение кассового плана по источнику составило 148,4 процента, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 1,1 млн. рублей.

Основной причиной превышения поступлений является изменение состава и количества плательщиков налога. По состоянию на 01.10.2015 года налог был уплачен 8 налогоплательщиками с 15 объектами налогообложения, на 01.10.2016 года на учете состоит 8 налогоплательщиков с 26 объектами налогообложения.

Утвержденные бюджетные назначения по земельному налогу на 2016 год выполнены по итогам 9 месяцев 2016 года на 81,6 процентов, в бюджет города перечислено 163,5 млн. рублей. Кассовый план на 9 месяцев 2016 года по источнику выполнен на 102,8 процента, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 4,5 млн. рублей. Налоговая база по налогу определяется организациями самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости либо по правоустанавливающим документам, полученным в период действия украинского законодательства. В 2016 году количество субъектов хозяйствования, на которых возложена обязанность по начислению и перечислению в бюджет земельного налога, увеличено на 68 юридических лиц. За 9 месяцев 2016 года земельный налог уплачен 653 юридическими лицами против 585 плательщиков, уплативших налог по итогам работы за 9 месяцев 2015 года.

Поступление сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов по итогам работы за 9 месяцев 2016 года составило 1,1 млн. руб. или 108,5 процента от утверждённых годовых показателей. Выполнение кассового плана по источнику составило 139,6 процента, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 0,4 млн. рублей.

Деятельность большинства субъектов хозяйствования уплачивающих сбор состоит в вылове шпрот, азовской и черноморской хамсы. Сезонность вылова данных видов биологических ресурсов приходится на осенне-зимний период и продолжается при благоприятной путине до конца марта (идет наибольший прилов), поэтому до начала сезона субъекты хозяйствования получают дополнительные разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов при еще действующих разрешениях, полученных ранее, и уплачивают разовые сборы в соответствии с требованиями ст. 333.5 Налогового кодекса Российской Федерации вместе с регулярными взносами по еще действующим разрешениям. Далее в следующих отчетных периодах продолжается уплата регулярных взносов по всем действующим разрешениям. Кроме того, получив дополнительно разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, увеличили поступления  ООО «РК «Аквамарин» в 20 раз, ООО «ССВ» в 2,5 раза.

Следует отметить, что поступления по вышеуказанным бюджетообразующим источникам составили 6 063,0 млн. руб.   или 99,3 процента от общего объема поступлений по источникам, администрируемым Управлением Федеральной налоговой службы по городу Севастополю (6 105,5 млн. рублей). Удельный вес доходов, администрируемых Управлением Федеральной налоговой службы в городе Севастополе, в общем объеме налоговых и неналоговых доходов составил 87,5 процента.

На прочие неналоговые поступления приходится 875,7 млн. руб. или 12,5 процента от общего объема налоговых и неналоговых поступлений. Из них 567,7 млн. руб. или 64,8 процента формируют доходы                                   от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, администрируемые Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя                            и Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя     (4,6 процента в общем объеме поступлений).

Данные о поступлении доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

за 9 месяцев 2016 года

Таблица №5 (млн. рублей)

Наименование показателя Исполнено по состоянию на 01.10.2015 года 2016 год Отклонение исполнения 2016-2015 (гр. 4- гр. 2)
Утвержденные бюджетные назначения бюджета субъекта на 2016 год Исполнено по состоянию на 01.10.2016 года Исполнено (%)
1 2 3 4 5 6
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе: 477,7 717,6 567,7 79,1 90,0
Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации (за исключением земельных участков бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации) 342,9 523,9 419,4 80,1 76,5
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и созданных ими учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации) 0,0 0,0 1,5  – 1,5
Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну субъекта Российской Федерации (за исключением земельных участков) 116,2 170,0 110,3 64,9 -5,9
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации 0,5 2,2 17,5 795 17,0
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных) 18,2 21,5 19,1 88,7 0,9

Как видно из Таблицы № 5 по состоянию на 01.10.2016 года в бюджет города Севастополя перечислено 567,7 млн. руб. доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Исполнение бюджета города Севастополя                                        по вышеуказанному виду дохода составило по итогам 9 месяцев 2016 года 79,1 процента от утвержденных бюджетных назначений на 2016 год. Уровень поступлений аналогичного периода 2015 года превышен на 90,0 млн. рублей.

В общем объеме доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доминирующим показателем выступают доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации (за исключением земельных участков бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации) (3,4 процента доходов бюджета), доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну субъекта Российской Федерации (за исключением земельных участков) (0,9 процента).

 

Данные о безвозмездных поступлениях в бюджет города Севастополя за 9 месяцев 2016 года

По состоянию на 01.10.2016 года объем безвозмездных поступлений составил 5 445,6 млн. руб., или 43,8 процента от общего объема поступлений.

Структура безвозмездных поступлений в бюджет города Севастополя приведена в таблице № 6

Таблица № 6 (млн. рублей)

Наименование показателя Исполнено по состоянию на 01.10.2015 года 2016 год Отклонение исполнения 2016-2015 (гр. 4- гр. 2)
Утвержденные бюджетные назначения на 2016 год Исполнено по состоянию на 01.10.2016 года Исполнено (%) Удельный вес в общем объеме безвозмездных

поступлений (%)

1 2 3 4 5 6 7
Безвозмездные поступления всего, в том числе: 9 026,6 12 354,9 5 445,6 44,1 -3 581,0
Безвозмездные поступления 9 026,2 11 818,3 5 218,8 44,2 100 -3 807,3
дотации 5 714,1 7 431,9 2 379,9 32 49,2 -3 334,2
субсидии 2 048,9 3 334,4 2 223,3 66,7 44,7 174,4
субвенции 515,2 841,8 405,5 48,2 5,7 -109,7
иные межбюджетные трансферты 748,0 210,2 210,2 100 0,5 -537,8
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных организаций) 0,0 536,6 223,0 41,6 223,0
Прочие безвозмездные поступления 0,4 0,0 3,7 3,3

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составили 5 445,6 млн. руб. или 44,1 процента в общей сумме исполнения доходов бюджета города Севастополя без учета возврата остатков неиспользованных межбюджетных трансфертов прошлых лет. При этом, уровень поступлений аналогичного периода предыдущего года был выше на 3 581,0 млн. рублей. Снижение поступлений к уровню прошлого года связано с уменьшением поступлений дотации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на 3 334,2 млн. руб. или на 58,4 процента.

При этом, в пояснительной записке к отчету об исполнении бюджета Департамента финансов города Севастополя отсутствует анализ причин снижения поступлений дотаций из федерального бюджета к уровню сопоставимого периода прошлого года.

Анализ данных, приведенных в таблице № 6 показал, что в общей сумме безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированности бюджетов составили 49,2 процента (2 379,9 млн. руб.), субсидии – 44,7 процента (2 223,3 млн. руб.), субвенции – 5,7 процента (405,5 млн. руб.), иные межбюджетные трансферты – 0,5 процента (210,2 млн. рублей).

Возвращены в доход бюджета города Севастополя из федерального бюджета для продолжения дальнейшего целевого использования в 2016 году – 623,7 млн. руб., или 35,2 процента от общей суммы остатков неиспользованных межбюджетных целевых трансфертов по состоянию на 01.01.2016 года.

Согласно данным формы 0503117 «Отчет об исполнении бюджета» возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет, составил 1 198,6 млн. руб. Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом возвращенных остатков неиспользованных межбюджетных трансфертов прошлых лет составили 4 247,0 млн. рублей.

Следует отметить, что в ряде случаев главные администраторы бюджетных средств не обеспечили выполнение показателя результативности исполнения межбюджетных трансфертов за отчетный период (2015 год), установленного соглашениями о предоставлении субсидий их федерального бюджета бюджету города Севастополя.

Так, в соответствии с соглашением от 09.04.2015 № 11 между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Правительством Севастополя о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету города Севастополя в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)» Правительству Севастополя необходимо было достигнуть значения показателя результативности использования субсидии «Доля ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых включены в государственный кадастр недвижимости и документы по которым переведены в электронный вид, в общем количестве ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых подлежат включению в государственный кадастр недвижимости»  в объеме 23 процента. Субсидия была использована на выполнение мероприятия «Перенос сведений об объектах недвижимости, расположенных на территории Крымского федерального округа, в государственный кадастр недвижимости» в объеме 37 022,1 тыс. руб., однако соответствующий показатель результативности использования субсидии по состоянию на 01.09.2016 года не достигнут (составил 0 процентов). В связи с недостижением показателя результативности использования субсидии  из бюджета города Севастополя в доход федерального бюджета перечислена штрафная санкция за невыполнение условий соглашения в объеме 11,1 млн. рублей.

Таким образом, основными причинами неосвоения средств финансовой помощи из федерального бюджета бюджету города Севастополя в полном объеме являются: низкая ответственность органов исполнительной власти – главных распорядителей за использованием средств межбюджетных трансфертов (включение объектов капитального строительства без наличия проектно-сметной документации, утвержденной в установленном порядке; нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции,                в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства; низкий уровень планирования при определении начальной (максимальной) цены контрактов); отсутствие контроля за выполнением условий соглашений и использованием межбюджетных трансфертов со стороны Правительства города Севастополя.

Проведенный анализ доходной части бюджета свидетельствует  о существующей проблеме недостаточности собственных источников налоговых доходов, вызывающей высокую дотационность региона.

Потенциальным резервом увеличения доходов бюджета города Севастополя является погашение задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.

Согласно данным отчета о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации (Форма Федеральной налоговой службы № 4-НМ)[5] возможная к взысканию задолженность по состоянию на 01.10.2016 года составила 58,2 млн. руб.,  в том числе: по налогу на прибыль организаций составляет – 47,3 млн. руб., по региональным налогам и сборам – 6,4 млн. руб., местным налогам  и сборам – 1,9 млн. руб., налогам со специальным налоговым режимом[6] –2,6 млн. рублей.

Кроме того, реализация комплекса мероприятий по погашению задолженности по платежам в отношении налогоплательщиков, не исполнивших обязанность по своевременной уплате налоговых  и неналоговых платежей в бюджет города Севастополя и принятие мер  по улучшению платежной дисциплины организаций и индивидуальных предпринимателей является одним из основных направлений работы  по повышению эффективности использования  бюджетных средств    и увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Севастополя на 2016 год[7].

Анализ исполнения бюджета города Севастополя по расходам

Фактически расходы бюджета города Севастополя
за  2016 года исполнены в объеме 13 402,6 млн. руб. или на 41,4  процента от объема утвержденных бюджетных назначений на 2016 год. Уровень января – сентября 2015 года превышен на 2 856,8 млн. руб. или                                  на 27,1 процента.

Структура расходов бюджета представлена на диаграмме № 3:

Диаграмма № 3

Анализ структуры расходов в разрезе разделов их классификации показал, что расходы на социальную сферу составляют более 50 процентов, из них: на социальную политику – 13,7 процента, образование – 21,1 процента, здравоохранение – 17,9 процента, культура 2,8 процента.

Анализ исполнения бюджета города Севастополя по расходам в разрезе разделов представлен в таблице № 7.

Таблица № 7 (млн. рублей)

Наименование показателя Исполнено по состоянию на 01.10.2015 года 2016 год Отклонение исполнения 2016-2015 (гр. 4- гр. 2)
Утвержденные бюджетные назначения бюджета субъекта на 2016 год Исполнено по состоянию на 01.10.2016 года Исполнено (%) Удельный вес в общем объеме расходов

(%)

1 2 3 4 5 6 7
Расходы всего, в том числе: 10 545,8 32 353,5 13 402,6 41,4 100 2 856,8
Общегосударственные вопросы 880,0 2 851,0 1 414,2 49,6 10,6 534,2
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 70,1 511,7 157,7 30,8 1,2 87,7
Национальная экономика 2 201,7 7 715,9 2 804,0 36,3 20,9 602,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 652,7 4 509,0 1 296,1 28,7 9,7 643,4
Охрана окружающей среды 0,2 9,1 0,6 6,7 0,4
Образование 2 561,3 6 761,0 2 829,2 41,8 21,1 267,9
Культура 328,6 830,7 370,0 44,5 2,8 41,5
Здравоохранение 2 218,4 4 457,1 2 399,9 53,8 17,9 181,4
Социальная политика 1 481,6 4 053,5 1 834,7 45,3 13,7 353,1
Физическая культура и спорт 94,9 455,3 151,2 33,2 1,1 56,2
Средства массовой информации 41,5 67,3 46,2 68,7 0,3 4,7
Обслуживание государственного и муниципального долга 0,0 5,0 0,0
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъекта РФ и муниципальных образований 14,9 127,0 98,9 77,9 0,7 84,0

Анализ данных, приведенных в таблице № 7 показал, что исполнение утвержденных бюджетных назначений по расходам превышает уровень аналогичного периода предыдущего года по всем разделам, наибольшие суммы отклонений сложились по следующим разделам:

– Общегосударственные вопросы – расходы бюджета города Севастополя по разделу за 9 месяцев 2016 года исполнены в объеме  1 414,2 млн. руб. или на 49,6 процента от объема утвержденных бюджетных назначений на 2016 год, уровень 9 месяцев 2015 года превышен  на 534,2 млн. руб. или на 60,7 процента.

– Национальная экономика – расходы за 9 месяцев 2016 года исполнены в объеме 2 804,0 млн. руб. или на 36,3 процента от утвержденных бюджетных назначений, уровень 9 месяцев 2015 года превышен на 602,3 млн. руб. или на 27,4 процента.

– Жилищно-коммунальное хозяйство – расходы за 9 месяцев 2016 года исполнены в объеме 1 296,1 млн. руб. или на 28,7 процента от утвержденных бюджетных назначений, уровень 9 месяцев 2015 года превышен на 643,4 млн. руб. или в 2 раза.

– Социальная политика – расходы за 9 месяцев 2016 года исполнены в объеме 1 834,7 млн. руб. или на 45,3 процента от утвержденных бюджетных назначений, уровень 9 месяцев 2015 года превышен на 353,1 млн. руб. или       на 23,8 процента.

– Образование – расходы за 9 месяцев 2016 года исполнены в объеме 2 829,32 млн. руб. или на 41,8 процента от утвержденных бюджетных назначений, уровень 9 месяцев 2015 года превышен на 267,9 млн. руб. или    на 10,5 процента.

Следует отметить, что в общем объеме исполненных бюджетных назначений расходы на реализацию программных мероприятий составили 3 400,8 млн. руб. или 25,4 процента. Утвержденные бюджетные назначения на реализацию программных мероприятий 2016 года в сумме 24 970,1 млн. руб. исполнены ответственными исполнителями государственных программ в части расходования предельных объемов финансирования, определенных на 9 месяцев 2016 года, на 19,6 процента. В целом исполнение государственных программ составило лишь                           13,6 процента, что свидетельствует о том, что активность распорядителей средств находится на недостаточно высоком уровне и создает предпосылки к освоению основных объемов бюджетных ассигнований в конце финансового года.

Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности

Согласно данным бюджетной отчетности города Севастополя дебиторская задолженность по состоянию на 01.10.2016 года составила 1 970,3 млн. руб., что на 950,2 млн. руб. больше, чем по состоянию  на 01.01.2016 года (1 020,1 млн. руб.).

Просроченная дебиторская задолженность по состоянию  на     01.10.2016 года составила 208,2 млн. руб., что составляет 10,6 процента общего объема дебиторской задолженности и на 137,3 млн. руб. больше, чем на начало года (70,9 млн. рублей).

Наибольшие суммы просроченной дебиторской задолженности сложились по следующим главным распорядителям бюджетных средств:

– Управление капитального строительства города Севастополя – 58,5 млн. руб. или 28,1 процента в общем объеме просроченной дебиторской задолженности;

– Департамент городского хозяйства города Севастополя – 67,9 млн. руб. или 32,6 процента.

Основной причиной образования просроченной дебиторской задолженности, по вышеуказанным главным администраторам бюджетных средств, является нарушение контрагентами сроков выполнения работ, предусматривающих авансирование.

Задолженность в сумме 79,8 млн. руб. или 32,6 процента в общем объеме просроченной дебиторской задолженности возникла в связи с несвоевременной оплатой налогов и сборов в бюджет города Севастополя федеральными органами исполнительной власти.

Согласно данным бюджетной отчетности города Севастополя кредиторская задолженность по состоянию на 01.10.2016 года составила 1 457,6 млн. руб., что на 1 002,8 млн. руб. меньше, чем по состоянию на 01.01.2016 года (2 460,5 млн. рублей).

Просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 01.10.2016 года составила 2,6 млн. руб., что составляет 0,2 процента общего объема кредиторской задолженности, практически вся сумма просроченной кредиторской задолженности сформирована в 2016 году (задолженность на 01.01.2016 года – 0,02 млн. рублей). В общем объеме просроченной кредиторской задолженности наибольший удельный вес занимает кредиторская задолженность Департамента здравоохранения города Севастополя в объеме 2,1 млн. руб. (или 80,8 процента) по принятым                       в 2015 году бюджетным обязательствам, источником финансирования которых являются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, возврат в бюджет города Севастополя неиспользованных остатков, по которым не подтвержден в текущем финансовом году.

 

Данные об исполнении утвержденных бюджетных назначений по резервному фонду Правительства Севастополя за 9 месяцев 2016 года

В соответствии с Законом города Севастополя от 29.12.2015 года № 228-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2016 год» размер резервного фонда Правительства Севастополя на 2016 год (далее – резервный фонд) утвержден в объеме 250,0 млн. рублей.

В январе – сентябре 2016 года, в соответствии с Положением  о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Севастополя[8], из резервного фонда было выделено   112,8 млн. руб. или 45,1 процента от утвержденных бюджетных назначений.  Из них освоено 87,4 млн. руб., что составляет 34,9 процента от утвержденных годовых бюджетных назначений и 77,5 процента от выделенных к освоению в январе – сентябре 2016 года средств. (таблица № 8).

Таблица № 8 (млн. рублей)

Наименование показателя 9 месяцев 2016 года
Выделенные средства Освоено Освоено (%) Удельный вес в общем объеме (%)
1 2 3 4 5
Резервный фонд всего, в том числе: 112,8 87,4 77,5 100
Общегосударственные вопросы 0,6 0,5 83,3 0,6
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 72,4 72,3 99,9 82,8
Национальная экономика 26,8 11,7 43,8 13,4
Жилищно-коммунальное хозяйство 8,8 0,0
Образование 4,2 2,8 66,7 3,2

Анализ данных, приведенных в таблице № 8 показал, что наибольший удельный вес в общем объеме освоенных средств резервного фонда приходится на раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» 82,8 процента или 72,3 млн. рублей.

Выделенные средства направлены на закупку дизельного топлива для заправки резервных источников питания и на закупку материальных ресурсов: емкостей для хранения топлива, электрооборудования, строительных материалов и оплату транспортных услуг, необходимых для неотложных работ по обслуживанию резервных источников питания.

Освоение средств резервного фонда по разделу «Национальная экономика» составляет 43,8 процента или 11,7 млн. руб. от выделенных  из резервного фонда средств.

Средства в объеме 6,6 млн. руб. направлены на возмещение затрат ГУПС «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова», связанных с выполнением работ, оказанием услуг по перевозке пассажиров городским электротранспортом, возникших в период действия чрезвычайной ситуации.

На выполнение мероприятий по обеспечению приемки дизельного топлива с автомобильного и дорожного транспорта, его хранение и выдачу в период чрезвычайной ситуации на территории города Севастополя направлены средства в объеме 3,2 млн. руб. или 57,1 процента от выделенных из резервного фонда средств.

Общий объем средств, направленных на проведение государственных экспертиз составил 1,9 млн. руб., в том числе:

 – на проведение работ по проверке достоверности сметной стоимости по объектам федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» – 0,5 млн. руб. или 100 процентов от выделенных к освоению средств из резервного фонда;

– на проведение государственной экспертизы проектной документации по объектам федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» – 0,5 млн. руб. или 37,6 процента от выделенных к освоению средств    из резервного фонда;

– на проведение государственной экспертизы стоимости разработки проектной документации по объекту «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь» федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» – 0,1 млн. руб. или 85 процентов от средств резервного фонда, выделенных к освоению в течение января – сентября 2016 года;

– на проведение государственной экспертизы корректировки проектно-сметной документации по объекту «Школа в бухте Казачья» федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» – 0,8 млн. руб. или 100 процентов от выделенных к освоению средств из резервного фонда.

По разделу «Образование» освоение средств резервного фонда составляет 66,7 процента или 2,8 млн. рублей.

Выделенные средства в объеме 2,8 млн. руб. направлены на выполнение мероприятий по ликвидации аварийной ситуации в ГБУ ДО «Севастопольская музыкальная школа № 5» (проведен капитальный ремонт помещений школы). Средства, выделенные из резервного фонда на техническое обследование и услуги физической охраны на объекте «Школа в бухте Казачья» в объеме 1,4 млн. руб. не освоены.

Освоение средств резервного фонда по разделу «Общегосударственные вопросы» составляет 83,3 процента или 0,5 млн. руб. от выделенных из резервного фонда средств.

Контрольно-счетной палатой проведено контрольное мероприятие «Проверка законности, эффективности, результативности и целевого использования бюджетных средств резервного фонда Правительства Севастополя, выделенных в период введения на территории города Севастополя режима чрезвычайной ситуации в 2015-2016 годах». Проверкой установлено, что при использовании средств резервного фонда Департаментом финансов города Севастополя, Департаментом городского хозяйства города Севастополя, Управлением обеспечения мероприятий гражданской защиты города Севастополя, Государственным казенным учреждением «Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства» не обеспечена законность эффективность, результативность и целевое использование бюджетных средств, а именно:

допущены нарушения законодательства Российской Федерации, в частности Бюджетного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013                            № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в общем объеме 627,9 млн. рублей;

допущено неэффективное и нерезультативное использование средств резервного фонда 183,7 млн. руб., в том числе 181,9 млн. руб. использовано без достижения поставленных целей, 1,8 млн. руб. – Управлением обеспечения мероприятий гражданской защиты города Севастополя оплачены транспортные услуги по перевозке дизельного топлива, которые были уже учтены в цене государственных контрактов на поставку топлива.

Результаты проведенного мероприятия свидетельствуют о низком уровне контроля за использованием средств резервного фонда.

Низкий процент исполнения бюджета города по расходам за январь – сентябрь 2016 года (на уровне 41,4 процента к бюджетным назначениям), обусловлен неактивностью распорядителей средств при организации исполнения принятых расходных обязательств, что создает риски  их неравномерного кассового исполнения в течение года, как в целом  по бюджету, так и по отдельным разделам и подразделам классификации его расходов, создающую предпосылки к освоению основных объемов бюджетных ассигнований в конце финансового года, что способствует неэффективному использованию бюджетных средств.

Выводы:

Таким образом, за январь – сентябрь 2016 года исполнение бюджета города Севастополя по доходам сложилось на уровне 59,4 процента к утвержденным бюджетным назначениям, по расходам – 41,4 процента к утвержденному плану.

Недостаточный уровень активности главных распорядителей бюджетных средств, в части исполнения доведенных бюджетных ассигнований, создал предпосылки к освоению основных объемов бюджетных ассигнований в последние месяцы финансового года, что может привести к неэффективному их использованию, с учетом ценового фактора (уровень инфляции в городе Севастополе по итогам 9 месяцев 2016 года составил 4,9 процента).


[1]Информация представлена по данным Федеральной службы государственной статистики по городу Севастополяhttp://sevastopol.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sevastopol/resources/fade0f004a71d9398d51ad4b782e6f0a/Оборот+организаций+сентябрь+2015.pdf

[2] Фактическое превышение плановых показателей расходов над доходами рассчитано исходя из данных Отчета об исполнении бюджета (форма 0503117), утвержден Постановлением Правительства Севастополя от 10.11.2016 г. № 1052-ПП «Об утверждении Отчета об исполнении бюджета города Севастополя                      за 9 месяцев 2016 года и Отчета об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Севастополя за 9 месяцев 2016 года».

[3] В соответствии со статьей 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации к собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

[4]Показатели кассового плана приведены в соответствии с информацией представленной Управлением Федеральной налоговой службы по городу Севастополю, письмо от 14.11.2016 №11-29/08287                                «О направлении информации»

[5] Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации (Форма Федеральной налоговой службы № 4-НМ) по состоянию на 01.10.2016 года утвержден приказом ФНС России от 18.11.2015 № ММВ – 7 – 1/529@

[6] Согласно главе 26 Налогового кодекса Российской Федерации к специальным налоговым режимам в системе налогов РФ относятся четыре системы налогообложения: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

[7] Постановление Правительства Севастополя от 28.03.2016 №240-ПП «Об утверждении Плана мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Севастополя на 2016 год.

[8] Положение о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Севастополя утверждено постановлением Правительства Севастополя от 30.09.2014 № 339 с изм.

Информация о ходе исполнения бюджета города Севастополя по итогам работы за 9 месяцев 2016 года