Версия для печати Версия для печати

По результатам контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2015-2016 годах на выполнение государственной программы «Становление информационного общества Севастополя», проведенного Контрольно-счетной палатой города Севастополя в Главном управлении информатизации и связи города Севастополя, Департаменте аппарата Губернатора и Правительства Севастополя установлены факты незаконного и неэффективного использования бюджетных средств, что привело к недостижению в 2015 и 2016 годах результатов и целей, поставленных государственной программой.
Эффективное управление бюджетными средствами, выделенными на реализацию мероприятий программы «Становление информационного общества Севастополя» в 2015, 2016 годах (далее – Программа-2015 и Программа-2016), не обеспечено. Четверть бюджетных назначений, утвержденных на реализацию мероприятий Программ в 2015-2016 годах, не исполнены.
Основные мероприятия Программы-2015 своевременно и в полном объеме не реализованы (не созданы структурированные кабельные сети; оборудование не введено в эксплуатацию), ожидаемые от ее реализации результаты (обеспечение возможностью обмена информацией исполнительных органов государственной власти; обеспечение сотрудников исполнительных органов государственной власти специализированными автоматизированными рабочими местами; организация защищенного подключения исполнительных органов государственной власти к электронной единой сети передачи данных Правительства Севастополя; защита и шифрование информации исполнительных органов государственной власти; организация хранения и обработки данных; обеспечение электронной подписью государственных и муниципальных служащих для использования в системе юридически значимого электронного документооборота, системе межведомственного электронного взаимодействия; создание инфраструктуры проверки ключей электронного правительства) и поставленная Программой-2015 цель – обеспечение технической возможности перехода на предоставление первоочередных государственных услуг в электронном виде, не достигнуты.
Основные мероприятия Программы-2016 своевременно и в полном объеме не реализованы (в том числе: не созданы структурированные кабельные сети; оборудование не введено в эксплуатацию), ожидаемые от ее реализации результаты (обеспечение возможностью обмена информацией исполнительных органов государственной власти, обеспечение прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти и свободный обмен информацией между нею и обществом, повышение качества и доступности государственных услуг в сфере ведения исполнительных органов государственной власти; систематизация документооборота исполнительных органов государственной власти, создание эффективной среды управления и функционирования исполнительных органов государственной власти; разработка Концепции развития информатизации региона на последующие годы; обеспечение централизованного учета, эффективного управления и единых принципов классификации объектов электронной инфраструктуры) и, как следствие, поставленная Программой-2016 цель – повышение эффективности и открытости региональной системы государственного управления, в полном объеме в 2016 году не достигнуты.
Результатом реализации государственной программы определено предоставление ИОГВ в электронном виде 25 приоритетных для города Севастополя государственных услуг. В настоящее время, то есть спустя год по окончании реализации государственной программы 4 из 25 государственных услуг в электронном виде не оказываются, государственная услуга «Прием заявок (запись) на прием к врачу» оказывается через портал государственных услуг города Севастополя с января 2018 года. Возможность получения данной услуги до 2018 года была предоставлена через портал «Доктор-92», созданный в рамках реализации мероприятий программы «Модернизация здравоохранения города Севастополя на 2014-2015 годы».
Сайты исполнительных органов государственной власти развернуты на платформе портала Правительства Севастополя лишь в январе 2018 года и по настоящее время дорабатываются.
Концепция и план мероприятий по информированию населения о требованиях Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не разработаны и не утверждены.
Формирование Программы в 2015 и 2016 годах, внесение в нее изменений осуществлялось при отсутствии надлежащего уровня планирования, без обоснования стоимости приобретаемого оборудования, оказания услуг и без учета фактической потребности исполнительных органов государственной власти города Севастополя, что стало одной из причин, установленных нарушений.
В отсутствие контроля со стороны Главного управления информатизации и связи города Севастополя, выделенные на реализацию мероприятий государственной программы «Становление информационного общества Севастополя» в 2015 и 2016 годах средства в общей сумме 115 748,4 тыс. руб., что составляет 51 % от общего объема расходов 225 154,5 тыс. руб., использованы с нарушением норм действующего законодательства.
Так с нарушением действующего законодательства Российской Федерации допущено использование бюджетных средств на сумму 11 711,5 тыс. руб., из них:
– с нарушением требований пункта 3 Порядка расходования средств бюджета города Севастополя на реализацию мероприятий Государственной программы «Становление информационного общества Севастополя в 2015 и 2016 годах израсходованы бюджетные средства в сумме 3 349,2 тыс. руб. на цели, не предусмотренные целям мероприятий государственной программы, в том числе: на оплату многофункциональных устройств в сумме 1 808,5 тыс. руб.; на оплату услуг по обеспечению защиты информации, составляющей государственную тайну в сумме 1 096,8 тыс. руб.; на оплату программного средства управления кадрами «БОСС-кадровик» в сумме 82,6 тыс. руб.; на оплату услуг по организации и предоставлению канала единой защищенной сети передачи данных по технологии L2VPN и разработке проектно-сметной документации для прокладки ВОЛС на общую сумму 361,3 тыс. руб.;
– в нарушение требований статьи 781 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 части 1 статьи 94 Федерального Закона № 44-ФЗ ГУИС неправомерно проведена оплата за фактически неоказанные услуги по консультационно-методологической поддержке в сумме 5 884,2 тыс. руб.;
– в нарушение требований статьи 606 Гражданского кодекса РФ, статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», постановления Правительства Севастополя от 26.06.2015 № 564-ПП «Об утверждении Правил определения размера арендной платы за аренду имущества, находящегося в собственности города Севастополя, порядка, условий и сроков ее внесения и распределения» проведена оплата услуг в сумме 2 478,1 тыс. руб. по размещению серверного оборудования в помещении ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» без заключения договора аренды государственного имущества, что согласно пункту 2 статьи 170 Гражданского кодекса РФ имеет признаки притворной сделки, а также признаки предоставления государственной преференции, предусмотренные статьей 16 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Кроме того, в нарушении требований статей 34, 158 Бюджетного кодекса РФ Главным управлением информатизации и связи города Севастополя допущено неэффективное использование бюджетных средств в общей сумме 104 036,9 тыс. руб., в том числе:
– на оплату специализированных автоматизированных рабочих мест в сумме 6 856,6 тыс. руб., которые в 2015-2016 годах не были приняты к бухгалтерскому учету и не распределены в исполнительные органы государственной власти для выполнения полномочий по предоставлению государственных услуг;
– на оплату оборудования для организации защиты каналов связи между структурными подразделениями исполнительных органов государственной власти и серверной, с помощью сертифицированных средств защиты информации и передачи неисключительных прав на использование программного обеспечения в сумме 4 060,0 тыс. руб., которое в 2015 году не обеспечило защиту каналов связи, что являлось ожидаемым результатом реализации мероприятия 3/2015;
– на оплату комплекта серверного оборудования для обеспечения развертывания электронного правительства в сумме 38 739,9 тыс. руб., которое в 2015 году не собрано, пуско-наладочные работы не проведены, в промышленную эксплуатацию не введено, хранение и обработка данных, а также обеспечение функционирования приложений, используемых в работе исполнительных органов государственной власти, являющиеся целью мероприятия 4/2016, не обеспечено;
– на оплату услуг по созданию Удостоверяющего центра в сумме 8 600,0 тыс. руб., без фактической организации деятельности в 2015 году;
– на оплату оборудования для внедрения электронной почты в исполнительных органах государственной власти в сумме 5 000,0 тыс. руб., без достижения ожидаемых результатов: обеспечение исполнительных органов государственной власти города Севастополя служебной электронной почтой в 2015 году;
– на оплату услуг по разработке модуля выгрузки обращений граждан из личного кабинета официального Портала исполнительных органов государственной власти Севастополя в автоматизированную информационную систему юридически значимого электронного документооборота исполнительных органов государственной власти города Севастополя в сумме 98,8 тыс. руб. без достижения ожидаемых результатов – внедрение модуля в автоматизированную информационную систему юридически значимого электронного документооборота исполнительных органов государственной власти города Севастополя в 2016 году;
– на оплату услуг по обучению 3 сотрудников ГУИС практической эксплуатации Удостоверяющего центра в сумме 1 250, 0 тыс. руб., имеющих высшее образование, соответствующих квалификационным требованиям к занимаемым должностям, обладающих практическими навыками эксплуатации Удостоверяющего центра, и прошедших курс повышения квалификации в текущем году, практической частью которого были предусмотрены вопросы установки и эксплуатации компонентов программного комплекса «Удостоверяющий центр ViPNet»;
– на оплату услуг по созданию и внедрению ПО «Система юридически значимого электронного документооборота» в сумме 16 997,5 тыс. руб. без достижения ожидаемых результатов – введения системы юридически значимого электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти в эксплуатацию в 2016 году, обучения сотрудников исполнительных органах государственной власти работе в СЭД;
– на оплату услуг по созданию и модернизации региональной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства города Севастополя города Севастополя на общую сумму 8 000,0 тыс. руб., которая на сегодняшний день не наполнена и не используется по назначению;
– на оплату оборудования, приобретенного в рамках реализации мероприятий Программы-2015 и Программы-2016 на общую сумму 14 434,1 тыс. руб., которое не используется исполнительными органами государственной власти для предоставления государственных услуг жителям города Севастополя в электронном виде и исполнения функциональных обязанностей.
В тоже время Главным управлением информатизации и связи города Севастополя, Департаментом аппарата Губернатора и Правительства Севастополя не обеспечено эффективное управление государственным имуществом, приобретенным в рамках реализации мероприятий государственной программы в 2015 и 2016 годах, а именно:
– в нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» имущество, приобретенное Главным управлением информатизации и связи города Севастополя в рамках реализации мероприятий Программы-2015 и Программы-2016, являющееся собственностью города Севастополя, к учету в качестве основных средств в 2015 и 2016 годах не принято.
– в нарушение требований абзаца 2 пункта 46 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, не обеспечено нанесение маркировки с соответствующим объекту учета инвентарным номером на оборудовании.
Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание города Севастополя, Губернатору города Севастополя, Прокуратуру города Севастополя. Внесено представление директору Департамента аппарата Губернатора и Правительства Севастополя, начальнику Главного управления информатизации и связи города Севастополя принятия мер по устранению выявленных нарушений.

Результаты контрольного мероприятия «Проверки законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2015-2016 годах на выполнение государственной программы «Становление информационного общества Севастополя»