- Контрольно-счетная палата города Севастополя - http://ksp-sev.ru -

Анализ (мониторинг) исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя по итогам работы за 9 месяцев 2016 года

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Севастополя (далее – Фонд) является некоммерческой организацией, созданной распоряжением Губернатора города Севастополя[1] [1] в форме государственного учреждения.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии  с законодательством Российской Федерации, на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 05.06.2014  № 51 в рамках переданных Российской Федерацией субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Севастополю полномочий              по организации обязательного медицинского страхования (далее – ОМС)  на территории города Севастополя. Фонд является юридическим лицом, в своей деятельности подотчетен Правительству Севастополя и Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (далее – ФФ ОМС).

 Фонд, как участник ОМС, в соответствии с закрепленными полномочиями осуществляет управление средствами ОМС на территории города Севастополя, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программы ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС, предусмотренными законом о бюджете Фонда. Фонд осуществляет отдельные полномочия страховщика – ФФ ОМС в части реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – ТП ОМС)  в пределах базовой программы ОМС в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании  в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ).

 Приоритетными направлениями деятельности Фонда являются:

  • обеспечение гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи при наступлении страхового случая;
  • обеспечение государственных гарантий соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по ОМС независимого от финансового положения страховщика;
  • создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС.

Анализ исполнения бюджета Фонда

Бюджет Фонда является бюджетом территориального государственного внебюджетного фонда (ст. 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации), входит в структуру бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации – города Севастополя (ст. 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Бюджет Фонда на 2016 год утвержден Законом города Севастополя  от 28.12.2015 № 226-ЗС «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования города Севастополя на 2016 год» (далее – Закон    № 226-ЗС). В соответствии с Законом № 226-ЗС основными характеристиками бюджета Фонда являются:

  • общий объем доходов бюджета Фонда – 3 467 314,5 тыс. рублей, в том числе за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации – 3 366 893,2 тыс. рублей, получаемых из бюджета ФФ ОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, что составляет 97,1 процента от общего объема доходов;
  • общий объем расходов бюджета Фонда – 3 476 286,8 тыс. рублей.

Информация об исполнении бюджета Фонда за 9 месяцев 2016 года представлена в таблице №1:

Таблица №1 (тыс. рублей)

Наименование Исполнено за 9 месяцев 2015 года 2016 год  Отклонение исполнения (гр 5-гр 2)
Утверждено
Законом
№ 226-ЗС
Утверждено
кассовым планом/
росписью
Исполнено за 9 месяцев Исполнено (%)

 

 

1 2 3 4 5 6 7
доходы 2 425 404,4 3 467 314,5 3 467 314,5 2 645 809,4 76,3 220 405,0
расходы 2 088 873,8 3 467 333,1 3 476 286,8 2 113 233,3 60,8 24 359,5
дефицит (-) / профицит (+) +336 530,7 -18,6 + 532 576,1

 

За 9 месяцев 2016 года бюджет Фонда по доходам исполнен на уровне 76,3 процента от утвержденных бюджетных назначений. Поступления по доходам составили 2 645 809,4 тыс. рублей. Уровень января – сентября 2015 года превышен на 220 405,0 тыс. руб. или на 9,1 процента.

Исполнение бюджета Фонда по расходам 2 113 233,3 тыс. руб. или 60,8 процента от утвержденных бюджетных назначений, что превышает уровень поступлений аналогичного периода прошлого года на 24 359,5 тыс. рублей.

По результатам исполнения бюджета Фонда в январе – сентябре   2016 года сложился профицит в сумме 532 576,1 тыс. рублей.

Исполнение бюджета Фонда по доходам

Доходная часть бюджета Фонда за 9 месяцев 2016 года на 99,9 процента сформирована за счет безвозмездных поступлений (2 640 105,4 тыс. рублей), что на 214 837,2 тыс. руб. или на 8,9 процента выше показателей 2015 года  (2 425 268,2 тыс. рублей). Это обусловлено увеличением в 2016 году объема предоставляемой из ФФ ОМС субвенции на финансовое обеспечение организации ОМС на территории города Севастополя на 145 871,1 тыс. руб. (в 2015 году 2 379 298,5 тыс. рублей), а также поступлений прочих межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам территориальных фондов ОМС субъектов Российской Федерации на 62 462,0 тыс. руб. (в 2015 году – 45 976,5 тыс. рублей).

Справочно: В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ     «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон         № 326-ФЗ) предусмотрена централизация страховых взносов на счетах ФФ ОМС, в связи с чем, доходы Фонда более чем на 99 процентов сформированы за счет безвозмездных поступлений из ФФ ОМС.

Информация о доходах бюджета Фонда в разрезе источников поступлений представлена в таблице № 2.

Таблица №2 (тыс. рублей)

Наименование показателя Исполнено за 9 месяцев 2015 года 2016 год
Утверждено Законом о бюджете Утвержденные бюджетные назначения Исполнено за 9 месяцев Исполнено (%)
1 2 3 4 5 6
Налоговые и неналоговые доходы,

в том числе:

136,3 2 699,5 2 699,5 3 247,5 120,3
прочие доходы

 от компенсации затрат бюджетов ТФ ОМС

0,0 519,2 519,2 187,5 36,1
штрафы, санкции, возмещение ущерба 118,1 1 980,8 1 980,8 2 887,3 145,8
прочие неналоговые доходы 18,2 199,5 199,5 172,6 86,5
Безвозмездные поступления 2 425 268,2 3 464 615,0 3 464 615,0 2 642 561,9 76,3
Субвенция

ФФ ОМС

2 379 298,5 3 366 893,2 3 366 893,2 2 525 169,6 75,0
Межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам ТФОМС

на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи

0,0 0,0 0,0 8 953,7
Прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам ТФОМС (возмещение затрат за лечение застрахованных лиц других субъектов) 45 976,5 98 000,0 98 000,0 108 438,6 110,7
Всего доходов 2 425 404,4 3 467 314,5 3 467 314,5 2 645 809,4 76,3

Доведенные бюджетные назначения сформированы по следующим группам доходов:

– по группе «Налоговые и неналоговые доходы» по итогам января –  сентября 2016 года в бюджет Фонда зачислено 3 247,5 тыс. рублей (за счет увеличения поступлений от штрафов, санкций, возмещения ущерба).

Источником формирования данной группы доходов являются неналоговые доходы, поступления которых обеспечиваются полномочиями Фонда по осуществлению контрольных функций за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, определенными Законом № 326-ФЗ.

В составе налоговых и неналоговых поступлений учтены:

 1) прочие доходы от компенсации затрат бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования в сумме 187,5 тыс. рублей. Доходы данной категории полностью сформированы за счет возврата средств от медицинских организаций по актам реэкспертиз;

 2) штрафы, санкции, возмещение ущерба в общей сумме 2 887,4 тыс. руб., в том числе:

– денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования) – в сумме 1 708, 5 тыс. рублей;

– денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части территориальных фондов обязательного медицинского страхования) – в сумме 1 071,7 тыс. рублей. Доходы сформированы за счет средств, использованных не по целевому назначению, взысканных с медицинских организаций;

– прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования – в сумме 107,2 тыс. рублей. Доходы сформированы за счет штрафов, полученных от медицинских организаций  за нецелевое использование средств;

 3) прочие неналоговые поступления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (возврат страховыми медицинскими организациями процентов банка) – в общей сумме 172,6 тыс. рублей.

По группе «Безвозмездные поступления» за 9 месяцев 2016 года в бюджет Фонда поступили трансферты в общей сумме 2 642 561,9 тыс. руб., или 76,3 процента от объема утвержденных назначений, из них:

  • субвенция на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования – в сумме 2 525 169,6 тыс. руб. или 75 процентов от утвержденных бюджетных назначений;
  • межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной медицинской помощи – в сумме 8 953,7 тыс. рублей;
  • прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования для возмещения затрат Фонда на оплату стоимости медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях города Севастополя, лицам, застрахованным на территории других субъектов Российской Федерации, составили 108 438,6 тыс. руб., что на 62 462,0 тыс. руб. или более чем в 2 раза превышает показатель аналогичного периода 2015 года. Утвержденные бюджетные назначения исполнены на 110,7 процента.

Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены (часть 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Возврат остатка субвенции на 01 января 2016, имеющей целевое назначение, прошлых лет из бюджетов ТФ ОМС образовавшейся по состоянию на текущий финансовый год составил 1 505,0 тыс. рублей.

Кроме того, Фондом проведен возврат:

  • дебиторской задолженности прошлых лет на приобретение товаров (работ, услуг) на сумму 2,9 тыс. руб.;
  • средств по актам реэкспертизы за 2015 год на общую сумму 184,7 тыс. руб.;
  • нецелевого использования средств ОМС медицинскими организациями и страховыми медицинскими организациями в 2015 году, установленные  по актам проверок КРУ ТФ ОМС города Севастополя – 763,9 тыс. рублей.

Исполнение бюджета Фонда по расходам

Фактически расходная часть бюджета Фонда за 9 месяцев 2016 года исполнена в объеме 2 113 233,3 тыс. руб. или на 60,8 процента от объема утвержденных бюджетных назначений на 2016 год (3 476 286,8 тыс. рублей).

Информация о расходах бюджета Фонда представлена в таблице № 3.

Таблица №3 (тыс. рублей)

Наименование показателя Исполнено за 9 месяцев 2015 года 2016 год
Утверждено Законом о бюджете Утверждено сводной бюджетной росписью Исполнено за 9 месяцев Исполнено (%)
1 2 3 4 5 6
Общегосударственные вопросы 32 926,7 54 111,0 54 111,0 36 357,2 67,2
Выполнение функций аппаратами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации 32 926,7 54 111,0 54 111,0 36 357,2 67,2
Здравоохранение 2 055 947,1 3 413 222,1 3 413 222,1 2 076 876,0 60,8
Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат 2 039 607,4 3 216 222,1 3 216 222,1 1 923 641,3 59,8
Межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования 16 339,7 96 560,1 99 000,0 66 906,1 67,6
Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории города Севастополя 100 439,9 98 000,0 86 328,6 88,1
Всего расходы 2 088 873,8 3 467 333,1 3 467 333,1 2 113 233,2 60,9

Бюджетные назначения сформированы по следующим разделам классификации расходов бюджетов:

  • «Общегосударственные вопросы» – 1,7 процента в общем объеме расходов Фонда. Освоение бюджетных средств по данному разделу составило 36 357,2 тыс. руб. или 67,2 процента от утвержденных бюджетных назначений (54 111,0 тыс. рублей). Бюджетные средства направлены на обеспечение выполнения Фондом своих функций;
  • «Здравоохранение» – 98,3 процента в общем объеме расходов Фонда. Освоение бюджетных средств по данному разделу составило 2 076 876,0 тыс. руб. или 60,8 процента от утвержденных бюджетных назначений (3 413 222,1 тыс. рублей).

Бюджетные средства по разделу классификации расходов «Здравоохранение» направлены на финансирование территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в городе Севастополе, в том числе:

– на социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат направлено 1 923 641,3 тыс. руб. или 91,0 процента  от общего объема израсходованных средств;

– межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования – в сумме 66 906,1 тыс. руб. или 3,2 процента от общего объема израсходованных средств;

– финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории города Севастополя в сумме 86 328,6 тыс. руб. или 4,1 процента от общего объема израсходованных средств.

Исполнение годового плана по состоянию на 01.10.2016 менее чем        на 70 процентов обусловлено следующими факторами:

– срок выплаты заработной платы сотрудникам Фонда за вторую половину сентября проводится в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка – до 5 числа следующего месяца;

– окончательный расчет за оказание медицинской помощи в рамках системы ОМС за сентябрь 2016 года в соответствии с пунктом 4.1. Договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию проводится до 23 числа каждого месяца включительно, после подачи заявок страховых медицинских организаций в Фонд (в соответствии       с пунктом 2.10. договора о финансовом обеспечении со страховыми медицинскими организациями – срок подачи заявок на окончательный расчет до 15 октября 2016).

Основная доля затрат в расходной части бюджета Фонда приходится    на финансирование ТП ОМС, которая составляет 93,4 процента от общего объема утвержденных расходов бюджета Фонда.

В соответствии со статьей 6 Закона № 226-ЗС утвержден размер средств нормированного страхового запаса (далее – НСЗ) Фонда на 2016 год   в сумме 301 200,0 тыс. руб. (без учета средств для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования).

Общая сумма средств НСЗ по итогам 9 месяцев 2016 года составила   227 038,3 тыс. руб. или 75,4 процента от утвержденных бюджетных назначений, в том числе:

1) для дополнительного финансового обеспечения реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования – 107 000,0 тыс. рублей;

2) для расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования – 106 642,9 тыс. рублей.

3) для финансового обеспечения мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению  и проведению ремонта медицинского оборудования — 13 395,5 тыс. рублей.

Использование средств НСЗ в составе расходов на финансирование ТП ОМС осуществлялось в соответствии с Законом о бюджете ТФ ОМС   и порядком использования средств НСЗ ТФ ОМС, утвержденным приказом     ФФ ОМС от 01.12.2010 г. № 227 (с изменениями).

Сумма использованных средств НСЗ составила 180 457,7 тыс. руб. или 79,5 процента, из них направлено на:

– финансовое обеспечение реализации ТП ОМС в виде дополнительного финансирования страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования – 10 268,7 тыс. рублей;

– возмещение другим территориальным фондам обязательного медицинского страхования затрат по оплате стоимости медицинской помощи, оказанной за пределами города Севастополя лицам, застрахованным  на территории города Севастополя, в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования – 66 906,1тыс. рублей;

– оплату стоимости медицинской помощи, оказанной в городе Севастополе медицинскими организациями, участвующими в реализации ТП ОМС, застрахованным на территориях других субъектов Российской Федерации, с последующим восстановлением средств в состав нормированного страхового запаса Фонда по мере возмещения затрат Фонда другими ТФ ОМС – 103 282,9 тыс. рублей.

Остаток средств НСЗ ТФ ОМС на 01.10.2016 года составил   46 580,6 тыс. рублей. При этом объем межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, составляет 108 438,6 тыс. рублей.

Информация по финансовому обеспечению организации обязательного медицинского страхования в медицинских организациях, включенных     в реестр на территории города Севастополя за 9 месяцев 2016 года представлена в таблице № 4.

Таблица №4 (тыс. рублей)

Наименование показателя Утвержденная стоимость ТП ОМС на 2016 год (тыс. руб.) Сумма фактически оплаченных счетов за 9 месяцев 2016г. по состоянию на 01.10.2016 (тыс. руб.)[2] [2] % исполнения
1 2 3 4 5
1 ВСЕГО, в том числе 3 312 782,2 1 905 758,6 57,5
2 Скорая медицинская помощь 209 185,5 141 620,4 67,7
3 Медицинская помощь в амбулаторных условиях 1 232 825,4 671 771,7 54,5
4 Специализированная медицинская помощь в стационарных условиях 1 566 936,8 885 911,1 56,5
5 Медицинская помощь в условиях дневного стационара 273 615,7 185 354,3 67,7
6 Средства на ведение дела СМО 30 218,8 21 101,1 69,8

Медицинскими организациями за период оказания медицинской помощи с 1 января 2016 года по 30 сентября 2016 годы в страховые медицинские организации были предъявлены реестры-счетов на общую сумму  2 085 705,1тыс. руб., что составляет 63,0 процента от утвержденного объема финансирования ТП ОМС (3 312 782,2 тыс. рублей).

С учетом того, что медицинская помощь лицам, застрахованным на территории города Севастополя, оказывалась медицинскими организациями других субъектов на сумму 66 906,1 тыс. руб., общее выполнение ТП ОМС по объему финансирования составило 2 152 611,2 тыс. руб. или 65,0 процента (3 312 782,2 тыс. рублей).


[1] [3]  Распоряжение Губернатора города Севастополя от 07.04.2014 № 19 «О создании некоммерческой организации Фонда г. Севастополя».

[2] [4]  Окончательный расчет за медицинскую помощь, оказанную медицинскими организациями  в сентябре 2016 года страховые медицинские компании перечислили в октябре 2016 года