Версия для печати Версия для печати

Контрольно-счетной палатой города Севастополя на основании пункта 10 Плана работы на 2018 год проведено контрольное мероприятие «Проверка законности, эффективности и целевого использования средств бюджета города Севастополя, предоставленных в 2016 году в форме субсидии на развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса» в Департаменте сельского хозяйства города Севастополя.

I. Информация о выявленных нарушениях/недостатках.
По результатам проведенного анализа исполнения показателей реализации государственной программы города федерального значения Севастополя «Поддержка начинающих фермеров на период 2015 – 2020 годов», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 27.11.2014 № 512, установлено что эффективность реализации государственной программы по итогам 2016 года составила 60,42 % от плановых показателей.
При проверке использования бюджетных средств, выделенных в 2016 году в виде субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса установлено, что Департаментом и получателями субсидий, не обеспечена законность, эффективность и целевое использование бюджетных средств города Севастополя.
В ходе проверки установлены факты нарушения Департаментом сельского хозяйства города Севастополя и созданными Департаментом Комиссиями по отбору получателей субсидии положений правил и порядков предоставления субсидий на развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса города Севастополя, что повлекло предоставление субсидий без правовых оснований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, главам крестьянских (фермерских) хозяйств не соответствующим требованиям, предъявляемым к получателям субсидии, на общую сумму 190 679,78 тыс. рублей, в том числе:
– возмещены затраты в 2016 году, понесенные и возмещенные в 2015 году, в объеме 465,82 тыс. рублей;
– предоставлена субсидия в общем объеме 183 763,8 тыс. руб. сельскохозяйственным товаропроизводителям, имеющим задолженность по налогам и сборам;
– предоставлена субсидия юридическому лицу в общем объеме 336,66 тыс. руб., передавшему моллюсков, приобретенных за счет средств субсидии, третьему лицу, на основании договора ответственного хранения, осуществляющему деятельность по выращиванию моллюсков на территории Республики Крым;
– предоставлена субсидия юридическому лицу в общем объеме 500,0 тыс. руб. при отсутствии документов, подтверждающих наличие в собственности или в долгосрочной аренде, или в пользовании водных объектов, пригодных для осуществления товарной аквакультуры, и (или) рыбоводной инфраструктуры, в том числе земельных участков, выделенных для осуществления товарной аквакультуры;
– предоставлена субсидия юридическому лицу в общем объеме 393,5 тыс. руб. при отсутствии полного пакета документов, предусмотренного порядком предоставления субсидии.
– предоставлена субсидия на основании недостоверных данных, представленных главами 3 крестьянских (фермерских) хозяйств, не соответствующих требованиям, предъявляемым к получателям субсидии, на общую сумму 5 220,0 тыс. рублей, что имеет признаки мошенничества с целью получения субсидии и гранта.
В ходе контрольного мероприятия установлены признаки нецелевого использования бюджетных средств на общую сумму 13 093,48 тыс. руб., в том числе:
– предоставлена субсидия на общую сумму 12 342,32 тыс. руб. в целях возмещения части затрат на выращивание посадочного материала вместо возмещения части затрат на закладку и уход за виноградниками;
– на возмещение части затрат на прирост, приобретение и сохранение животных (лошадей), приобретенных в целях разведения и ведения деятельности в сфере туризма и спортивного коневодства, а не на сельскохозяйственных животных, в общем объеме 490,0 тыс. рублей. Следует отметить, что сделка по покупке лошадей, затраты, по которой частично возмещены за счет средств субсидии, имеет признаки формальной (мнимой) сделки, целью которой является получение в 2016 году субсидии в объеме 490,0 тыс. рублей.
– средства гранта, направленные на ремонт дома, не принадлежащего на праве собственности главе крестьянского (фермерского) хозяйства в общем объеме 261,16 рублей.
Установлен факт применения Департаментом в 2016 году завышенной ставки для расчета размера субсидий – 99,3% вместо 65 %, что привело к завышению объема предоставленной субсидии на 560,45 тыс. рублей.
Следует отметить, что Комиссией по проведению конкурсного отбора участников Государственной программы города федерального значения Севастополя «Поддержка начинающих фермеров на период 2015-2020 годов», созданной Департаментом, не обеспечено надлежащее рассмотрение бизнес-планов и планов расходов, представленных главами крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления субсидии, на предмет достоверности рыночной стоимости товаров, работ, услуг, планируемых к закупке за счет средств субсидии, что привело к закупке посадочного материала за счет средств субсидии по цене, превышающей среднюю рыночную стоимость саженцев на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополь в пределах от 117,39 руб. до 650 руб. за 1 саженец, что повлекло неэффективное расходование средств субсидии на общую сумму 1285,0 тыс. рублей.

II. Принятые меры реагирования и их результаты. 
1. Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание города Севастополя, Губернатору города Севастополя, Прокуратуру города Севастополя. Информация о результатах рассмотрения отчета Губернатором города Севастополя не поступала.

Отчет рассмотрен на заседании постоянной комиссии по бюджету Законодательного собрания города Севастополя. Принято решение об обращении в Департамент сельского хозяйства города Севастополя с предложением о пересмотре состава конкурсной комиссии по отбору получателей субсидий.

По информации Прокуратуры города Севастополя отчет направлен для проведения прокурорской проверки в прокуратуру Балаклавского района города Севастополя. Информация о результатах прокурорской проверки не поступала.

_
2. По результатам контрольного мероприятия, с целью устранения выявленных нарушений и возмещения ущерба бюджету города Севастополя, внесено представление руководителю Департамента сельского хозяйства города Севастополя от 12.11.2018 № 14, в котором предложено:

  • Рассмотреть результаты контрольного мероприятия и разработать план мероприятий с указанием конкретных сроков их реализации, направленных на:
    – обеспечение законного, целевого и эффективного использования средств бюджета города Севастополя, предоставляемых в форме субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере аквакультуры;
    – обеспечение надлежащей проверки документов, предоставляемых заявителями для получения субсидии, на предмет достоверности данных и соответствие заявителей требованиям, предъявляемым к получателям субсидии.
  • Принять меры по возврату бюджетных средств, выданных в 2016 году в форме субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере аквакультуры, без правовых оснований и/или использованных получателями субсидии не по целевому назначению.
  • Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные проверкой нарушения.

Не согласившись с выводами контрольного мероприятия Департаментом сельского хозяйства города Севастополя представление обжаловано в Арбитражный суд города Севастополя.

 

Результаты контрольного мероприятия «Проверка законности, эффективности и целевого использования средств бюджета города Севастополя, предоставленных в 2016 году в форме субсидии на развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса»