Версия для печати Версия для печати

Контрольно-счетной палатой города Севастополя на основании пункта 8 Плана работы на 2018 год проведено контрольное мероприятие “Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2017 году Главному управлению культуры города Севастополя на развитие туризма” в Главном управлении культуры города Севастополя (далее – ГУК Севастополя), государственном автономном учреждении города Севастополя «Центр развития туризма» (далее – ГАУ С «ЦРТ») в части средств, выделенных в виде субсидий ГАУ С «ЦРТ» на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие туризма города Севастополя» государственной программы города Севастополя «Развитие культуры и туризма города Севастополя на 2017 – 2022 годы».

I. Информация о выявленных нарушениях/недостатках.

По результатам контрольного мероприятия установлены факты незаконного и неэффективного использования средств бюджета города Севастополя, выделенных в 2017 году ГАУ С «ЦРТ» на реализацию основных мероприятий подпрограммы «Развитие туризма города Севастополя» государственной программы города Севастополя «Развитие культуры и туризма города Севастополя на 2017 – 2022 годы» (далее – Программа развития туризма).

Так, в первый год реализации мероприятий Программы развития туризма уровень использования бюджетных средств составил 76,5 % от общего объема финансового обеспечения (57 278,77 тыс. руб.), что не позволило в 2017 году реализовать в полном объеме запланированные мероприятия, в том числе:
– размещение информационных карт-схем;
– открытие туристско-информационного центра «Севастополь», его «визит-центров», создание и обеспечение работы колл-центра для туристов;
– обеспечение безопасности на маршрутах, создание и обустройство стоянок;
– формирование системы туристской навигации в регионе, в том числе изготовление и установка информационно-указательных знаков по объектам туризма и на туристских маршрутах;
– изготовление подарочного фотоальбома «Севастополь- туристический»;
– наполнение, поддержка, продвижение и администрирование Единого туристского информационного интернет-портала;
– создание интерактивного путеводителя по Севастополю в форме приложения для операционной системы Android.
Указанные факты не способствовали созданию устойчивого позитивного имиджа города Севастополя на международном и российском туристских рынках, формированию индустрии гостеприимства, отвечающей современным стандартам, увеличению инвестиционной привлекательности туристской отрасли города, увеличению информационной доступности туристских ресурсов, что является целью реализации Программы развития туризма.
В 2017 году реализация мероприятий Программы развития туризма носила бессистемный характер, план по реализации мероприятий не разрабатывался и не утверждался, контроль за ходом реализации мероприятий Программы развития туризма не осуществлялся.
В отсутствие контроля средства субсидий из бюджета города Севастополя, предоставленные ГАУ С «ЦРТ» на реализацию мероприятий Программы развития туризма в общей сумме 21 842,5 тыс. руб. или 38 % от общего объема израсходованных в 2017 году средств (57 278,8 тыс. руб.), использованы с нарушением норм действующего законодательства, из них:
– с нарушением требований пункта 10 Порядка предоставления субсидий из бюджета города Севастополя государственным бюджетным и автономным учреждениям города Севастополя на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 27.03.2015 № 225-ПП, израсходованы бюджетные средства в сумме 5 411,1 тыс. руб. на цели, не предусмотренные целям мероприятий Программы развитие туризма, в том числе: на оплату услуг по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков Большой Севастопольской тропы в сумме 2 900,0 тыс. руб. не предусмотренных и не соответствующих целям мероприятия 2.2 Программы развития туризма – обустройство маршрута «Большая Севастопольская тропа», обеспечение безопасности на маршрутах, создание и обустройство стоянок; на оплату услуг по проведению культурно-массовых мероприятий города Севастополя, не предусмотренных и не соответствующих целям мероприятий 2.3, 3.6 Программы развития туризма на общую сумму 2 511,1 тыс. рублей;
– в нарушение требований статей 6, 7 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ), Закона города Севастополя от 07.08.2014 № 56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» (далее – Закон № 56-ЗС), пункта 14 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 157н), а также Устава ГАУ С «ЦРТ» в 2017 году оплачены ремонтные работы помещения офиса, закрепленного за ГАУ С «ЦРТ» на праве оперативного управления, но не принятого к бухгалтерскому учету учреждения в сумме 456,4 тыс. рублей;
– в нарушение требований статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ГАУ С «ЦРТ» проведена приемка и оплата выполненных работ, несоответствующих условиям договора – работы по установке навигационных столбов произведены без согласования с собственниками земель и дорог в сумме 957,5 тыс. рублей;
– в нарушение требований статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации произведена оплата услуг по сбору информации для путеводителя «Экскурсии по Большой Севастопольской тропе», исполненных ненадлежащим образом и не в полном объеме, в сумме 51,2 тыс. рублей.
Кроме того, в нарушение требований статей 34, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в отсутствие контроля выделенные ГАУ С «ЦРТ» бюджетные средства города Севастополя в сумме 13 046,2 тыс. руб. использованы без достижения ожидаемых результатов, неэффективно, в том числе:
– на оплату услуг по разработке и введению в эксплуатацию Единого туристического портала города Севастополя на сумму 1 490,3 тыс. руб., доступность которого не обеспечена;
– на оплату услуг сторонней организации по предоставлению фотоматериалов о туристическом потенциале города Севастополя и его окрестностей на общую сумму 116,1 тыс. руб. при возможности ГАУ С «ЦРТ» осуществлять указанную деятельность своими силами;
– на оплату приобретенного и неиспользуемого мобильного офиса в общей сумме 2 710,7 тыс. руб., эксплуатация которого в 2018 году не осуществляется в виду отсутствия в штатном расписании должности водителя, меры по изменению штатного расписания в проверяемом периоде не проводились;
– на оплату услуг по изготовлению и размещению модульных офисов, которые не эксплуатируются, в общей сумме 4 150,0 тыс. рублей;
– на оплату оборудования, приобретенного в рамках реализации мероприятий Программы развития туризма, которое не эксплуатируется, на общую сумму 1 257,9 тыс. рублей;
– на оплату услуг по разработке методических рекомендаций по мониторингу объемов туристских потоков и величины туристского потребления в городе Севастополе, проведению мониторинга, требующих совершенствования методологических подходов к оценке объема туристского потока, а также при наличии аналогичных методических рекомендаций на федеральном уровне, в сумме 480,0 тыс. рублей;
– на оплату услуг по изготовлению информационных стендов в количестве 23 ед. на сумму 2 841,2 тыс. руб., которые не изготовлены.
При использовании средств субсидии на иные цели, выделенных ГАУ С «ЦРТ» на реализацию мероприятий Программы развития туризма допущено причинение ущерба бюджету города Севастополя на общую сумму 280,4 тыс. руб., выразившееся в оплате услуг по сбору информации для информационных стендов основной нити туристического маршрута «Большая Севастопольская тропа» в сумме 264,5 тыс. руб., которая фактически установлена нормативным правовым актом Правительства Севастополя, а также утрате строительных материалов для изготовления подиумной конструкции, не принятых к бухгалтерскому учету ГАУ С «ЦРТ», на сумму 15,9 тыс. рублей;
При этом ГАУ С «ЦРТ» не обеспечено эффективное управление государственным имуществом, приобретенным в рамках реализации мероприятий Программы развития туризма, а именно:
– в нарушение требований пункта 14 постановления Правительства Севастополя от 31.12.2014 № 702 «Об учете имущества собственности города Севастополя и ведении Реестра собственности города Севастополя» ГАУ С «ЦРТ» (далее – Постановление № 702) в адрес уполномоченного органа – ДИЗО, документы для включения в Реестр собственности города Севастополя имущества, приобретенного в 2017 году в рамках реализации мероприятий Программы развития туризма в количестве 1785 единиц на общую сумму 28 716,3 тыс. руб. не направлены;
– в нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ имущество, приобретенное в рамках реализации мероприятий Программы развития туризма в 2017 году в количестве 1481 единицы на общую сумму 25 584,6 тыс. руб. к учету ГАУ С «ЦРТ» не принято, соответственно, в бухгалтерской отчетности за 2017 год не отражено;
– в нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ, Инструкции № 157н разработанный в рамках реализации Программы развития туризма информационный ресурс города Севастополя – Единый туристический портал стоимостью 1 490,3 тыс. руб. к бухгалтерскому учету как нематериальный актив не принят, в нарушение требований статьи 8 Закона № 56-ЗС, пункта 14 Постановления № 702 документы для включения его в Реестр собственности города Севастополя в адрес уполномоченного органа – ДИЗО, не переданы;
– в нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ, приобретенная ГАУ С «ЦРТ» в рамках реализации мероприятия 3.2 рекламная продукция (материальные запасы) на общую сумму 2 386,9 тыс. руб. к бухгалтерскому учету не принята. В нарушение требований части 3 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ, Приказа Министерства финансов России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее – Приказ № 52н) первичные учетные документы при выдаче рекламной продукции (материальных запасов) не составлялись. Расход материальных запасов документально не подтвержден, что имеет признаки хищения;
– в нарушение требований части 1 статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ, приобретенная ГАУ С «ЦРТ» в рамках реализации мероприятия 3.4 сувенирная продукция (материальные запасы) на общую сумму 614,7 тыс. руб. к бухгалтерскому учету ГАУ С «ЦРТ» не принята;
– в нарушение требований части 3 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ, Приказа № 52н первичные учетные документы при выдаче сувенирной продукции (списание материальных запасов) в ГАУ С «ЦРТ» не составлялись, что имеет признаки хищения материальных запасов на сумму 359,1 тыс. рублей.
При формировании и исполнении государственного задания ГАУ С «ЦРТ» не обеспечено соблюдение требований статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ), пунктов 3, 13 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания, что стало причиной неправомерного использования автономным учреждением средств субсидии на финансовое обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг в общей сумме 1 639,7 тыс. руб., в том числе: на выплату заработной платы (в том числе страховых взносов) по основаниям, не предусмотренным Положением об оплате труда, в общей сумме 1 474,7 тыс. руб., что составляет 37 % от общего объема предоставленных средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственной услуги «туристко-информационные услуги»; на оплату расходов в общей сумме 165,0 тыс. руб. на текущее содержание помещения, закрепленного за ГАУ С «ЦРТ» на праве оперативного управления, не принятого к бухгалтерскому учету;
Кроме того, в нарушение требований пункта 1 статьи 10 Федерального закона № 174-ФЗ, пункта 6.1 Устава, пунктов 2.1-2.2 Положения Наблюдательного совета ГАУ С «ЦРТ» Наблюдательный совет в составе 4 человек создан и действовал до 16.02.2017, не являясь правомочным органом управления в период формирования и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
В нарушение требований пунктов 6, 15 Приказа Министерства финансов России от 21.07.2011 № 86н «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта» ГАУ С «ЦРТ» не обеспечена открытость и доступность информации об учреждении, которая на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru не размещена;
В нарушение требований пункта 10 статьи 2 Федерального закона № 174-ФЗ, пункта 8.6.9 Устава отчеты о деятельности ГАУ С «ЦРТ» за 2017 год и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в СМИ не размещались.

 

II. Принятые меры реагирования и их результаты. 
1. Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание города Севастополя, Губернатору города Севастополя, Прокуратуру города Севастополя.

Информация о результатах рассмотрения отчета от Губернатора города Севастополя не поступала.

Отчет рассмотрен на заседании постоянной комиссии по бюджету Законодательного Собрания города Севастополя. Информация принята к сведению.

Органами прокуратуры отчет направлен в УМВД России по г. Севастополю. Проводится проверка.

2. С целью устранения выявленных нарушений и возмещения ущерба бюджету города Севастополя в адрес руководителя Главного управления культуры города Севастополя внесено представление, в котором предложено:

– рассмотреть результаты контрольного мероприятия и разработать план мероприятий по устранению выявленных нарушений с целью недопущения подобных нарушений в дальнейшем с указанием конкретных сроков их реализации;

– принять меры по неукоснительному соблюдению требований законодательства Российской Федерации, в том числе Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона № 402-ФЗ, Закона № 56-ЗС, Приказа № 52н, Инструкции № 157н;

– принять меры по повышению качества планирования расходов бюджета города Севастополя на осуществление возложенных на ГУК Севастополя полномочий;

– принять меры по приведению в соответствие с требованиями статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ, Порядка № 07-ПП нормативных правовых актов ГУК Севастополя, регулирующих формирование и исполнение государственного задания;

– принять меры по повышению качества формирования государственного задания для подведомственных учреждений;

– организовать контроль за деятельностью ГАУ С «ЦРТ» в соответствии с требованиями статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, статьи 3.23 Федерального закона № 174-ФЗ, в том числе за целевым и эффективным использованием средств субсидий из бюджета города Севастополя, а также в соответствии с требованиями статьи 6.1 Федерального закона № 223-ФЗ ведомственный контроль закупочной деятельности;

– принять меры по повышению качества организации исполнения мероприятий, текущего управления, координации работ участников Программы развития туризма и контроля за ходом ее реализации;

– обеспечить внесение в Реестр собственности города Севастополя и бухгалтерский учет имущества, приобретенного ГАУ С «ЦРТ» в рамках реализации мероприятий Программы развития туризма;

– принять меры по повышению эффективности использования и обеспечению сохранности имущества, приобретенного в рамках мероприятий Программы развития туризма;

– обеспечить приведение Устава ГАУ С «ЦРТ» в соответствие с требованиями действующего законодательства;

– обеспечить соблюдение ГАУ С «ЦРТ» при осуществлении деятельности требований законодательства Российской Федерации и положений Устава;

– провести аудит годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения за 2017 год;

– обеспечить контроль за возмещением в бюджет города Севастополя ущерба, причиненного ГАУ С «ЦРТ» при реализации мероприятий Программы развития туризма в сумме 280,4 тыс. рублей;

– обеспечить открытость и доступность информации о деятельности подведомственных учреждений на официальном сайте в сети Интернет.

В целях исполнения представления Главным управлением культуры города Севастополя изданы приказы приказ от 31.08.2018 № 234 “Об утверждении порядка работы специалистов Главного управления культуры города Севастополя по предоставлению субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания государственным учреждениям, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Главное управление культуры города Севастополя”, от 02.11.2018 № 343 “О внесении изменений в Устав Государственного автономного учреждения города Севастополя “Центр развития туризма”, внесены изменения в государственное задание на 2018 год и плановый период 2019 – 2020 годы ГАУ «Центр развития туризма», обеспечено внесение в Реестр собственности города Севастополя имущества (распоряжение ДИЗО от 17.08.2018 №12021-РДИ), проведена аудиторская проверка ГАУ “Центр развития туризма” по результатам которой установлена недостоверность бюджетной отчетности учреждения за 2017 год.

 

3. С целью устранения выявленных нарушений и возмещения ущерба бюджету города Севастополя в адрес руководителя ГАУ «Центр развития туризма» внесено представление, в котором предложено:

– рассмотреть результаты контрольного мероприятия и разработать план мероприятий по устранению выявленных нарушений с целью недопущения подобных нарушений в дальнейшем с указанием конкретных сроков их реализации;
– принять меры по неукоснительному соблюдению требований законодательства Российской Федерации, в том числе Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Федерального закона № 402-ФЗ, Закона № 56-ЗС, Приказа № 52н, Инструкции № 157н;
– принять меры по соблюдению требований бюджетного законодательства, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего сферу туризма;
– принять меры по возмещению в бюджет города Севастополя ущерба в размере 280,4 тыс. руб.;
– принять меры по повышению качества исполнения государственного задания;
– усилить контроль за целевым и эффективным использованием средств бюджета города Севастополя и соблюдением нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление государственных закупок;
– обеспечить внесение в Реестр собственности города Севастополя и бухгалтерский учет имущества, приобретенного ГАУ С «ЦРТ» в рамках реализации мероприятий Программы развития туризма;
– принять меры по повышению эффективности использования и обеспечению сохранности имущества, приобретенного в рамках мероприятий Программы развития туризма;
– обеспечить приведение в соответствие Устава ГАУ С «ЦРТ» к требованиям действующего законодательства;
– обеспечить соблюдение ГАУ С «ЦРТ» при осуществлении деятельности требований законодательства Российской Федерации и положений Устава;
– обеспечить размещение информации о деятельности ГАУ С «ЦРТ» на официальном сайте в сети Интернет.

Вследствие неисполнения представления в установленный законодательством срок постановлением Ленинского районного суда города Севастополя должностное лицо  ГАУ С «ЦРТ» привлечено к административной ответственности в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

В целях исполнения представления ГАУ «Центр развития туризма» приняты меры по внесению изменений в Устав Государственного автономного учреждения города Севастополя “Центр развития туризма”, по внесению в Реестр собственности города Севастополя имущества, находящегося в ведении учреждения, меры по приведению бухгалтерского учета в соответствие с требованиями действующего законодательства, меры по повышению эффективности использования имущества, меры по размещению в сети Интернет информация, подлежащей размещению в соответствии с действующим законодательством.

Не согласившись с отдельными выводами контрольного мероприятия  ГАУ «Центр развития туризма» подано заявление в Арбитражный суд города Севастополя о признании недействительным представления в части принятия мер по возмещению ущерба в бюджет города Севастополя в размере 280,4 тыс. руб.

4. Составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ (грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету).

По результатам рассмотрения дела мировым судьей Ленинского судебного района города Севастополя вынесено постановление о привлечении должностного лица ГАУ “Центр развития туризма” к административной ответственности в виде штрафа.

Результаты контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2017 году Главному управлению культуры города Севастополя на развитие туризма»