Уважаемый Владимир Владимирович!
Михаил Владимирович!
Уважаемые депутаты, приглашенные!
Вашему вниманию предлагается отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Севастополя за 2022 год!
Представленный итоговый отчет содержит только подтвержденные аудиторскими доказательствами факты недостатков в работе объектов аудита в 2022 году. Отчеты и информация по результатам проведенных аудиторами мероприятий рассмотрены Постоянной комиссией Законодательного Собрания города Севастополя по бюджету, по отдельным материалам наших отчетов органами прокуратуры проведены проверки.
В Отчете также отражены результаты иной деятельности, направленной на повышение эффективности работы Палаты, качества ее взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации, государственными аудиторами субъектов Российской Федерации, и задачи на 2023 год.
В 2022 году мы анализировали использование средств бюджета города Севастополя в сферах здравоохранения, образования, благоустройства, политики города, направленной на развитие гражданского общества, и политики в части использования государственного имущества. Провели аудит мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и оценили обеспеченность (судебных участков) города Севастополя имуществом.
В отчетном периоде Палата продолжила применять новые подходы в своей деятельности:
– активно применялась Методика Счетной палаты Российской Федерации по оценке реализации государственных программ города Севастополя, что позволяло оценить качество подготовки государственных программ и качество их реализации по определенным Методикой критериям оценки;
– в методологию Палаты были введены определения «нарушений и недостатков системного характера».
Ценность данной работы состоит в рекомендациях по устранению именно причин, а не последствий нарушений. Наиболее частые причины системных нарушений – это недостаточность нормативного регулирования, низкое качество контрольной среды в управлении и проблемы межведомственного взаимодействия.
Ярким примером системного нарушения в нашем регионе могут служить нарушения порядка учета и ведения реестра государственного имущества, а также отсутствие системы финансового аудита в муниципальных органах власти, это наши акценты в текущей работе аудиторов.
Объем нарушений при ведении реестра собственности города Севастополя с 2017 к 2022 году снизился в 17 раз, но все равно остается существенным это – 126 млрд рублей, поэтому находится под пристальным вниманием аудиторов.
Озвучу статистку нашей работы. В 2022 году проведено 259 мероприятий.
Это 70 экспертно-аналитических и 7 контрольных мероприятий, а также 182 экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.
Условно каждый рабочий день Палата готовит заключение или отчет. Обращаю Ваше внимание, что самый насыщенный период – это апрель-май, когда Палата готовит заключение по внешней проверке 12 бюджетов (бюджет Севастополя, ТФОМС, 10 местных бюджетов) и 44 заключения по внешней проверке бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств города Севастополя.
По 6 требованиям прокуратуры города специалисты Палаты приняли участие в 2 прокурорских проверках.
Финансовым контролем охвачено 254 объекта контроля.
Общий объем средств в рамках аудита составил более 540 млрд рублей (547,58 млрд рублей).
В 2022 году аудитом в форме контрольных мероприятий охвачены государственные ресурсы в размере более 15 млрд рублей, из них более 90% это финансирование национальной экономики – 14,85 млрд рублей.
За 2022 год объем нарушений и недостатков согласно Классификатору нарушений органов гос. аудита составил более 16 млрд рублей, из которых в рамках контрольных мероприятий – около 70 млн рублей.
Отмечу, что почти 92 процента из 16 млрд выявлено в рамках экспертиз трехлетних бюджетов, экспертиз законопроектов и государственных программ, то есть это риски дальнейших финансовых нарушений, на которые аудиторы обратили внимание органов исполнительной власти и депутатов. В рамках КМ и ряда ЭАМ, конечно, это уже состоявшиеся факты.
Результаты контрольной деятельности в 2022 году показали, что в таких сферах госуправления как образование, благоустройство, поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие гражданского общества, управления государственным имуществом на каждые 1000 рублей проверенных средств приходится 4,4 рублей нарушений. Представленные в отчете данные аналитических таблиц позволяют сделать вывод о сохранении нарушений в ряде отраслей государственного управления как в количественном, так и в денежном выражении, что требует особого внимания аудиторов, органов исполнительной власти и депутатов.
По результатам экспертиз проектов законов о бюджете и внесении изменений к ним, экспертиз решений о местных бюджетах и изменений к ним, экспертиз проектов 5 новых государственных программ, 92 изменения госпрограмм отмечаем значительное снижение нарушений на 5,6 млрд рублей или на 25 %, что обусловлено и количеством экспертиз в 2022 году ( это 5 новых программ против 15 в 2021 году, 64 изменения против 92 в 2022 году), но также и качеством подготовки обоснований.
Вы, уважаемые депутаты, можете эти результаты наблюдать в рамках работы Постоянной комиссии по бюджету. Предмет Вашего парламентского контроля – экономическая обоснованность и целесообразность внесения изменений, и Палата в данной части – орган парламентского контроля, Ваш инструмент.
Государственные программы – важнейшая «стратегическая» часть бюджета, и мы нацелены на активное взаимодействие с органами исполнительной власти, чтобы данный инструмент развивался и давал городу еще больше реальных результатов и эффектов.
По оценке качества формирования, количество госпрограмм с оценкой «уровень ниже среднего» сократилось с 19 госпрограмм в 2021 году до 1 ГП в 2022. По оценке качества реализации «уровень выше среднего» в 2021 году присвоен 6 госпрограммам, в 2022 году уже 11 госпрограммам присвоена оценка «высокий уровень» и «уровень выше среднего». Доля высокоуровневых показателей в ГП, отражающих динамику СЭР города Севастополя, в 2022 году выросли до 12,2% с 3,6% в 2021 году.
Это подтверждает эффект от применения названных мною в начале доклада Методических рекомендаций, и в целом подходов методологии в государственном аудите.
В структуре нарушений по контрольным мероприятиям в 2022 году почти более половины занимают нарушения, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств.
Напомню, что бюджетным учреждением приняты и оплачены работы по восстановлению воинских захоронений, проведенные подрядчиком на территориях, не входящих в границы воинских захоронений, на сумму более 37 млн рублей.
Главная цель аудита – не просто выявить нарушения, недостатки и риски,
а полностью их устранить или минимизировать их негативное влияние на бюджетную, социальную или иные сферы. Для этого руководителям объектов аудита в 2022 году внесены 9 представлений, которые содержат требования о пресечении выявленных нарушений, возмещении причиненного государству ущерба, возврате субсидий, привлечении к ответственности виновных.
Рекомендации пяти представлений, внесенных в 2022 году, полностью выполнены. Всего за период с 2018 года внесено 83 представления, из них 44 или 53 % сняты с контроля как полностью исполненные.
Отчеты аудиторов позволяют не только устранять финансовые нарушения и недостатки, но и направлять рекомендации Палаты по развитию соответствующей отрасли. Например, многочисленные рекомендации даны по развитию отрасли здравоохранения. Из 85 единиц медицинского оборудования, неиспользуемого на момент проверки, на сегодняшний день введено в эксплуатацию и используется на полную мощность 73 единицы или 86% отмеченного в мероприятии оборудования.
В рамках каждого контрольного и экспертно-аналитического мероприятия анализировалось соблюдение требований законодательства в сфере бюджетных правоотношений. Изучение нормативных актов в практике их применения позволило выявлять пробелы и несогласованность норм права, оценить полноту регламентации деятельности власти, и вносить рекомендации по их корректировке.
Возвращено в бюджет города Севастополя 49,5 млн рублей. Всего за 6 лет возвращено более 146 млн рублей
По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в правоохранительные органы направлено 6 материалов (с 2016 года – 45), возбуждено 2 уголовных дела (с 2016 года – 17).
Палатой продолжена административная практика
Всего за 2016-2022 годы сумма штрафов, поступившая в бюджет города Севастополя, составила более 1 млн рублей (1 037,23 тыс. рублей)
К дисциплинарной ответственности привлечены 6 должностных лиц.
Палата участвовала в 15 судебных заседаниях по вопросам взыскания бюджетных средств.
Мы знаем, что для Законодательного Собрания важной является реализация его инициатив и предложений, интегрированных в план работы Палаты. Мы откликаемся на большинство ваших предложений. Отмечу, что эти предложения различаются как масштабом, так и глубиной тематики. Результаты таких аудиторских мероприятий, по нашему убеждению, должны быть востребованы депутатами для решения выявленных проблем и становиться основой принимаемых решений.
А совместная наша работа всегда приносит результаты, мы это хорошо знаем.
Так, обозначенная Палатой проблема ежегодного неконтролируемого роста кредиторской задолженности медицинских организаций в результате совместной работы аудиторов, законодательной и исполнительной власти разрешилась увеличением на 303 млн рублей объема финансового обеспечения Терпрограммы БОГМП.
Высокая профессиональная оценка деятельности Палаты со стороны сообщества региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты России способствовала решению Президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации о назначении Севастополя с декабря 2022 года во главе комиссии Совета по правовым вопросам. Теперь мы входим в состав Президиума Совета.
В 2023 году, как и ранее, деятельность Палаты нацелена на содействие успешному социально-экономическому развитию города во взаимодействии со всеми участниками бюджетного процесса. В планах 2023 года – работа с новыми государственными программами города Севастополя, информатизация деятельности Палаты – и много в этом направлении нами сделано, в том числе прошел согласование аудиторов новый проект порядка разработки государственных программ, подход к их формированию существенно изменился, это политика Минэка РФ.
Ряд регионов уже принял программы с учетом новой политики стратегического планирования, нам эта огромная работа еще предстоит.
План нашей работы на 2023 год уже выполнен на 66 %, в том числе в части контрольных мероприятий завершены 4 мероприятия из 7 плановых.
Традиционно, в завершении своего выступления позволю себе выразить благодарность Законодательному собранию города Севастополя и Правительству Севастополя за востребованность результатов деятельности финансового контроля, результативности принимаемых мер по выводам Палаты, вниманию к документам стратегического планирования и программам социально-экономического развития региона.
Спасибо за внимание!