Версия для печати Версия для печати

В Перечне государственных программ города Севастополя на период 2015-2020 годов (далее – Перечень)[1] предусмотрено к разработке и утверждению сорок шесть государственных программ.

Из них, по состоянию на 01.10.2016 года утверждены сорок две государственные программы. Срок реализации которых установлен до 31.12.2016 года.

На основании данных, представленных Департаментом экономики города Севастополя, в 2016 году реализуется сорок две государственных программы. Информация об объеме финансирования на 2016 год, утвержденном в государственных программах, реализуемых в текущем периоде, представлена в таблице № 1.

Таблица № 1 (млн. рублей)

Источники финансирования Объемы

финансирования

на 2016 год, утв.

в гос. программах

Удельный вес

(%)

1 2 3
Финансирование всего, в том числе: 31 493,7 100
Федеральный бюджет (в том числе средства ТФОМС) 14 044,3 44,6
Бюджет города Севастополя 14 238,6 45,2
Внебюджетные средства 3 210,8 10,2

Анализ данных таблицы показал, что на реализацию сорока двух государственных программ в 2016 году запланировано 31 493,7 млн. руб., в том числе за счет:

– средств федерального бюджета 14 044,3 млн. руб., или 44,6 процента от общего объема финансирования, утвержденного в программах на 2016 год;

– средств бюджета города Севастополя 14 238,6 млн. руб., или  45,2 процента;

– внебюджетных средств 3 210,8 млн. руб., или 20,7 процента.

Следует отметить, что общий объем финансирования за счет бюджетных средств, предусмотренный в государственных программах на их реализацию                                в текущем году, составил 28 282,9 млн. руб. (в том числе за счет средств: федерального бюджета – 14 044,3 млн. руб., бюджета города Севастополя – 14 238,6 млн. руб.).                     При этом, объемы бюджетных ассигнований на обеспечение реализации государственных программ, утвержденные в Законе города Севастополя от 28.12.2015 № 228-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2016 год», составили 16 350,3 млн. руб. или 51,9 процента от общего объема расходов (31 493,7 млн. руб.) (таблица № 2).

Таблица № 2 (млн. рублей)

Источник финансирования государственных программ города Севастополя Объемы

финансирования

за счет бюджетных средств, утв.

в гос. программах на 2016 год

Объемы бюджетных ассигнований на обеспечение реализации

гос. программ, утв.

в Законе о бюджете

на 2016 год

Отклонение

(+/-)

(гр. 3 – гр.2)

1 2 3 4
Бюджетные средства, в т. ч.: 28 282,9 16 350,3 -11 932,6
средства федерального бюджета 14 044,3 1 545,8 -12 498,5
средства бюджета города Севастополя 14 238,6 14 804,5 +565,9

Таким образом, анализ данных таблицы показал, что объем бюджетных ассигнований, предусмотренный на обеспечение реализации государственных программ Законом о бюджете, составляет 16 350,3 млн. руб., что более чем в 1,5 раза ниже объема финансирования, предусмотренного в государственных программах на их реализацию за счет бюджетных средств.

Руководствуясь положениями статьи 17 Закона города Севастополя от 14.08.2014 № 59-ЗС «О бюджетном процессе в городе Севастополе» Контрольно-счетная палата отмечает необходимость приведения в соответствие показателей объемов финансирования в утвержденных государственных программах города Севастополя с объемами бюджетных ассигнований, утвержденными на финансовое обеспечение реализации государственных программ Законом города Севастополя от 28.12.2015 № 228-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2016 год» (далее – Закон о бюджете на 2016 год).

Следует отметить, что в Законе о бюджете на 2016 год утверждены бюджетные ассигнования на выполнение программных мероприятий, предусмотренных в четырех государственных программах, срок реализации которых истек в 2015 году, а именно:

На реализацию Государственной программы «Летняя школа 2015» (ответственный исполнитель Департамент образования города Севастополя) в Законе о бюджете на 2016 год предусмотрены бюджетные ассигнования – 0,08 млн. рублей. При этом, согласно информации, представленной в «Сводном годовом докладе Департамента экономики о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ города Федерального значения Севастополя за 2015 год»[2] (далее – Сводный годовой доклад) в результате реализации мероприятий Программы целевые показатели (индикаторы) достигнуты, поставленные цели и задачи полностью выполнены. Кроме того, согласно данным бюджетной отчетности Департамента образования города Севастополя за 2015 форма 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» кредиторская задолженность по государственной программе «Летняя школа 2015» отсутствует;

На реализацию Государственной программы «Развитие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд на 2015 год» (Управление государственного заказа города Севастополя) в Законе о бюджете на 2016 год предусмотрено 0,4 млн. рублей. Согласно информации, представленной в Сводном годовом докладе, в результате реализации мероприятий программы целевые показатели (индикаторы) полностью достигнуты. Программа полностью реализована, поставленная цель достигнута и задачи выполнены. Вместе с тем, согласно данным бюджетной отчетности Управления государственного заказа города Севастополя за 2015 год форма 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» кредиторская задолженность по государственной программе «Развитие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд на 2015 год» составила 0,4 млн. рублей;

На реализацию Государственной программы «Становление информационного общества Севастополя на 2015 год» (Главное управление информатизации и связи города Севастополя) в Законе о бюджете предусмотрено 0,4 млн. рублей. Согласно информации, представленной в Сводном годовом докладе по итогам работы за 2015 год, не было выполнено мероприятие «Создание структурированных кабельных сетей», так как по итогам проведения закупочных процедур 24.12.2015 была инициирована отмена электронного аукциона в связи с недостаточным количеством времени для завершения закупочной процедуры  в 2015 году. В результате, из пяти предусмотренных программой целевых индикаторов не достигнут один – «Общее количество портов структурированных кабельных сетей структурных подразделений исполнительных органов государственной власти» в связи с неисполнением вышеуказанного мероприятия. Вместе с тем, согласно данным бюджетной отчетности Главного управления информатизации и связи города Севастополя за 2015 форма 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» кредиторская задолженность по государственной программе «Становление информационного общества Севастополя на 2015 год» составила 1,8 млн. рублей;

На реализацию Государственной программы «Доступная среда» на 2015 год (Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя)      в Законе о бюджете на 2016 год предусмотрено 0,06 млн. рублей.

Согласно информации, представленной в Сводном годовом докладе по итогам работы за 2015 год, из пяти предусмотренных программой индикаторов не достигнуты два показателя, а именно:

«Доля организаций профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве организаций профессионального образования в городе Севастополе» – составила 50 процентов от утвержденного в программе годового значения (20 процентов);

«Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6  до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом  в общей численности данной категории граждан» – составила 24,7 процента от утвержденного в программе годового значения (44,5 процента).

Целевые показатели не достигнуты в связи с частичным невыполнением мероприятий по адаптации объектов по причине длительного временного периода оформления документов на право безвозмездного пользования земельными участками, на которых расположены учреждения. Их достижение планируется на конец 2016 года. Вместе с тем, согласно данным бюджетной отчетности Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя за 2015 год форма 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» кредиторская задолженность по государственной программе «Доступная среда» составила 0,2 млн. рублей;

На реализацию Государственной программы «Модернизация здравоохранения Севастополя на 2014-2015 годы» (Департамент здравоохранения города Севастополя) в Законе о бюджете предусмотрено 175,7 млн. рублей. Вместе с тем, согласно данным бюджетной отчетности Департамента здравоохранения города Севастополя за 2015 год форма 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» кредиторская задолженность по государственной программе «Модернизация здравоохранения Севастополя на 2014-2015 годы» составила 128,7 млн. рублей.

Срок действия Программы модернизации здравоохранения города Севастополя на 2014 – 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 10.09.2014 № 273 «Об утверждении программы модернизации здравоохранения Севастополя на 2014 – 2015 годы» продлен до 31.12.2016 года (Постановление Правительства Севастополя от 18.08.2016 № 802-ПП).

При этом, изменения в программу внесены только в части сроков исполнения мероприятий программы – до 31.12.2016 года. Финансовое обеспечение, предусмотренное на реализацию мероприятий в течение января – декабря 2016 года, в программе не отражено. Проект государственной программы в Контрольно-счетную плату для проведения финансово-экономической экспертизы не предоставлялся.

Исполнение бюджета города Севастополя по расходам, предусмотренным на реализацию государственных программ, за 9 месяцев 2016 года составило  5 523,9 млн. руб. или 33,8 процента от утвержденного в Законе о бюджете общего объема финансирования на 2016 год (таблица № 3). При этом объемы финансирования, утвержденные в государственных программах (31 493,7 млн. руб.) исполнены  на 17,5 процента.

Таблица № 3 (млн. рублей)

Источники финансирования Объемы финансирования

на 2016 год, утв.

в гос. программах

  9 месяцев 2016 года
Объемы бюджетных, утв.

в Законе о бюджете

на 2016 год

Предельные объемы

оплаты денежных обязательств (ПОФ)

Кассовые расходы Не освоено ПОФ

(гр. 4 – гр. 5)

ПОФ к объемам утв.

в Законе о бюджете

(гр. 4/гр. 3*100%)

Освоение ПОФ, %

(гр. 5/гр. 4*100%)

Исполнение к объему утв.

в Законе о бюджете, %

(гр. 5/гр. 3*100%)

1 2 3    4    5    6 7 8 9
Финансирование всего, в том числе: 31493,7 16350,3 7640,0 5523,9 2116,1 46,7 72,3 33,8
Федеральный бюджет 14044,3 1545,8 3216,1 2208,6 1007,5 208,1 68,7 142,9
Бюджет города Севастополя 14238,6 14804,5 4274,4 3165,8 1108,6 28,9 74,1 21,4
Внебюджетные средства 3210,8 149,5 149,5 100

По состоянию на 01.10.2016 предельные объемы оплаты денежных обязательств (далее – предельные объемы финансирования, ПОФ) на реализацию государственных программ, доведены до главных распорядителей бюджетных средств в объеме 7 640,0 млн. руб., что составило 46,7 процента от общего объема финансирования, утвержденного в Законе о бюджете на 2016 год (24,3 процента от общего объема финансирования, утвержденного в программах на 2016 год).

Кассовые расходы составили 5 523,9 млн. рублей или 72,3 процента                        от предельных объемов финансирования.

Соотношение израсходованных средств, полученных из федерального бюджета и из бюджета города Севастополя в общей сумме кассовых расходов составляет 40 и 57,3 процента соответственно. Удельный вес средств, полученных из внебюджетных источников в общей сумме кассовых расходов составляет                     2,7 процента.

Информация об источниках финансирования программных мероприятий представлена на Диаграмме №1.

Диаграмма № 1

План финансирования 2016 год. ПОФ 9 месяцев 2016 года Кассовые расходы 9 месяцев

2016 года

В 2016 году финансирование мероприятий государственных программ города Севастополя планируется осуществлять в основном из бюджета города Севастополя (45,2 процента) и федерального бюджета (44,6 процента). Доля внебюджетных источников составит 10,2 процента.

При этом, соотношение средств федерального бюджета, бюджета города Севастополя и внебюджетных источников в общей сумме предельных объемов финансирования в январе – сентябре 2016 года составляет 42,1, 55,9 и 2 процента соответственно.

Структура программных расходов в разрезе секторов экономики представлена на Диаграмме № 2.

Диаграмма № 2

Основной объем программных расходов бюджета города Севастополя   в 2016 году направлен на финансирование реального сектора экономики –  43,8 процента от утвержденных бюджетных назначений 2016 года, в том числе       на: реформирование жилищно-коммунального хозяйства – 18,7 процента в общем объеме утвержденных бюджетных назначений, развитие градостроения – 5 процентов, развитие промышленности– 9,6 процентов, развитие транспортной системы и автомобильных дорог – 9,4 процента.

На социальную сферу направлено 41,8 процента от утвержденных бюджетных назначений 2016 года, в том числе на: развитие здравоохранения – 20 процентов в общем объеме утвержденных бюджетных назначений, развитие образования – 10 процентов, социальную поддержку населения – 9,2 процента, социальную защиту населения – 2,7 процента.

Проведенный анализ данных отчета о ходе реализации государственных программ города Севастополя за 9 месяцев 2016 года (Приложение №1) показал, что в течение января – сентября 2016 года главными распорядителями бюджетных средств (далее – ГРБС) частично произведен расход бюджетных средств по тридцати пяти государственным программам, в том числе:

Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города федерального значения Севастополя на 2015-2020 годы» (ответственный исполнитель Департамент сельского хозяйства города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено                              306,4 млн. руб.) – освоено 41,8 млн. руб. или 75,2 процента от предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года (55,7 млн. рублей). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (311,4 млн. руб.) освоены на 13,4 процента. Средства направлены на реализацию следующих мероприятий:

«Возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям на закладку и уход за виноградниками» – 14,4 млн. руб.;

«Возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям на раскорчевку не продуктивных садов и виноградников» – 3,1 млн. руб.;

«Возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям  на модернизацию и обновление сельхоз техники» – 24,3 млн. рублей.

Государственная программа «Поддержка начинающих фермеров на период 2015-2020 годы» (Департамент сельского хозяйства города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено 13,9 млн. руб.) – предельные объемы финансирования, предусмотренные на реализацию программных мероприятий в январе – сентябре 2016 года – 7,0 млн. руб., освоены в полном объеме. Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (15,5 млн. руб.) освоены на 45 процентов. Начинающим крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставлены гранты на создание и развитие.

Государственная программа «Развитие туризма в городе Севастополе на 2015-2020 годы» (Главное управление культуры города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено 74,0 млн. руб.) – освоено 1,1 млн. руб. или 21,7 процента от предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года (5,2 млн. рублей). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (792,1 млн. руб.) освоены на 0,1 процента. Средства направлены на реализацию следующих мероприятий:

«Создание, модернизация, материальное и информационное обеспечение ГАУ города Севастополя «Центр развития туризма» со структурным подразделением туристско-информационный центр «Севастополь», открытие его «визит-центров», создание и обеспечение работы колл-центра для туристов» – 0,3 млн. руб.;

«Разработка и продвижение новых маршрутов в сфере активного туризма. Обеспечение безопасности на маршрутах, создание и обустройство стоянок. Обустройство маршрута «Большая Севастопольская тропа» – 0,3 млн. руб.;

«Проведение и участие в форумах и выставках по вопросам туризма» –  0,5 млн. рублей.

Государственная программа «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов города федерального значения Севастополя на 2015-2017 годы» (Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено 26,5 млн. руб.) – освоено 1,2 млн. руб. или 4,4 процента от предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года и утвержденных в государственной программе объемов финансирования на 2016 год (27,4 млн. рублей).

Средства направлены на расчистку русла реки Ай-Тадорка в районе села Терновка, в том числе проектно-изыскательские работы.

Государственная программа «Развитие промышленности Севастополя на 2015-2020 годы» (Департамент экономики города Севастополя, в Законе                             о бюджете предусмотрено 12,2 млн. руб.) предельные объемы финансирования, предусмотренные на реализацию программных мероприятий в январе – сентябре 2016 года – 150,0 млн. руб., освоены в полном объеме. Утвержденные  в государственной программе объемы финансирования на 2016 год  (3 034,9 млн. руб.) освоены на 4,9 процента.

При этом, в течение анализируемого периода выполнение программных мероприятий на 99,6 процента осуществлялось за счет внебюджетных источников.

Средства из федерального бюджета на выполнения программных мероприятий не получены. Следует отметить, что в соответствии с п. 8 Правил предоставления субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов по возмещению части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий[3] региональные программы отбираются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации при соблюдении  определенных условий, в том числе при наличие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих порядок и условия предоставления промышленным предприятиям из бюджета субъекта Российской Федерации средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия. На момент проведения мониторинга, вышеуказанные нормативно правовые акты в городе Севастополе отсутствуют.

В течение января – сентября 2016 года за счет внебюджетных источников организованы и проведены следующие мероприятия:

ГУП СМЗ им. С. Орджоникидзе оформлены имущественные права на объекты государственной собственности, переданные в хозяйственное ведение промышленным государственным унитарным предприятиям, на сумму 1,5 млн.руб.;

АО «Ремстройкомплект» произвел покупку программ и литературы  по ГОСТу на сумму 0,1 млн.руб.;

АО «ЦС «Звездочка» филиал в городе Севастополе осуществило паспортизацию отходов, разработку документов в сфере обращения с отходами       на сумму 0,1 млн. руб.;

Проведена модернизация, капитальный ремонт и реконструкция основных фондов на 10-ти предприятиях в общем объеме 141,2 млн. руб.:                                             ООО «Севмормаш-2М», ООО «Сориус-Судоверфь», ООО СПЗ «Парус», ООО «Теплообмен», ООО СРЗ «Персей», ООО «Уранис», ОАО «Уранис-Радиосистемы», ООО «Севастопольский агрегатный завод»;

Приобретено технологическое оборудование (за исключением приобретаемого в рамках создания, модернизации, капремонта и реконструкции производства) ООО «Орвис» в сумме 2,8 млн. руб.;

На организацию рабочих мест, компенсацию медицинских осмотров сотрудниками, обучение специалистов, приобретение спецодежды и материалов предприятиями города направлено 2,4 млн. рублей.

– Государственная программа «Развитие образования города федерального значения Севастополя на 2015-2020 годы» (Департамент образования города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено 2 445,7 млн. руб.) – освоено 139,2 млн. руб. или 84,1 процента от предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года (165,5 млн. рублей). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (3 157,5 млн. руб.) освоены на 4,4 процента.

В течение января – сентября 2016 года выполнение программных мероприятий осуществлялось исключительно за счет средств бюджет города Севастополя. Средства направлены на: проведение государственной экспертизы по объекту «Детское дошкольное учреждение в бухте Казачья» – 0,3 млн. руб.; комплексный капитальный ремонт государственного бюджетного дошкольного учреждения города Севастополя «Детский сад № 87» – 4,0 млн. руб.; приобретение мебели, оборудования, твердого, мягкого, кухонного, спортивного инвентаря для дошкольных учреждений – 3,3 млн. руб.; обеспечение безопасности образовательного процесса, укрепление материально-технической базы, проведение капитальных работ в организациях дошкольного образования, энергосбережение, повышение энергетической эффективности – 32,3 млн. руб.; обеспечение безопасности образовательного процесса, укрепление материально-технической базы, проведение капитальных работ в общеобразовательных организациях, энергосбережение, повышение энергетической эффективности – 59,1 млн. руб.; обеспечение безопасности образовательного процесса, укрепление материально-технической базы, проведение капитальных работ в организациях дополнительного образования, энергосбережение, повышение энергетической эффективности – 1,1 млн. руб.; обеспечение сохранности имущественного комплекса государственных детских оздоровительных лагерей города Севастополя в осенне-зимний, весенний периоды – 7,9 млн. руб.; создание условий для получения дошкольного образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – 3,3 млн. руб.; пополнение учебного фонда общеобразовательных организаций – 13,5 млн. руб.; пополнение учебного фонда для развития среднего профессионального образования – 9,1 млн. руб.; участие победителей регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников – 1,2 млн. руб.; проведен конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями города Севастополя – 0,4 млн. руб.; проведены мероприятия, направленные на духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи – 3,3 млн. руб.; на поддержку одаренных детей и молодежи – 0,4 млн. рублей.

Государственная программа «Развитие и реформирование жилищно-коммунального хозяйства г. Севастополя на 2015-2020 годы» (Департамент городского хозяйства города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 2 116,8 млн. руб.) – освоено 248,4 млн. руб. или 88,4 процента от предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года (280,9 млн. рублей). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (5 878,9 млн. руб.) освоены                       на 4,2 процента.

В течение 9 месяцев 2016 года на реализацию Подпрограммы 1 «Улучшение технического состояния и развитие жилищного хозяйства города Севастополя» направлено 37,5 млн. рублей. В рамках реализации мероприятия «Капитальный ремонт многоквартирных домов» получены положительные заключения на проектно-изыскательские работы по 28 объектам газификации жилищного фонда; заключены контракты на проектно-изыскательские работы  по газификации 30 объектов; проведено экспертное обследование на 85 объектах, признанных аварийными для включения в перечень домов по отселению; погашена кредиторская задолженность 2015 года по капитальному ремонту кровель. Также в течение отчетного периода рамках реализации мероприятия «Капитальный ремонт и замена лифтов и диспетчерских систем в жилищном фонде» 138 объектов выставлены на конкурс на проведение капитального ремонта лифтов, также выставляются на конкурс 70 объектов на проведение капитального ремонта диспетчерских систем. Подписано 18 контрактов на разработку ПСД на замену 18 лифтов в многоквартирных домах. 368 объектов выставляются на конкурс на проведение экспертного обследования лифтов в многоквартирных домах. Осуществлен имущественный взнос для покрытия расходов, связанных   с содержанием некоммерческой организации «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя».

На реализацию подпрограммы 2 «Развитие коммунальной теплоэнергетики города Севастополя» направлено 0,9 млн. рублей. В рамках реализации программного мероприятия «Строительство, реконструкция, модернизация и техническое переоснащение на объектах теплоснабжения»  3 объекта выставлены на конкурс по реконструкции угольных и мазутных котельных с переводом на природный газ. Также в течение отчетного периода  в рамках реализации мероприятия «Автоматизация источников теплоснабжения и оснащение приборами учета» 11 объектов проходят проверку достоверности сметной стоимости по оснащению узлами учета тепловой энергии.

В анализируемом периоде на реализацию программных мероприятий Подпрограммы 3 «Развитие водоснабжения и водоотведения города Севастополя» направлены средства в объеме 9,1 млн. рублей. Выполнен 1 промежуточный этап по разработке схемы водоснабжения и водоотведения города Севастополя; проведена экспертиза достоверности определения сметной стоимости проектно-изыскательских работ по 3 объектам и заключены контракты на разработку проектно-изыскательских работ на капитальный ремонт сетей водопровода; проведена экспертиза достоверности определения сметной стоимости проектно-изыскательских работ на строительство водопровода от ул. Грибоедова до ул. Челюскинцев; проведена экспертиза достоверности определения сметной стоимости проектно-изыскательских работ на проведение капитального ремонта 3 водопроводов, 1 напорного коллектора и 1 канализационного самотечного коллектора. Также, проведена экспертиза достоверности определения сметной стоимости проектно-изыскательских работ на проведение реконструкции сетей водопровода поселка Сахарная головка; проведены экспертизы достоверности определения сметной стоимости проектно-изыскательских работ на реконструкцию канализационных очистных сооружений в селе Орловка, на строительство 2 участков водоводов в селе Орлиное по ул. Каштановая – ул. Молодежная, по ул. Ласпинская, на строительство канализационных очистных сооружений в селе Дальнее (поселок ВИР).

На реализацию мероприятий Подпрограммы 4 «Развитие благоустройства города Севастополя» в течение январе – сентября текущего года направлено 200,8 млн. рублей. В рамках реализации мероприятий, связанных с организацией благоустройства в течение анализируемого периода, выполнены следующие работы: санитарная очистка пляжей; подметание улиц, садовых дорожек парков, скверов и лестниц, остановок общего транспорта; уборка городского мусора; очищение урн парков и скверов; очистка газонов и приствольных лунок деревьев и кустов улиц от опавшей листвы и веток; посыпание песком или смесями, в том числе и тротуаров улиц; очистка от снега; сбор и вывоз отходов; удаление поросли с вывозом в парковых зонах; покос газонов: улиц со сгребанием и вывозом скошенной травы, парков, скверов со сгребанием и вывозом скошенной травы; омолаживающая обрезка; обрезка деревьев; копание грунта с удалением сорняков; стрижка декоративных кустарников; полив зеленых насаждений из поливомоечной машины; устранение приствольных лунок; штыковка грунта кустарников; снос деревьев; распиливание упавших деревьев; валка деревьев  в парках, скверах и бульварах; обрезка кустов роз; подбор и утилизация трупов павших животных; установка биотуалетов.

Государственная программа «Развитие автомобильных дорог общего пользования на 2015-2020 годы» (Департамент городского хозяйства города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 1 393,6 млн. руб.) – предельные объемы финансирования, предусмотренные на реализацию программных мероприятий в январе – сентябре 2016 года – 308,9 млн. руб., освоены в полном объеме. Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (2 149,3 млн. руб.) освоены на 14,4 процента.

В течение анализируемого периода 2016 года в рамках реализации мероприятия «Строительство (реконструкция) автомобильных дорог общего пользования регионального и муниципального значения» проведены работы по укреплению откосов и обеспечению водоотвода на следующих объектах: «Обход город Севастополь» (от автомобильной дороги «Подъезд к с. Максимова дача», км 1+300 до автомобильной дороги «Ялта-Севастополь», км 76+350)» – протяженностью 2,708 км.; «Подъезд к с. Максимова дача”, км 0+000-км 1+300» протяженностью 1,3 км. проводились работы по укреплению откосов  и обеспечению водоотвода.

Также в течение отчетного периода в рамках реализации мероприятия «Капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и муниципального значения» выполнены  работы согласно классификации работ, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», а именно: нанесение разметки (пешеходные переходы); нанесение разметки; ямочный ремонт, замена дорожных знаков; окос травы (мотокосами); окос травы (трактор); обрезка и прореживание крон деревьев; чистка ливневой канализации (лотки); чистка ливневой канализации (колодцы); очистка проезжей части (вручную); очистка проезжей части (механическая очистка); очистка проезжей части (механическая очистка с увлажнением).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города федерального значения Севастополя (Департамент городского хозяйства города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 778,6 млн. руб.) – освоено 110,5 млн. руб. или 99,5 процента от предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года (111,1 млн. рублей). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования  на 2016 год (748,7 млн. руб.) освоены на 14,8 процента.

 Средства направлены на капитальный ремонт кровель, проведение работ по замене лифтового оборудования, а именно: в 56 многоквартирных домах выполнены работы по установке 113 лифтов; в 58 многоквартирных домах проведены работы по ремонту кровель. Из 218 домов, запланированных к ремонту крыш в 2016 году, законтрактовано 203 дома, но в связи с неисполнением подрядчиком своих обязательств, расторгнуто 3 договора по 23 домам.

По 18 домам, в которых планируется проведение ремонта фасадов, проведены конкурсные процедуры по выбору подрядной организации на изготовление проектно-сметной документации. По 33 домам получены положительные заключения экспертизы на разработку проектно-сметной документации на ремонт внутридомовых инженерных систем.

Государственная программа «Развитие транспортной системы Севастополя на 2015-2020 годы» (Департамент городского хозяйства города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 275,7 млн. руб.) – предельные объемы финансирования, предусмотренные на реализацию программных мероприятий в январе – сентябре 2016 года – 17,1 млн. руб., освоены в полном объеме. Утвержденные в государственной программе объемы финансирования  на 2016 год (795,0 млн. руб.) освоены на 2,2 процента.  Средства направлены на приобретение бланков карт маршрута и Финансовое обеспечение (возмещение) затрат ГУП «Севэлектроавтотранс им. А.С. Круподерова», связанных с выполнением работ, оказанных услуг по перевозке пассажиров городским электротранспортом, возникших в период действия чрезвычайной ситуации  на территории города Севастополя.

Государственная программа «Модернизация и повышение эффективности управления государственными финансами города Севастополя на 2015-2018 годы» (Департамент финансов города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 43,0 млн. руб.) – освоено 9,5 млн. руб. или 34,0 процента от предельных объемов финансирования, предусмотренных   на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года (28 млн. рублей). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования  на 2016 год (43 млн. руб.) освоены на 22,1 процента.

В рамках реализации мероприятия программы «Централизация процессов ведения бухгалтерского и бюджетного учета и формирования отчетности для всех участников бюджетного процесса города Севастополя, а также государственных учреждений города Севастополя» заключен государственный контракт   на информационно-техническое сопровождение и лицензионное обслуживание прикладных программных продуктов 1С и Парус.

В рамках реализации мероприятия программы «Предоставление лицензионного обслуживания и консультационно-технического сопровождения Единой системы управления бюджетным процессом» проведен семинар; предоставлено лицензионное обслуживание и информационно-техническое сопровождение единой системы управления бюджетным процессом на всех этапах исполнения бюджета.

Государственная программа «Управление государственной собственностью Севастополя на 2015-2020 годы» (Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено 759,4 млн. руб.) – освоено 4,2 млн. руб. или 0,6 процента от утвержденных в государственной программе объемов финансирования на 2016 год (759,4 млн. руб.) и 33 процента от предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года (12,9 млн. рублей). Средства направлены на проведение оценки объектов движимого и недвижимого имущества для постановки на учет, передачи в аренду, отчуждения (приватизации); выполнение кадастровых работ  и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков. В течение января – сентября 2016 года проведена оценка рыночной стоимости права аренды земельных участков и оценка рыночной стоимости продажи земельных участков; выполнены кадастровые работы и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков.

Государственная программа «Содействие занятости населения города Севастополя на 2015-2017 годы» (Департамент труда и социальной защиты города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 123,8 млн. руб.) – освоено 43,6 млн. руб. или 97,1 процента от предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года (44,9 млн. рублей). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (123,8 млн. руб.) освоены на 35,2 процента. Средства направлены на реализацию мероприятий по содействию в трудоустройстве граждан и обеспечению работодателей рабочей силой в соответствии                                       с потребностями экономики, а именно на: осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде пенсии, назначенной досрочно по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости; проведение оплачиваемых общественных работ; временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы; временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.

Оказано содействие самозанятости безработных граждан, включая выплату единовременной финансовой помощи гражданам, признанным  в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшими профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование  по направлению органов службы занятости, при их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.

Государственная программа «По улучшению условий и охраны труда в городе Севастополе на 2015-2017 годы» (Департамент труда и социальной защиты города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – менее                        0,1 млн. руб.) – освоено 0,05 млн. руб. или 52,6 процента от предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года (0,09 млн. рублей). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (0,089 млн. руб.) освоены на 35,8 процента.

Средства направлены на проведение обучения по вопросам охраны труда специалистов, ответственных за охрану труда предприятий, организаций                               и учреждений.

Государственная программа «Социальная поддержка жителей города Севастополя на 2015-2020 годы» (Департамент труда и социальной защиты города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 2 753,5 млн. руб.) – освоено 1 446,5 млн. руб. или 99,7 процента от предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года (1 450,9 млн. рублей). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (2 782,3 млн. руб.) освоены на 51,9 процента. Средства направлены на реализацию мероприятий, связанных с развитием мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в частности: выплата ежемесячных пожизненных стипендий участникам обороны и освобождения Севастополя в годы ВОВ; оказание единовременной денежной помощи жителям города, которым исполнилось 100 и более лет; оказание единовременной денежной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;  выплата городских ежеквартальных социальных пособий одному из членов семьи военнослужащих, погибших в Республике Афганистан,  на атомных подводных лодках «Комсомолец» и «Курск», других погибших  в мирное время;

– выплата единовременного пособия на погребение; реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по льготному проезду; ежемесячная денежная помощь по уходу за инвалидом I, II группы вследствие психического заболевания, возникшего на 31.12.2014 года; выплаты лицам, подлежащим обязательному государственному социальному страхованию                            от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;  обеспечение протезно-ортопедическими изделиями и техническими и другими средствами реабилитации не вошедших в федеральный перечень;  выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям                   и одиноко проживающим гражданам в городе Севастополе; предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, отдельным категориям жителей Севастополя; финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения города Севастополя (казенные и бюджетные учреждения); выплаты при рождении (усыновлении) детей, помощи в связи с беременностью и родами и в период ухода за ребенком в возрасте до 3-х лет; выплаты семьям, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в городе Севастополе, одиноким матерям (отцам), на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов; выплаты детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплата на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством); предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и ремонт квартир детям-сиротам; выплата пособий  и компенсаций на детей гражданам из числа, пострадавших вследствие радиационного воздействия в результате Чернобыльской катастрофы;  предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, услуг связи, приобретение твердого топлива  и сжиженного газа многодетным семьям жителей города Севастополя.

Государственная программа «Развитие градостроительной деятельности в Севастополе на 2015-2020 годы» (Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 409,6 млн. руб.) – предельные объемы финансирования, предусмотренные на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года в объеме 324,3 млн. руб., освоены на 13,1 процента (42,5 млн. рублей). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (335,6 млн. руб.) освоены на 12,7 процента. Средства направлены на подготовку документов территориального планирования и градостроительного зонирования города Севастополя; на разработку и утверждение проекта планировки и межевания территории села Полюшко; на разработку и утверждение проекта планировки проекта межевания линейного объекта «Строительство берегозащитных дамб на реке Бельбек города Севастополь»; на разработку и утверждение проекта планировки проекта межевания линейного объекта «Реконструкция и развитие гражданского сектора аэропорта Бельбек города Севастополь».

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Севастополе на 2016 год (Департамент здравоохранения города Севастополя, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в Законе о бюджете предусмотрено – 1 594,0 млн. руб.) – предельные объемы финансирования, предусмотренные  на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года в объеме 3 154,4 млн. руб., освоены на 80 процентов (2 523,7 млн. рублей). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (4 797,9 млн. руб.) освоены на 52,6 процента. Средства направлены на выполнение мероприятий по организации оказания скорой медицинской помощи, медицинской помощи в амбулаторных условиях, медицинской помощи в стационарных условиях, медицинской помощи в дневных стационарах.

– Государственная программа «Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015-2020 годы» (Департамент здравоохранения города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 1 050,4 млн. руб.) – освоено 24,3 млн. руб. или 22,8 процента предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в январе – сентябре текущего года (106,7 млн. рублей). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (1 459,6 млн. руб.) освоены на 1,6 процента.  Средства направлены на обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оснащение государственных учреждений здравоохранения системами автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией при пожаре. Также в рамках реализации мероприятий программы проведена реконструкция и капитальный ремонт зданий и помещений ГБУЗС «Городская больница № 5 – «Центр охраны здоровья матери и ребенка»; приобретено медицинское оборудование и изделия медицинского назначения для стационаров ГБУЗС «Городская больница № 5 – «Центр охраны здоровья матери и ребенка».

– Государственная программа Севастополя «Развитие физической культуры и спорта в городе Севастополе на 2015-2020 годы» (Управление по делам молодежи и спорта города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 298,6 млн. руб.) – освоено 49,0 млн. руб. или 94,2 процента от предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в анализируемом периоде (52,0 млн. рублей). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (394,8 млн. руб.) освоены на 12,4 процента. Средства направлены на адресную финансовую поддержку спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации – 8,1 млн. руб., именные стипендии выдающимся спортсменам города Севастополя – 1,7 млн. руб., обеспечение тренировочных мероприятий и спортивных мероприятий за исключением базовых видов спорта  и параолимпийских видов спорта – 6,0 млн. руб., участие спортсменов города Севастополя во всероссийской летней спартакиаде спортивных школ – 0,6 млн. руб., реализацию комплексных мероприятий, направленных на развитие физической культуры и массового спорта, в том числе адаптивного спорта – 3,4 млн. рублей.

Также средства направлены на подготовку проектно-сметной документации и проведение капитального ремонта бассейна, зданий и помещений ГКУ города Севастополя “СДЮСШОР № 1 – 29,1 млн. рублей.

– Государственная программа «Газификация города Севастополя на 2015-2020 годы» (Департамент капитального строительства города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 292,5 млн. руб.) – освоено 40,6 млн. руб.или 100 процентов предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в январе – сентябре текущего года. Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (834,8 млн. руб.) освоены на 4,9 процента.

Средства направлены на осуществление программных мероприятий в части газификации населенных пунктов пригородной зоны. В результате, заключены договоры с ГАУ «Государственная экспертиза города Севастополя» на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по следующим объектам: газопроводы сел Полюшко, Орловка, Кача, Андреевка, Вишневое, поселка Солнечный; строительство распределительных газопроводов низкого давления от ГРС-1, через Балаклаву, Фиолент к бухте Казачья; ул. Раенко, Умрихина, Четвертакова, Толбухина (Инкерман).

Следует отметить, что по мероприятию «Реконструкция автоматической газораспределительной станции №1, в том числе проектно-изыскательские работы» предельные объемы финансирования на реализацию программных мероприятий не доводились, мероприятия не выполнялись. Согласно протоколу от 11.12.2015 №1 заседания Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Республики Крым и города Севастополя под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака ответственным исполнителем по объекту является Министерство топлива и энергетики Республики Крым. Изменения                                            в государственную программу «Газификация города Севастополя на 2015 – 2020 годы» в части, касающейся исключения объекта из программы, будут внесены после изменения в Федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Крыма и города Севастополя до 2020 года».

Государственная программа «Становление информационного общества Севастополя в 2016 году» (Главное управление информатизации и связи города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 262,8 млн. руб.) – освоено 35,1 млн. руб. или 14,3 процента от предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в анализируемом периоде (245,0 млн. руб.). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (262,3 млн. руб.) освоены на 13,4 процента. Средства направлены на модернизацию компьютерной оргтехники и периферии сотрудников исполнительных органов государственной власти – 28,0 млн. руб.; закупку программного обеспечения – 4,0 млн. руб.; техническое обеспечение бесперебойного функционирования государственных информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры Правительства Севастополя и исполнительных органов государственной власти города Севастополя – 2,3 млн. руб.; организацию защищенных каналов связи единой сети передачи данных Правительства Севастополя – 0,8 млн. рублей.

Государственная программа «Создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города федерального значения Севастополя на 2015 – 2020 годы» (Главное управление информатизации и связи города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 55,0 млн. руб.) – освоено 3,5 млн. руб. или 6,4 процента  от предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года и утвержденных в государственной программе объемов финансирования на 2016 год (55,0 млн. рублей).

– Государственная программа «Развитие культуры города Севастополя на 2015-2020 годы» (Главное управление культуры города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 250,9 млн. руб.) – освоено 39,3 млн. руб. или 80,9 процента от предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года (48,6 млн. рублей). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (589,4 млн. руб.) освоены на 6,6 процента. В течение января – сентября 2016 а рамках реализации программных мероприятий средства направлены на  оснащение и модернизацию материально – технической базы учреждений культуры и театров города – 12,4 млн. руб., оснащение и модернизацию базы киновидеопроката – 4,4 млн. руб., приобретение музыкальных инструментов – 3,6 млн. руб., модернизацию и развитие музейной сети города Севастополя – 0,6 млн. руб., развитие и модернизацию библиотек города Севастополя – 1,6 млн. руб., проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок и других творческих проектов – 5,8 млн. руб., проведение капитальных ремонтов объектов культурной сферы – 1,7 млн. руб., обеспечение мер безопасности (приобретение средств противопожарной безопасности, установка и обслуживание сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей, противопожарная обработка конструкций и тканей, установка тревожной кнопки) – 3,8 млн. руб., поддержку гастролей театров по городам России – 2,4 млн. руб., осуществление новых постановок – 2,9 млн. рублей.

Государственная программа «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории города Севастополя на 2015-2017 годы» (Департамент общественной безопасности города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 58,1 млн. руб.) – предельные объемы финансирования, предусмотренные на реализацию мероприятий программы в январе – сентябре 2016 года освоены в полном объеме (3,4 млн. руб.). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (77,9 млн. руб.) освоены на 4,3 процента. Средства в полном объеме направлены на реализацию мероприятия «Выполнение проекта на проведение капитального ремонта (реконструкции) помещений на проспекте генерала Острякова, д. 13, под размещение Центра обработки данных АПК «Безопасный город» и «Системы 112».

– Государственная программа «Реализация мероприятий в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях в пределах административных границ города федерального значения Севастополя на 2015-2020 годы» (Департамент общественной безопасности города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 54,8 млн. руб.) – предельные объемы финансирования, предусмотренные на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года в объеме 3,1 млн. руб., освоены на 71,7 процента (2,2 млн. рублей). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования  на 2016 год (588,4 млн. руб.) освоены на 0,4 процента. Средства направлены на дератизацию открытых незастроенных территорий массового отдыха населения и реализацию мероприятий по созданию страхового фонда документации особо значимых объектов города.

– Государственная программа «Реализация мероприятий по развитию и совершенствованию Севастопольской городской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2015 -2020 годы» (Департамент общественной безопасности города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 75,1 млн. руб.) – освоено 2,1 млн. руб. или 73 процента от предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года (2,9 млн. рублей). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (116,6 млн. руб.) освоены на 1,8 процента. Средства направлены на реализацию мероприятий по обезвреживанию и уничтожению взрывоопасных предметов, оставшихся со времен Великой Отечественной войны, оказаны услуги по охране объекта на территории взорванных Инкерманских штолен; обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, подверженных угрозе лесных пожаров.

Государственная программа «Реализация мероприятий по поддержанию в готовности сил Гражданской защиты города Севастополя к действиям по предназначению при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на 2015 – 2020 годы» (Департамент общественной безопасности города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 39,6 млн. руб.)  – освоено 2,2 млн. руб.  или 100 процентов от предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года. Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год  (14,6 млн. руб.) освоены на 15 процентов. Средства направлены на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности на водных объектах, в прибрежной полосе морской акватории

– Государственная программа «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия горда Севастополя на 2015-2017 годы» (Управление ветеринарии города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 11,7 млн. руб.) – предельные объемы финансирования, предусмотренные на реализацию программных мероприятий на январь –         сентябрь 2016 года – 11,3 млн. руб., освоены в полном объеме. Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (11,7 млн. руб.) освоены на 96,6 процента. В рамках реализации мероприятий программы приобретены спецавтомобили и оборудование для ГБУ «Севветцентр» в общем объеме 9,1 млн. руб., приобретено лабораторное оборудование для городской лаборатории ветеринарии в общем объеме 2,2 млн. рублей.

– Государственная программа «Развитие территориального общественного самоуправления в городе Севастополе на 2016 – 2020 годы» (Департамент общественных коммуникаций города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено –  3,2 млн. руб.) предельные объемы финансирования, предусмотренные на реализацию программных мероприятий на январь – сентябрь 2016 года – 0,07 млн. руб., освоены в полном объеме. Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (3,2 млн. руб.) освоены на 2,1 процента. Средства в полном объеме направлены на создание и поддержку социального сайта территориального общественного самоуправления в сети “Интернет”.

– Государственная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства города Севастополя на 2016 год» (Департамент экономики города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 7,7 млн. руб.) – предельные объемы финансирования, предусмотренные на реализацию программных мероприятий за январь – сентябрь 2016 года – 16,4 млн. руб., освоены в полном объеме. Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (34,8 млн. руб.) освоены на 46,9 процента.                                   На реализацию мероприятия «Содействие развитию некоммерческой организации «Севастопольский фонд поддержки субъектов предпринимательства» направлено 7,4 млн. рублей. В течение января – сентября 2016 года субъектам малого  и среднего предпринимательства (далее – МСП) оказаны консультационно-информационные услуги; организованны и проведены обучающие программы для субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП, направленные на повышение их квалификации по вопросам осуществления предпринимательской деятельности; популяризации роли предпринимательства.

В течение анализируемого периода на реализацию мероприятия «Содействие развитию некоммерческой организации «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Севастополе» посредством увеличения капитализации его гарантийного капитала за счет субсидий бюджетов всех уровней с целью обеспечения доступа субъектов МСП и организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП к кредитным и иным финансовым ресурсам, развития системы гарантий и поручительств  по обязательствам субъектов МСП и инфраструктуры поддержки МСП, основанным на кредитных договорах, договорах займа, договорах о предоставлении банковской гарантии и иных договорах» направлено 8,4 млн. рублей.

На реализацию мероприятия «Содействие развитию некоммерческой организации «Микрофинансовая организация фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Севастополе» посредством увеличения капитализации средств фонда за счет субсидий бюджетов всех уровней с целью обеспечения доступа субъектов МСП  и организаций инфраструктуры поддержки МСП к финансовым ресурсам посредством предоставления им микрозаймов» направлено 0,5 млн. рублей.

Государственная программа «Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе на 2015-2017» (Департамент экономики города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 8,4 млн. руб.) – предельные объемы финансирования, предусмотренные на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года, составили 0,4 млн. руб. и освоены в полном объеме. Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (12,4 млн. руб.) исполнены на 3,4 процента.

Средства в сумме 0,1 млн. руб. направлены на реализацию программного мероприятия по созданию, техническому сопровождению, модернизации специализированного англо-русского интернет-портала об инвестиционной деятельности. В феврале 2016 года запущена в эксплуатацию новая версия инвестиционного портала города Севастополя (адрес инвестиционного портала InvestSevastopol.ru). В апреле 2016 года запущена англоязычная версия инвестиционного портала города Севастополя. В мае 2016 года подтверждено соответствие портала требованиям Регионального инвестиционного Стандарта экспертной группой АНО «АСИ» в городе Севастополе.

Средства в сумме 0,3 млн. руб. направлены на реализацию программного мероприятия «организация выставочных экспозиций и участие в форумах, выставках и ярмарках, а также организация подобных мероприятий в Севастополе, включая организацию визитов инвесторов и торговых миссий в город», принято участие во втором Ялтинском международном экономическом форуме.

Государственная программа города Севастополя «Жилище» на 2016 – 2020 годы (Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 313,6 млн. руб.) – освоено 71,2 млн. руб. или 23 процента от предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года (309,1 млн. рублей). Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (473,6 млн. руб.) освоены на 15 процентов. Средства в полном объеме направлены на улучшение жилищных условий инвалидов  и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Государственная программа «Молодежь Севастополя» на 2015 –  2020 годы (Управление по делам молодежи и спорта города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 20,7 млн. руб.) – предельные объемы финансирования, предусмотренные на реализацию программных мероприятий в январе – сентябре 2016 года – 11,8 млн. руб., освоены в полном объеме. Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (20,6 млн. руб.) освоены на 57,3 процента. Средства направлены на изготовление раздаточной продукции, обеспечивающей имидж севастопольской молодежи – 0,2 млн. руб., обеспечение участия молодежи города Севастополя в Федеральных и окружных мероприятиях, участия молодежи субъектов РФ в мероприятиях, проводимых на территории города Севастополя направлено – 1,4 млн. руб., проведение мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи – 0,4 млн. руб., проведение региональных игр КВН – 0,4 млн. руб., на развитие и поддержку трудовой активности среди молодежи –  0,3 млн. руб., развитие молодежных медиа – 0,4 млн. руб., проведение окружного молодежного форума «Родная гавань» – 8,3 млн. рублей.

– Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2016 годы на территории города федерального значения Севастополь (Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 152,9 млн. руб.) – освоено 115,3 млн. руб. или 25 процентов от объемов финансирования утвержденных в государственной программе на 2016 год и предельных объемов финансирования, предусмотренных на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года (460,3 млн. рублей). В 2016 году завершается реализация программных мероприятий, предусмотренных в «Региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 – 2015 годы на территории города федерального значения Севастополь» посредством приобретения 123 жилых помещений, в том числе 94 жилых помещения путем приобретения в рамках заключенных контрактов в 2015 году и 29 жилых помещений в рамках планируемых контрактов.

Государственная программа «Доступная среда» на 2016 год (Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя, в Законе о бюджете предусмотрено – 2,6 млн. руб.) – – предельные объемы финансирования, предусмотренные на реализацию программы в январе – сентябре 2016 года, составили 0,5 млн. руб. и освоены в полном объеме. Утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год (2,6 млн. руб.) исполнены на 17,3 процента. Средства направлены на повышение уровня доступности объектов в сфере образования и объектов спортивной направленности.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о низкой активности ГРБС в части использования средств бюджета города Севастополя на реализацию государственных программ в январе – сентябре 2016 года.

Следует отметить, что одна треть государственных программ города Севастополя направлены на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года» (далее – Программа СЭР) [4].

Приоритетными и первоочередными направлениями, подлежащими финансированию в рамках Программы СЭР, являются строительство и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, создание индустриального парка, реконструкция аэропорта «Севастополь», строительство и модернизация дорог, обновление общественного транспорта, развитие туристической отрасли, гармонизация межнациональных отношений.

Так, с целью реализации мероприятий Программы СЭР в городе Севастополе разработаны и утверждены четырнадцать государственных программ, а именно:

В рамках развития энергетического комплекса утверждена Государственная программа «Газификация города Севастополя на 2015 – 2020 годы» [5].

В рамках развития инженерной инфраструктуры и водообеспечения утверждены:

Государственная программа «Развитие и реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя на 2015 – 2020 годы» [6];

Государственная программа «Реализация мероприятий в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях в пределах административных границ города федерального значения Севастополя на 2015 – 2020 годы» [7].

В рамках развития транспортного комплекса города Севастополя утверждены:

Государственная программа «Развитие автомобильных дорог общего пользования на 2015–2020 годы» [8];

Государственная программа «Развитие транспортной системы Севастополя на 2015-2020 годы» [9].

В рамках развития социальной сферы города Севастополя утверждены:

Государственная программа «Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015 – 2020 годы»[10];

Государственная программа «Развитие образования города федерального значения Севастополя на 2015–2020 годы» [11] .

В рамках формирования промышленного комплекса города Севастополя утверждена

 Государственная программа «Развитие промышленности Севастополя на 2015 – 2020 годы» [12].

В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров утверждена Государственная программа «Развития туризма в городе Севастополе на 2015-2020 годы»[13].

В рамках развития комплекса связи и массовых коммуникаций разработаны и утверждены:

Государственная программа «Создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города федерального значения Севастополя на 2015–2020 годы» [14];

Государственная программа «Становление информационного общества Севастополя в 2016 году» [15].

В рамках обеспечения межнационального единства утверждена Государственная программа «Укрепление межнационального единства на 2015-2020 годы»[16].

В рамках реализации мероприятий по сохранению объектов культуры и культурного наследия утверждена Государственная программа «Развитие культуры города Севастополя до 2020 года» [17].

Так же в рамках реализации Программы СЭР утверждена Государственная программа «Развитие архивного дела в городе Севастополе на 2015 – 2020 годы»[18].

Предельные объемы финансирования из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы СЭР в январе – сентябре 2016 года составили 1 502,6 млн. руб., из них освоено 1 009,7 млн. руб. или 67,2 процента.

Справочно: вступило в силу 07.05.2016 года Соглашение № С 157-СН/Д08 о предоставлении    в 2016 году субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Крым и городу Севастополю  на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года», согласно которому субсидии из федерального бюджета предусмотрены в размере 597,6 млн. рублей.

Мониторинг реализации государственных программ города Севастополя показал, что мероприятия по семи программам, что составляет более 16 процентов от общего количества реализуемых в 2016 году программ (сорок две), не реализовывались, из них, по четырем программам предельные объемы финансирования ГРБС не заявлялись.

Таким образом, активность исполнителей государственных программ города Севастополя находится на недостаточно высоком уровне и ставит  под угрозу достижение значения целевых индикаторов (показателей), что создает риски не достижения ожидаемых результатов от использования бюджетных средств, направленных на реализацию программных мероприятий в 2016 году.

Следует отметить, что в ряде случаев главные администраторы бюджетных средств не обеспечили выполнение показателя результативности исполнения целевых показателей за отчетный период (2015 год), установленного соглашениями о предоставлении субсидий их федерального бюджета бюджету города Севастополя.

Так, Департаментом сельского хозяйства города Севастополя  не обеспечено стопроцентное выполнение взятых на себя обязательств, предусмотренных соглашением от 16.02.2015 № 139/17-с между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Севастополя о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету города Севастополя для реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия на 2013 – 2020 годы. В связи с недостижением показателя результативности использования субсидии из бюджета города Севастополя в доход федерального бюджета перечислена штрафная санкция за невыполнение условий соглашения в объеме 4,6 млн. рублей.

Следует отметить, что ответственными исполнителями сорока двух государственных программ являются восемнадцать главных распорядителей бюджетных средств, при этом в течение января – сентября 2016 года по девяти ГРБС из восемнадцати утвержденные в государственной программе объемы финансирования на 2016 год исполнены менее чем на 10 процентов.

 Информация об использовании бюджетных средств на реализацию государственных программ в январе – сентябре 2016 года в разрезе ответственных исполнителей государственных программ представлена в таблице № 4.

Таблица № 4 (млн. рублей)

Ответственный исполнитель государственных программ 2016 год 9 месяцев 2016 года
Объемы финансирования

на 2016 год, утв.

в гос. программах

Удельный вес (%) Предельные объемы оплаты денежных обязательств

(ПОФ)

Кассовые расходы ПОФ к объемам

финансирования

(гр. 4/гр. 2*100%)

Освоение ПОФ в %

(гр. 5/гр. 4*100%)

Исполнение к объему финансирования, %

(гр. 5/гр. 2*100%)

Не освоено ПОФ

(гр. 4 -гр. 5)

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Финансирование всего, в том числе: 31 493,7 100 7 640,0 5 523,9 24,3 72,3 17,5 2116,1
Главное управление информатизации и связи 367,3 1,2 350,0 38,6 95,3 11 10,5 311,4
Главное управление культуры 1 390,6 4,4 53,8 40,4 3,9 75,2 2,9 13,4
Главное управление природных ресурсов и экологии 27,4 0,1 27,4 1,2 100,0 4,3 4,3 26,3
Департамент  сельского хозяйства 377,1 1,2 62,6 48,8 16,6 77,9 12,9 13,8
Департамент аппарата Губернатора и Правительства Севастополя 185,0 0,6 76,0 41,1
Департамент архитектуры и градостроительства 1 269,4 4 1 093,6 228,9 86,1 20,9 18 864,7
Департамент городского хозяйства 9 571,9 30,4 718,0 684,9 7,5 95,4 7,2 33,1
Департамент здравоохранения / ТФОМС 6 257,5 19,9 3 261,1 2 548,0 52,1 78,1 40,7 713,1
Департамент капитального строительства 834,8 2,7 40,6 40,6 4,9 100,0 4,9
Департамент образования 3 157,5 10 165,5 139,2 5,2 84,1 4,4 26,3
Департамент общественных коммуникаций 37,2 0,1 0,8 0,1 2,1 8,5 0,2 0,7
Департамент труда и социальной защиты населения 2 908,9 9,2 1 496,2 1 490,6 51,4 99,6 51,2 5,6
Департамент по имущественным и земельным отношениям 759,4 2,4 12,9 4,2 1,7 33 0,6 8,6
Департамент финансов 43,0 0,1 28,0 9,5 65,2 34 22,2 18,5
Департамент экономики 3 082,1 9,8 166,8 166,8 5,4 100 5,4
Управление ветеринарии 11,7 11,3 11,3 96,6 100 96,6
Управление гражданской защиты 797,4 2,5 11,5 9,8 1,4 85,7 1,2 1,6
Управление по делам молодежи и спорта 415,3 1,3 63,8 60,8 15,4 95,3 14,6 3,0

В целях реализации программных мероприятий наибольшие объемы финансирования предусмотрены для следующих ответственных исполнителей:

Департамент городского хозяйстваобъем финансирования утвержден в сумме 9 571,9 млн. руб. или 30,4 процента в общем объеме финансирования государственных программ на 2016 год, в течение января – сентября 2016 года предельные объемы финансирования, предусмотренные на реализацию государственных программ, доведены в сумме 718,0 млн. руб. или 7,5 процента от утвержденных объемов финансирования на 2016 год. При этом, в анализируемом периоде освоено 684,9 млн. руб., что составляет 95,4 процента от предельных объемов финансирования за 9 месяцев 2016 года и 7,2 процента от утвержденных объемов финансирования на 2016 год.

Департамент здравоохраненияобъем финансирования утвержден в сумме 6 257,5 млн. руб. или 19,9 процента в общем объеме финансирования государственных программ на 2016 год, в течение января – сентября 2016 года предельные объемы финансирования, предусмотренные на реализацию государственных программ, доведены в сумме 3 261,1 млн. руб. или 52,1 процента от утвержденных объемов финансирования на 2016 год. В анализируемом периоде предельные объемы финансирования за 9 месяцев 2016 года освоены на 78,1 процента.

Департамент экономикиобъем финансирования на 2016 год утвержден в сумме 3 082,1 млн. руб. или 9,8 процента в общем объеме финансирования государственных программ на 2016 год, в течение января – сентября 2016 года предельные объемы финансирования, предусмотренные на реализацию государственных программ, доведены в сумме 166,8 млн. руб. или 5,4 процента от утвержденных объемов финансирования на 2016 год. В анализируемом периоде предельные объемы финансирования за 9 месяцев 2016 года освоены  в полном объеме.

Департамент образованияобъем финансирования на 2016 год утвержден в сумме 3 157,5 млн. руб. или 10 процентов в общем объеме финансирования государственных программ на 2016 год, в течение января – сентября 2016 года предельные объемы финансирования, предусмотренные на реализацию государственных программ, доведены в сумме 165,5 млн. руб. или 5,2 процента от утвержденных объемов финансирования на 2016 год. В анализируемом периоде предельные объемы финансирования за 9 месяцев 2016 года освоены на 84,1 процента.

Департамент труда и социальной защитыобъем финансирования на 2016 год утвержден в сумме 2 908,9 млн. руб. или 9,2 процента в общем объеме финансирования государственных программ на 2016 год, в течение января – сентября 2016 года предельные объемы финансирования, предусмотренные на реализацию государственных программ, доведены в сумме 1 496,2 млн. руб. или 51,4 процента от утвержденных бюджетных назначений на 2016 год. При этом, в анализируемом периоде освоено 1 490,6 млн. руб., что составляет 99,6 процента предельных объемов финансирования за 9 месяцев 2016 года и 51,2 процента от утвержденных объемов финансирования на 2016 год.

Анализ данных показал, что в январе – сентябре 2016 года самый низкий процент освоения предельных объемов финансирования наблюдается по Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя                     на уровне 4,3 процента и Департаменту общественных коммуникаций города Севастополя – 8,5 процента.

В январе – сентябре 2016 года программные мероприятия не выполнялись Департаментом аппарата Губернатора и Правительства Севастополя, при доведенных предельных объемах финансирования в объеме 76,0 млн. рублей.

В соответствии с п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 20.11.2013 № 690 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» (далее – Приказ № 690) мониторинг реализации государственной программы осуществляется не реже одного раза в квартал. Объектом мониторинга являются: наступление контрольных событий программы в установленные и ожидаемые сроки, сведения о кассовом исполнении и объемах заключенных государственных контрактов  по государственной программе на отчетную дату в разрезе программных мероприятий.

В соответствии с п. 78 Приказа № 690 сведения о достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограмм государственной программы предоставляются по итогам года.

Учитывая, что срок исполнения целевых показателей (индикаторов) государственных программ – календарный год, оценка достижения утвержденных к исполнению в 2016 году целевых показателей (индикаторов), будет произведена по итогам 2016 года.

В ходе мониторинга установлено, что освоение бюджетных средств в январе – сентябре 2016 года, направленных на реализацию государственных программ, находится на крайне низком уровне, что с учетом инфляции создает риски их неэффективного использования.


[1]Перечень утвержден Постановлением Правительства Севастополя от 12.07.2016 № 667-ПП «О признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 27.02.2015 №115-ПП «Об утверждении Перечня государственных программ города Севастополя на период 2015 – 2020 годы» и утверждении перечней государственных программ города Севастополя на 2015-2020 годы».

[2]Информация представлена по данным Департамента экономики города Севастополя, письмо от 30.05.2016 №1727-ДЭС

[3]Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2016 № 194-ПП «Об утверждении правил предоставления субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов по возмещению части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий».

[4] Постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 года № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года».

[5] Постановление Правительства Севастополя от 10.07.2015 № 611-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Газификация города Севастополя на 2015 – 2020 годы».

[6] Постановление Правительства Севастополя от 03.04.2015 № 253-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие и реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя на 2015 – 2020 годы».

[7] Постановление Правительства Севастополя от 25.05.2015 № 429-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Реализация мероприятий в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях в пределах административных границ города федерального значения Севастополя на 2015 – 2020 годы».

[8] Постановление Правительства Севастополя от 14.04.2015 № 292-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие автомобильных дорог общего пользования на 2015–2020 годы».

[9] Постановление Правительства Севастополя от 16.10.2015 № 960-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие транспортной системы Севастополя на 2015-2020 годы».

[10] Постановление Правительства Севастополя от 25.05.2015 № 434-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие здравоохранения города Севастополя на 2015 – 2020 годы».

[11] Постановление Правительства Севастополя от 05.06.2015 № 475-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие образования города федерального значения Севастополя на 2015–2020 годы».

[12] Постановление Правительства Севастополя от 26.03.2015 № 220-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие промышленности Севастополя на 2015 – 2020 годы».

[13] Постановление Правительства Севастополя от 31.08.2015 № 837-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развития туризма в городе Севастополе на 2015-2020 годы».

[14] Постановление Правительства Севастополя от 22.07.2015 № 663-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города федерального значения Севастополя на 2015–2020 годы».

[15] Постановление Правительства Севастополя от 07.08.2015 № 730-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Становление информационного общества Севастополя в 2016 году».

[16] Постановление Правительства Севастополя от 07.08.2015 № 737-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Укрепление межнационального единства на 2015-2020 годы».

[17] Постановление Правительства Севастополя от 24.07.2015 № 680-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Развитие культуры города Севастополя на 2015-2020 годы».

[18] Постановление Правительства Севастополя от 18.05.2015 № 412-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Государственная программа «Развитие архивного дела в городе Севастополе на 2015 – 2020 годы».

Мониторинг и анализ использования средств бюджета города Севастополя на реализацию государственных программ за 9 месяцев 2016 года