Анализ (мониторинг) исполнения бюджета города Севастополя

 за январь – июнь 2017 года

Социально-экономические условия развития города Севастополя

Сравнительный анализ отдельных показателей социально-экономического развития города Севастополя за январь – июнь 2017 года к уровню аналогичного периода 2016 года представлен по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Севастополю (далее – Севастопольстат) (таблица № 1).

Таблица № 1

Наименование показателя январь-июнь 2016 года январь-июнь 2017 года Темп роста%
1 2 3 4
Индекс промышленного производства (%) х х 103,2
Индекс потребительских цен (%) х х 106,6
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, рублей* 26 616 25 652 96,4
Среднемесячная реальная начисленная заработная плата, рублей* 26 616 24 064 90,4
Объем выполненных работ по виду экономической деятельности «Строительство», млн. рублей 1 556,9 2 224,4 142,9
Оборот организаций по виду экономической деятельности «Транспорт и связь», млн. рублей 1 587,8 1 856,7 116,9
Оборот организаций по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство», млн. рублей (без учета рыболовства и рыбоводства) 220,4 410,9 186,4
Оборот розничной торговли, млн. рублей 24 101,1 33 752,4 140

*май 2017 года к маю 2016 года

Индекс промышленного производства в январе – июне 2017 года к соответствующему периоду 2016 года составил 103,2%[1], в том числе:

  • Индекс промышленного производства «Обрабатывающие производства» – 106,8%
  • Индекс промышленного производства «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений»-136,5%
  • Индекс промышленного производства «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха»-107,3%

Рост индекса промышленного производства обеспечен увеличением объема услуг водоснабжения и водоотведения на 33,4%, производство и распределение электроэнергии и газа –  12,9 %, в связи с увеличением количества потребителей соответствующих услуг.

Вместе с тем в разрезе месяцев анализируемого периода 2017 года к соответствующему периоду 2016 года, наблюдается отрицательная динамика индекса промышленного производства (диаграмма № 1 не приводится).

По данным Севастопольстата снижение индекса промышленного производства в анализируемом периоде связано со снижением объема производства по следующим отраслям:

  • производство пищевых продуктов – индекс промышленного производства составил 94,5%, снижен в сравнении с январем – июнем 2016 года на 5,5%;
  • производство напитков – индекс промышленного производства составил 95,5%, снижен в сравнении с январем – июнем 2016 года на 4,5%;
  • производство одежды – индекс промышленного производства составил 78%, снижен в сравнении с январем – июнем 2016 года на 22%;
  • производство химических веществ и химических продуктов – индекс промышленного производства составил 69,5%, снижен в сравнении с январем – июнем 2016 года на 30,5%;
  • производство мебели – индекс промышленного производства составил 61,8%, снижен в сравнении с январем – июнем 2016 года на 38,2%.

Снижение производства пищевых продуктов, напитков, одежды и мебели связано со уменьшением платежеспособного спроса населения.

С целью роста промышленного  производства, увеличения производительности труда и количества высокопроизводительных рабочих мест, модернизации и технического перевооружения предприятий реализуется государственная программа города Севастополя «Развитие промышленности города Севастополя на 2017-2020 годы»[2]. В 2017 году на осуществление целей государственной программы предусмотрено 203,8 млн. руб., в том числе средства из федерального бюджета на софинансирование расходов по возмещению части затрат на реализацию инвестиционных проектов по модернизации и развитию промышленных предприятий – 143,6 млн. руб., из бюджета города Севастополя – 15,0 млн. руб., внебюджетные средства – 45,2 млн. рублей.

Реализация программных мероприятий государственной программы «Развитие промышленности Севастополя на 2017-2020 годы» за счет бюджетных средств не оказала значительного влияния на рост оборота организаций, осуществляющих свою деятельность в производстве.

В рамках реализации программы в январе – июне 2017 года из бюджета города Севастополя израсходовано 15,0 млн. руб. или 7,4% от утвержденных бюджетных назначений на 2017 год.

Рост оборота организаций по видам деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» и «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» связан с ростом тарифов для всех категорий потребителей.

В целом индекс потребительских цен на жилищные услуги, воду, электроэнергию, газ в июне 2017 года составил к декабрю 2016 года 113%.

В соответствии с планом – графиком изменения цен (тарифов), утвержденным Федеральной службой по тарифам Российской Федерации с 01.01.2017 увеличились тарифы для населения на тепловую энергию на 10%; водоснабжение и водоотведение – 15%; утилизацию, обеззараживание и захоронение твердых бытовых отходов – 8%; электрическую энергию на 15%; газ природный – 10%.

При этом, из бюджета города Севастополя компенсированы выпадающие доходы, вследствие установления в 2017 году тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня и возмещены недополученные доходы в связи с разницей между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов в объеме 648 270,4 тыс. руб., из них:

  • возмещение недополученных доходов в связи с разницей между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов в сумме 317 010,5 тыс. руб.;
  • компенсация территориальным сетевым организациям, функционирующим в городе федерального значения Севастополе, выпадающих доходов, образованных вследствие установления в 2017 году тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня в сумме 331 259,9 тыс. рублей.

По данным Севастопольстата объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» всеми хозяйствующими субъектами (включая субъекты малого предпринимательства), за январь – июнь 2017 года составил 2 224,4 млн. руб., что на 42,9% больше соответствующего периода прошлого года (1 556,9 млн. рублей). Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», в стоимостном выражении увеличен к уровню января – июня 2016 года на 667,5 млн. рублей. В сопоставимых ценах рост объема работ составил 46,9%.

По материалам Севастопольстата крупными и средними организациями (без субъектов малого предпринимательства) за январь – июнь выполнено работ на 829,0 млн. рублей, что на 15,0% больше объема января – июня прошлого года. На строительство зданий и инженерных сооружений пришлось 62,0% от общего объема работ.

В январе – июне 2017 года на территории города Севастополя введено в эксплуатацию 16 многоквартирных жилых домов общей площадью 54,7 тыс. кв. метров. За отчетный период застройщиком сданы в эксплуатацию 700 квартир общей площадью 38,3 тыс. кв. метров.

Динамика объема строительства в январе – июне 2017 года к соответствующему периоду 2016 года представлена на диаграмме № 2 (не приводится).

Оборот организаций по виду экономической деятельности «Транспорт и связь» за январь – июнь 2017 года составил 1 856,7 млн. руб., что на 16,9 % выше уровня аналогичного периода прошлого года (1 587,8 млн. рублей).

По данным Правительства Севастополя в январе – июне 2017 года транспортом общего пользования перевезено 11,8 млн. человек, что на 18,4% больше по сравнению с соответствующим периодом 2016 года. Автотранспортом перевезено 8,9 млн. пассажиров (на 32,9% больше), морским транспортом – 2,9 млн. пассажиров (меньше на 11,6%).

Пассажирооборот транспорта составил 190,4 млн. пасс. – км (на 36,2% больше, чем за соответствующий период 2016 года), в том числе автомобильного –
185,8 млн. пасс. – км (больше на 38,0%), морского – 4,5 млн. пасс. – км (меньше на 11,6%).

Транспортом общего пользования перевезено грузов 0,5 млн. т (на 0,2% меньше, чем в соответствующем периоде 2016 года). Грузооборот транспорта организаций всех видов деятельности увеличился на 24,7% и составил
172,8 млн. т-километров.

На увеличение оборота организаций по виду экономической деятельности «Транспорт и связь» повлиял рост тарифов на пассажирские перевозки. По данным Севастопольстата индекс потребительских цен на транспортные услуги в среднем в январе – июне 2017 года составил 111,9%.

Рост индекса потребительских цен на транспортные услуги связан, в том числе, с ростом численности постоянного населения и соответственно повышением потребности населения.

Оборот организаций по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство» за январь–июнь 2017 года составил 410,9 млн. рублей, что на 86,4% или практически в 2 раза выше уровня аналогичного периода 2016 года (220,4 млн. рублей).

С целью увеличения (сохранения на оптимальном уровне) объемов производства и переработки продукции сельского хозяйства города Севастополя реализуется государственная программа «Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя» на 2017 – 2020 годы».

В 2017 году на осуществление целей государственной программы предусмотрено 621,4 млн. руб., в том числе средства из федерального бюджета на софинансирование расходов – 181,3 млн. руб., из бюджета города Севастополя – 60,8 млн. руб., внебюджетные средства – 379,3 млн. рублей.

В рамках реализации государственной программы в январе – июне 2017 года израсходовано 67,3 млн. руб. или 27,8% от утвержденных бюджетных назначений на 2017 год.

По данным Правительства Севастополя в апреле — июне 2017 года в результате проведенных конкурсов распределены средства субсидий на финансовую поддержку субъектов хозяйствования города Севастополя на возмещение части затрат:

  • на закладку и уход за виноградниками, установку шпалеры в размере 32,2 млн. руб. (за счет средств бюджета города Севастополя — 4,2 млн. руб., за счет средств федерального бюджета — 28,0 млн. руб.): ООО «СВЗ-Агро» (4,3 млн. руб.); ООО «Агрофирма «Золотая Балка» (13,9 млн. руб.); ООО «Качинский +» (8,0 млн. руб.); АО «Артвин» (5,3 млн. руб.); ООО «Добробуг Инвест Плюс» (0,7 млн. руб.). Государственная поддержка позволила осуществить закладу виноградных насаждений на площади 66,8 га, уходные работы на виноградниках на площади 398,6 га, установку и закупку шпалерных конструкций на виноградниках площадью 203,7 га;
  • на закладку многолетних плодовых насаждений в размере 706,8 тыс. руб. (за счет средств федерального бюджета — 614,2 тыс. руб., за счет средств бюджета г. Севастополя — 92,6 тыс. руб.). Государственная поддержка позволила осуществить ООО «Добробут Инвест Плюс» закладку яблони на площади 1,1 гектара.
  • на проведение мероприятий по повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения путем внесения удобрений (несвязанная поддержка в отрасли растениеводства) в размере 232,7 тыс. руб. (средства бюджета города Севастополя — 62,0 тыс. руб., федерального бюджета — 170,7 тыс. руб.) ООО «Качинский +». Государственная поддержка позволила сохранить размер посевных площадей, занятых зерновыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами в размере 0,8 тыс. гектара;
  • по процентной ставке по краткосрочным кредитам (займам) вотрасль растениеводства в размере 1 ,6 млн. руб. (средств бюджета города Севастополя — 0,2 млн. руб., федерального бюджета — 1,4 млн. руб.): ООО «Агрофирма «Золотая Балка» (0,9 млн. руб.), АО «Артвин» (0,8 млн. руб.). Государственная поддержка позволила культивировать 1,3 тыс. га виноградников, установить шпалеры на 0,1 тыс. га и посадить плодовый питомник на 0,004 тыс. гектара;
  • на развитие промышленного рыболовства и рыбопереработки вразмере 20,5 млн. руб. и на развитие аквакультуры (товароного рыбоводства) в размере 408,9 тыс. руб.: ООО «Крым Моллюск-Сервис» (2,1 млн. руб.); ООО «Голден Фиш» (8,7 млн. руб); ООО «Омар» (3,8 млн. руб.); ООО «Динерс» (1,7 млн. руб.); ООО «Крымская Рыболовная Компания» (250,7 тыс. руб.); ООО «Морской колокол» (951,6 тыс. руб.); ООО «РКК «Аквамарин» (4,3 млн. руб.);
  • предоставлены гранты каждому в размере 1,5 млн. руб. иединовременная помощь на бытовое обустройство в размере 250,0 тыс. руб. главам крестьянских (фермерских) хозяйств Волынец В.П., Закревской АИ, Примачку Ю.В., Топольскому СВ., Гребенкиной С.И., Парову С.А., Стружевскому АС. Средства гранта направлены на развитие отрасли растениеводства и пчеловодства на территории города Севастополя, создание новых рабочих мест на селе, что поспособствует занятости населения.

Индекс потребительских цен в январе – июне 2017 года к январю – июню 2016 года составил 106,6%, в том числе на продовольственные товары – 103,4%, непродовольственные товары –103,0%, услуги – 122,3%.

Индекс потребительских цен в июне 2017 года по отношению к декабрю 2016 года составил 104,1%, в том числе на продовольственные товары – 104,4%, непродовольственные товары – 99,6%, услуги – 110,8%.

Базовый индекс потребительских цен, исключающий изменения цен на отдельные товары, подверженные влиянию факторов административного или сезонного характера, в июне 2017 года по отношению к предыдущему месяцу составил 99,7% (в июне 2016 года – 99,9%).

Динамика индекса потребительских цен на товары и услуги в январе -июне 2017 года (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

По данным Севастопольстата стоимость минимального набора продуктов питания в среднем на конец июня 2017 года составила 4 545,73 рублей в расчете на 1 человека. В сравнении с началом 2017 года наблюдается увеличение стоимости минимального набора продуктов питания – в среднем 560 рублей на 1 человека. В Севастополе зафиксировано самое большое значение данного показателя в сравнении с Российской Федерацией (4 233,19 рубля), субъектами Южного федерального округа (4 058,9 рубля) и Республикой Крым (4 371,14 рубля).

Справочно: В Российской Федерации в минимальный продуктовый набор входят хлебные продукты и макаронные изделия, овощи и бахчевые, фрукты, сахар и кондитерские изделия, мясная, рыбная, молочная продукция.

Цены на непродовольственные товары в январе-июне 2017 года увеличились на 3,0 %.

Цены и тарифы на услуги в январе-июне 2017 года увеличились на 22,3%.

По предварительным данным Севастопольстата в июне 2017 года населению оказано платных услуг на 1 761,5 млн. руб., что на 46,9% меньше, чем в июне 2016 года. В структуре платных услуг населению наибольший удельный вес приходился на жилищные услуги – 26,0%, транспортные услуги – 12,1%, услуги системы образования – 11,1%, услуги гостиниц и аналогичных средств размещения – 10,4%, услуги учреждений культуры – 9,2%, коммунальные услуги – 9,0%, прочие платные услуги – 8,3%.

По данным Севастопольстата с начала года цены на продовольственные товары увеличились на 3,4%. Повышение цен на продовольственные товары на внутреннем рынке, в сравнении с началом года, обусловлено ограничительными мерами на ввоз на территорию города Севастополя отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которое не удастся в достаточной степени заменить альтернативными видами продовольствия из других регионов страны или собственным производством в рамках импортозамещения.

Рост индекса потребительских цен связан, в том числе, с увеличением количества постоянного населения города Севастополя и соответственно повышением покупательной способности и потребности населения.

Среднемесячная номинальная заработная плата работников по полному кругу организаций в мае 2017 года составила 25 652 руб., что ниже уровня мая 2016 года на 3,6% (26 616 рублей). Реальные денежные доходы населения в мае 2017 года снизились на 9,6 % по отношению к аналогичному периоду предыдущего года

Динамика среднемесячной номинальной заработной платы работников по полному кругу организаций в январе -мае 2017 года

По данным Правительства Севастополя общая сумма задолженности по заработной плате, включая субъекты малого предпринимательства, составила 64,1 млн. руб. на 9 предприятиях (на экономически активные предприятия приходится 96,0% от общей суммы задолженности).

Доля государственных предприятий в общем количестве выявленных предприятий-должников по выплате заработной платы составила 70,8% или 45,4 млн. рублей.

Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности отсутствует.

Рост индекса потребительских цен связан, в том числе, с ростом численности постоянного населения и соответственно повышением потребности населения.

По оценке Севастопольстата численность постоянного населения Севастополя по предварительным данным на 1 июня 2017 года составила 432,2 тыс. человек и выросла с начала года на 3,4 тыс. человек. Увеличение численности населения произошло за счет миграционного прироста (3,9 тыс. человек).

Численность постоянного населения Севастополя по состоянию на 1 июня 2017 года выросла к уровню аналогичного периода 2016 года на 10,4 тыс. человек.

В целом в сопоставимых ценах оборот розничной торговли в январе – июне 2017 года составил 33 752,4 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 12,4% больше, чем в январе – июне 2016 года.

В фактических ценах население города израсходовало на приобретение товаров на 4 624,0 млн. рублей больше, чем за январь–июнь 2016 года. По материалам Севастопольстата организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне рынков и ярмарок, за январь–июнь 2017 года сформировано 98,7% оборота розничной торговли (из них микропредприятиями – 47,4%, индивидуальными предпринимателями – 19,7%), доля розничных рынков и ярмарок составила 1,3%.

За январь–июнь 2017 года пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий продано на 19 774,7 млн. рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня прошлого года на 32,6%. В фактических ценах расходы населения на покупку продовольственных товаров по сравнению с прошлым годом увеличились на 5 382,9 млн. рублей.

Удельный вес продовольственных товаров в обороте розничной торговли составил 58,6% (в январе – июне 2016 года – 49,4%).

Непродовольственных товаров за январь – июнь 2017 года продано на 13 977,7 млн. рублей, что в сопоставимых ценах ниже уровня прошлого года на 7,6%. В фактических ценах население города купило непродовольственных товаров на 758,9 млн. рублей меньше, чем в январе – июне 2016 года.

На конец июня 2017 года в организациях розничной торговли имелось товарных запасов на 3 293,9 млн. рублей. Обеспеченность оборота розничной торговли товарными запасами составила 58 дней (на конец июня 2016 года соответственно 2 493,2 млн. рублей и 59 дней).

Предприятиями общественного питания за январь – июнь 2017 года реализовано продукции на 5 393,9 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 7,3% больше, чем за январь – июнь 2016 года. Наибольшую долю в структуре формирования оборота общественного питания занимают микропредприятия – 69,8% (в январе – июне 2016 года – 74,2%).

В сопоставимых ценах оборот розничной торговли вырос незначительно и в основном связан с ростом численности постоянного населения и соответственно повышением потребности населения и соответственно повышением покупательной способности населения.

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения в возрасте 15-72 лет) во 2 квартале 2017 года составил 62,0%. Уровень занятости населения во 2 квартале 2016 года составлял 62,7 %, что выше уровня аналогичного периода 2017 года на 0,7%.

По данным Правительства Севастополя численность рабочей силы (экономически активного населения) в возрасте 15 – 72 лет в среднем за апрель – июнь 2017 года по данным выборочных обследований рабочей силы составила 204,7 тыс. человек (апрель – июнь 2016 года – 190,7 тыс. человек).

В составе рабочей силы численность занятых граждан составила 196,0 тыс. человек, что на 15,6 тыс. человек меньше, чем в сопоставимом периоде 2016 года. Численность безработных граждан (в соответствии с методологией МОТ) уменьшилась на 1,8 тыс. человек и составила 8,6 тыс. человек.

Уровень участия в рабочей силе составил 64,7%, уровень занятости – 62,0%, уровень безработицы – 4,2%.

На 01.07.2017 с предприятий фактически уволено 513 человек или 25,0% от общего числа работников, предупрежденных о сокращении. Под угрозой высвобождения остается 910 работников. В режиме неполной занятости (неполный рабочий день / неделя) работали 754 человека.

В январе – июне 2017 года зарегистрировано 5,1 тыс. заявлений граждан о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения. Численность граждан, пребывавших на регистрационном учете с целью поиска подходящей работы, составила 416 человек (на 26 человек больше, чем в январе – июне 2016 года).

Уровень регистрируемой безработицы увеличился на 0,02% и составил 0,22% от численности экономически активного населения. Напряженность на рынке труда не изменилась и составила 0,15 человека на одну заявленную вакансию.

Общие итоги исполнения бюджета города Севастополя

за I полугодие 2017 года

Законом города Севастополя от 28.12.2016 № 309-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2017 год» утверждены бюджетные назначения по доходам в сумме 30 514 129,0 тыс. руб., по расходам – 34 514 129,0 тыс. руб.,                                       с прогнозируемым дефицитом бюджета – 4 000 000,0 тыс. рублей.

В ходе исполнения бюджета за I полугодие 2017 года в Закон о бюджете дважды внесены изменения. Согласно Законам города Севастополя от 06.03.2017 № 324-ЗС, от 08.06.2017 № 349-ЗС «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 28 декабря 2016 года № 309-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2017 год» (далее – Закон о бюджете с изменениями) с учетом внесенных изменений, прогнозируемый общий объем доходов бюджета утвержден в сумме 33 162 561,4  тыс. руб. и увеличен по сравнению с первоначальной редакцией Закона на 2 648 432,4 тыс. руб. или на 8,7 %, за счет увеличения безвозмездных поступлений на 2 195 823,0 тыс. руб., за счет увеличения налоговых и неналоговых доходов на 452 609,4 тыс. руб.; общий объем по расходам в сумме 37 340 685,0 тыс. руб. и увеличен на 2 826 556,0 тыс. руб. или на 8,2 %, с прогнозируемым дефицитом бюджета 4 178 123,6 тыс. рублей.

Анализ основных характеристик бюджета города Севастополя за I полугодие 2017 года.

Согласно отчету об исполнении бюджета[3] (ф.0503117) основные характеристики бюджета, утвержденные по доходам в объеме 33 162 561,5 тыс. руб., исполнены в объеме 8 267 540,3 тыс. руб., по расходам – в объеме 37 442 039,3 тыс. руб., исполнены в объеме 9 526 066,4 тыс. руб., что составляет 24,9 % и  25,4 %, соответственно.

Превышение расходов над доходами составляет 1 258 526,1 тыс. рублей.

По сравнению с январем – июнем 2016 года доходная часть бюджета города Севастополя за отчетный период увеличилась на 48 468,5 тыс. руб. или на 0,6 %, с одновременным увеличением расходной части бюджета на 1 233 339,5 тыс. руб. или на 14,9 %. Таким образом, дефицит, сложившийся по результатам исполнения бюджета в I полугодии 2017 года, составил 1 258 526,1 тыс. руб., при сложившемся в аналогичном периоде 2016 года дефиците в размере 73 655,1 тыс. рублей.

Таблица № 2 (млн. рублей)

Наименование показателя Исполнено по состоянию на 01.07.2016 года 2017 год Отклонение исполнения (гр. 4- гр. 2)
Утвержденные бюджетные назначения Исполнено по состоянию на 01.07.2017 года Исполнено (%)
1 2 3 4 5 6
Доходы всего,

в том числе:

8 219,0 33 162,6 8 267,5 24,9 48,5
Налоговые и неналоговые доходы 4 569,8 12 654,3 5 626,1 44,5 1 056,3
Безвозмездные поступления 3 649,2 20 508,3 2 641,4 12,9 -1 007,8
Расходы всего 8 292,7 37 442,0 9 526,1 25,4 1 233,4
Профицит, Дефицит (+/-) -73,7 -4 178,1 -1 258,6 x x

 

Анализ исполнения бюджета города Севастополя по доходам

за I полугодие 2017 года

Законом города Севастополя от 28.12.2015 № 309-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2017 год» общий объем доходов бюджета был утвержден в сумме 30 514 129,0 тыс. рублей.

В ходе корректировок бюджета города Севастополя в течение I полугодия 2017 году первоначально утвержденные бюджетные назначения увеличились на 2 648 432,4 тыс. руб. или на 8,7 % от ранее запланированных. В результате внесенных изменений общий объем доходов составил 33 162 561,4  тыс. рублей.

Основанием для увеличения доходов бюджета города Севастополя являлось уточнение объемов и распределение между субъектами Российской Федерации целевых межбюджетных трансфертов, предусмотренных в федеральном бюджете Российской Федерации, а также уточнение объемов поступления налоговых и неналоговых доходов.

В результате безвозмездные поступления увеличены на сумму 2 195 823,0 тыс. руб. или на 12,0 %. С учетом изменений плановый объем безвозмездных поступлений составил 20 508 325,8 тыс. рублей. Удельный вес безвозмездных поступлений в доходах бюджета города Севастополя составил 61,8 % против 60 % в первоначальной редакции.

Информация об изменениях объемов доходов бюджета города Севастополя в течение I полугодия 2017 года и его исполнением представлена в таблице № 3.

Таблица № 3 (тыс. рублей)

Наименование Закон о бюджете от 28.12.2016       № 309-ЗС Закон о бюджете от 08.06.2017         № 349-ЗС Уточненный кассовый план на 01.07.2017 Исполнено на 01.07.2017 Отклонение
(гр.5- гр.4)
сумма в %
1 2 3 4 5 7 8
Доходы, всего: 30 514 129,0 33 162 561,4 33 263 915,8 8 267 540,3 -24996375,5 24,9
Налоговые и неналоговые доходы 12 201 626,2 12 654 235,6 12 654 235,6 5 626 147,5 -7028088,1 68,1
Безвозмездные поступления 18 312 502,8 20 508 325,8 20 609 680,2 2 641 392,8 -17968287,4 31,9

 

По группам «Налоговые и неналоговые доходы» показатели уточненного кассового плана соответствуют объемам, утвержденным Законом о бюджете с изменениями.

В доходы бюджета города Севастополя за шесть месяцев 2017 года поступило 8 267,5 млн. рублей. Годовые бюджетные назначение исполнены на 24,9 % превысив поступления в аналогичном периоде прошлого года на 48,5 млн. рублей.

Основную долю – 68,1 %, в общем объеме доходов бюджета города Севастополя занимают налоговые и неналоговые доходы. За январь-июнь 2017 года их поступление составило 5 626 147,5 тыс. руб. или 44,4 % от утвержденных бюджетных назначений (12 654 235,6 тыс. рублей).

Доля безвозмездных поступлений составила 31,9 % в общем объеме доходов бюджета города Севастополя. Объем поступления составил 2 641 392,8 тыс. руб., или 12,9 % к утвержденным бюджетным назначениям (20 508 325,8 тыс. руб.).

За I полугодие 2017 года поступление собственных доходов бюджета города Севастополя[4] составило 8 040,8 млн. руб. или 24,2 % от годовых бюджетных назначений. Уровень поступлений собственных доходов января-июня прошлого года превышен на 28,1 млн. рублей.

Структура исполнения доходной части бюджета города Севастополя за I полугодие 2017 года.
По сравнению с январем-июнем 2016 года в анализируемом периоде изменение структуры доходов бюджета характеризуется увеличением доли налоговых и неналоговых платежей с 56,6 % до 68,1 % (на 11,5 %) в общем объеме доходов бюджета города Севастополя и соответствующим сокращением безвозмездных поступлений с 44,4 % до 31,9 %.

Сравнительные данные по исполнению доходов бюджета города Севастополя за 1 полугодие 2016 и 1 полугодие 2017 годов представлены в таблице № 4.

Таблица № 4 (тыс. рублей)

Наименование показателя 2017 год Исполнено на 01.07.2016 года
Утвержденные бюджетные назначения

(ф. 0503117)

Исполнено на 01.07.2017 года

(ф. 0503117)

Отклонение   +/-                     (гр.3-гр.2)  %

исполн-ения (гр.3/гр.2)

Доля в структуре исполненных бюджетных назначений
1 2 3 4 5 6 7
Доходы бюджета всего, в том числе: 33162561,5 8267540,3 -2495021,2 24,9 100 8219071,8
Налоговые и неналоговые доходы 12654235,6 5626147,5 -7028088,1 44,4 68,1 4569848,1
Безвозмездные поступления 20508325,9 2641392,8 -17866933,1 12,9 31,9 3649223,7

 

Общий объем доходов бюджета города Севастополя в I полугодии 2017 года исполнен на 24,9 % по отношению к утвержденным бюджетным назначениям на 2017 год, при этом поступления налоговых и неналоговых доходов составили 44,4 % к утвержденным бюджетным назначениям, безвозмездные поступления – 12,9 %.

Относительно показателей I полугодия 2016 года увеличение общего объема доходов бюджета города Севастополя в отчетном году составило 48 468,5 тыс. руб. или 0,6 %. Рост налоговых и неналоговых доходов составил 23,1 % или 1 056 299,4 тыс. руб. в абсолютном выражении, объем безвозмездных поступлений уменьшен на 1 007 830,9 тыс. руб. или на 27,6 %.

В I полугодии года доходы сформированы на 68,1 % за счет поступлений по группе «Налоговые и неналоговые доходы».

Исполнение налоговых и неналоговых доходов в разрезе источников представлено в таблице № 5.

Таблица № 5 (тыс. рублей)

Наименование показателя 2017 год Исполнено на 01.07.2016 Отклонение 2017 год к 2016 году
Утвержденные бюджетные назначения Исполнено на 01.07.2017 Отклонение +/- (гр.3-гр.2) % исполнения (гр.3/гр.2) Доля в структуре исполненных бюджетных назначений +/-

гр.3-гр.7

% (гр.3/ гр.7)
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Налоговые и неналоговые доходы, в том числе: 12 654 235,6 5 626 147,5 -7 028 088,1 44,4 100 4 569 848,1 1 056 299,4 123,1
Налоговые доходы всего, в том числе: 10 245 864,5 4 576 392,3 -5 669 472,2 44,7 81,3 4 012 562,4 563 829,9 114,1
Налог на прибыль организаций 1 649 629,7 730 796,7 -918 833,0 44,3 16,0 785 155,1 -54 358,4 93,1
Налог на доходы физических лиц 6 601 435,4 2 786 156,4 -3 815 279,0 42,2 60,9 2 498 763,8 287 392,6 111,5
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации 517 797,8 272 626,6 -245 171,2 52,6 6,0 138 340,6 134 286,0 197,1
Налоги на совокупный доход 848 094,5 487 291,7 -360 802,8 57,5 10,6 316 326,2 170 965,5 154,0
Налоги на имущество 522 571,1 232 810,2 -289 760,9 44,6 5,1 212 228,8 20 581,4 109,7
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 8 480,0 4 219,0 -4 261,0 50,0 0,1 732,9 3 486,1 575,7
Государственная пошлина 97 856,0 62 491,7 -35 364,3 63,9 1,3 61 015,0 1 476,7 102,4
Неналоговые доходы всего, в том числе: 2 408 371,1 1 049 755,2 1 358 615,9 43,6 18,7 557 285,7 492 469,5 188,4
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,0 74,0 74,0 0,01 485,5 -411,5 15,2
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 676 252,7 346 267,4 -329 985,3 51,2 33,0 379 929,4 -33 662,0 91,1
Платежи при пользовании природными ресурсами 28 496,7 23 516,9 -4 979,8 82,5 2,2 14 254,7 9 262,2 165,0
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 440 427,4 125 084,0 -315 343,4 28,4 12,0 68 870,9 56 213,1 181,6
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 1 183 000,0 490 444,8 -692 555,2 41,5 46,7 26 572,1 463 872,7 1845,7
Административные платежи и сборы 675,3 1 833,2 1 157,9 271,5 0,2 0 1 833,5
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 62 700,5 58 296,4 -4 404,1 93,0 5,6 64 180,9 -5 884,5 90,8
Прочие неналоговые доходы 16 818,5 4 238,5 – 12 580,0 25,2 0,4 2 992,5 1 246,0 141,6

 

В структуре поступлений в I полугодии 2016 году по группе «Налоговые и неналоговые доходы» доля налоговых доходов составила 87,8 %, доля неналоговых доходов – 12,2 %.

Объем поступлений налоговых доходов в отчетном периоде составил 4 576 392,3 тыс. руб., или 44,7 %. По отношению к январю-июню 2016 года прирост поступлений налоговых доходов составил 14,1 % или 563 829,9тыс. руб. в абсолютном выражении.

Наибольший удельный вес в структуре поступивших налоговых доходов бюджета города Севастополя в I полугодии 2017 года занимают: налог на доходы физических лиц – 60,9 %, налог на прибыль организаций – 16,0 %, налоги на совокупный доход – 10,6 %, акцизы по подакцизным товарам – 6,0 %, налоги на имущество – 5,1 %.

 

В разрезе основных источников налоговых доходов поступления составили, в том числе[5]:

поступления по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) составили 2 786 159,0 тыс. руб., или 42,2 % от утверждённых годовых показателей. Выполнение кассового плана по источнику составило 97,6 %.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления НДФЛ увеличились на 287 392,6 тыс. руб. или на 11,5 %.

поступления по налогу на прибыль составили 730 797,0 тыс. руб., или 44,3 % от утверждённых годовых показателей. Выполнение кассового плана по источнику составило 94,0 %. Уровень поступлений аналогичного периода 2016 года выше на 54 358,4тыс. рублей или на 16,9 %.

В течение января – июня 2017 года происходила уплата налога по завершению налогового периода 2016 года и 1 квартала 2017 года. Согласно данным УФНС по городу Севастополю, основным фактором, повлиявшие на уменьшение поступлений, является увеличение доли убыточных организаций в 2 раза относительно I полугодия 2016 года. Так, доля прибыльных деклараций в общем объеме за 2014 год составляла 75,1 %, за 2015 год – 79,5 %, за 2016 год – 92,3 %, за 1 квартал 2017 года – 91,6 %. За 1 квартал 2017 год 147 организаций заявили убытки в сумме 651,0 млн. руб., что на 361,0 млн. руб. или в 2 раза выше уровня 1 квартала 2016 года.

Кроме того, снижение поступлений обусловлено регистрацией участников СЭЗ, а также снижением платежей крупным плательщиком-филиалом ООО «К-Телеком» в 2,3 раза;

поступление акцизного сбора по итогам работы за январь-июнь 2017 года составило 272 626,6 тыс. руб., или 6,0 % от утверждённых годовых показателей. Уровень января-июня 2016 года превышен на 134 286,0 тыс. рублей. Вместе с тем, рост поступлений акциза на алкогольную продукцию и пиво, к уровню аналогичного периода прошлого года, составил лишь 10 268,0 тыс. рублей. Выполнение кассового плана по источнику составило 91,5 %, что обусловлено снижением реализации всех видов подакцизной алкогольной продукции крупными производителями региона, кроме игристых винах, шампанского и пива.

Согласно пояснительной записке УФНС по городу Севастополю, всего в I полугодия 2017 года было реализовано:

– алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9% – 17,5 тыс. литров безводного этилового спирта, что на 61,2 % ниже уровня аналогичного периода 2016 года;

– вина, винные напитки, изготавливаемые без добавления спирта – 1 683,1 тыс. литров, что меньше уровня аналогичного периода 2016 года на 62,5 %;

– игристые вина, шампанское – 2 734,4 тыс. литров, что на 0,9 % выше уровня аналогичного периода 2016 года;

– пиво с содержанием спирта от 0,5 % до 8,6 % включительно – 76,9 тыс. литров, что на 69,9 % выше, чем в аналогичном периоде 2016 года.

Основными плательщиками акцизов являются ООО «Агрофирма «Золотая балка», ГУП города Севастополя «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод», ООО «Инкерманский завод марочных вин», ООО «Любимый город ЛТД», ООО «Ритм – юг», ООО «Велес – юг»;

по налогам на совокупный доход – 487 291,7 тыс. руб., или 57,5% к годовым бюджетным назначениям. Уровень поступлений января-марта 2016 года превышен на 170 965,5 тыс. руб. или на 54,0 %.

В структуре налогов на совокупный доход наиболее значительные поступления составляют:

налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 315 027,0 тыс. руб. или 51,7 % к утвержденным бюджетным назначениям. По сравнению с 2016 годом сумма поступлений увеличилась на 97 535,8 тыс. рублей, темп роста составляет 144,8 %. Кассовый план на январь-июнь 2017 года по источнику исполнен на 119,9%, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 18 584,0 тыс. рублей.

Согласно пояснительной записке УФНС по городу Севастополю, причиной перевыполнения кассового плана явилась привлекательность упрощенной системы налогообложения в севастопольском регионе как для юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Так, количество юридических лиц использующих упрощенную систему налогообложения увеличилось в сравнении с январем-июнем 2016 года на 2 423 субъектов или на 52,9 %, количество индивидуальных предпринимателей возросло на 2 024 субъектов или на 18,5 %;

поступления налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, составили 120 935,0 тыс. рублей или 107,0 % к годовым утвержденным бюджетным назначениям. По сравнению с январем-июнем 2016 года сумма поступлений увеличилась на 67 622,2 тыс. руб., темп роста составляет 226,8 %.

Кассовый план на январь-июнь 2017 года по источнику исполнен на 200,5 %, дополнительно поступило 60,6 млн. руб., что обусловлено увеличением налоговой ставки с 1%, действовавшей в 2016 году, до 4 % в 2017 году[6];

поступление единого налога на вмененный доход составило 48 263,0 тыс. рублей или 38,9 % к утвержденным бюджетным назначениям на 2017 год. В январе-июне 2017 года объем поступлений увеличился на 2 975,8 тыс. руб. по отношению к 2016 году темп роста составил 106,6 %.

Кассовый план на январь-июнь 2017 года по источнику исполнен на 84,9%.

Согласно данным представленным УФНС по городу Севастополю, средняя сумма уплаты налога в I полугодии 2017 года составляла 120,5 тыс. руб. и увеличена в сравнении с I полугодием 2016 года на 1,1 тыс. руб. или на 0,9 %. Однако, количество ИП, фактически уплативших налог свыше 100 тыс. руб. в течение I полугодия 2017 года осталось на уровне 2016 года – 77 индивидуальных предпринимателей;

поступление единого сельскохозяйственного налога составило 3 068,0 тыс. руб. или 273,4 % к утвержденным бюджетным назначениям на 2017 год. По сравнению с январем-июнем 2016 года объем поступлений увеличился на 2 833,0 тыс. рублей, темп роста составляет 1305,5 %.

По данным УФНС по городу Севастополю в феврале 2017 года на учет поставлен индивидуальный предприниматель из Кемеровской области, уплативший в бюджет города 2,4 млн. рублей по данному источнику доходов.

по налогам на имущество – 232 810,2 тыс. руб., что составляет 44,6% к годовым бюджетным назначениям. Темп роста к январю-июню 2016 года составляет 109,7 %.

В структуре налогов на имущество наиболее значительные поступления составляют:

поступление налога на имущество организаций составило 66 037,0 тыс. руб. или 37,1 % от утверждённых годовых показателей. Исполнение кассового плана по источнику составило 74,6 %, в бюджет города не поступило 22 485,0 тыс. рублей.

Согласно данным УФНС по городу Севастополя, неисполнение кассового плана по источнику обусловлено увеличением в регионе участников свободной экономической зоны (далее – СЭЗ), которые освобождены от уплаты налога. В I полугодии 2017 года налогоплательщиками из данной категории уплачен налог на имущество организаций в общей сумме 10,4 млн. руб., тогда как по состоянию на 01.07.2016 года данными плательщиками было уплачено 24,3 млн. руб., что меньше более, чем в 2 раза.

Кроме того, в I полугодии 2016 года крупнейший плательщик по данному виду налога СФ ЧАО «Стивидорная компания «Авлита» уплатил 7,5 млн. руб., а в I полугодии 2017 года прекратил свою деятельность;

поступление транспортного налога составило 15 844,0 тыс. руб. или 13,0 % от утверждённых годовых показателей. Исполнение кассового плана по поступлению транспортного налога составило 98,8 %. По данным УФНС по городу Севастополю неисполнение кассового плана связано со снижением в 2,5 раза поступлений от одного из крупнейших плательщиков по данному виду налога ОП «ГУП Республики Крым «Черноморнефтегаз»;

поступление налога на игорный бизнес составило 1 355,0 тыс. руб. или 60,3 % от утверждённых годовых показателей. Выполнение кассового плана по источнику составило 121,7 %, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 242,0 тыс. рублей.

Основной причиной перевыполнения кассового плана является увеличение количества объектов игорного бизнеса. Так, по данным УФНС по городу Севастополю, в январе – июне 2017 года 8 юридических лиц уплатили данный налог за 35 объектов осуществляемой деятельности, в аналогичном периоде 2016 года – за 26 объектов;

утвержденные бюджетные назначения по земельному налогу на 2017 год исполнены по итогам января – июня 2017 года на 67,8 %, в бюджет города перечислено 149 560,0 тыс. рублей. Кассовый план на январь-июнь 2017 года по источнику исполнен на 140,2 %. По данным УФНС по городу Севастополю, основной причиной перевыполнения кассового плана является увеличение платы налога более, чем в 10 раз АО «Балаклавское рудоуправление им. М. Горького».

по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами – 4 219,0 тыс. руб. что составляет 50,0 % к годовым бюджетным назначениям. По отношению к январю-июню 2016 года в отчетном периоде объем поступлений по данной группе налогов увеличен более, чем в 5 раза. Рост поступлений обусловлен увеличением в 18 раз добытого флюсового известняка основным налогоплательщиком АО «Балаклавское рудоуправление им М.А. Горького» в декабре 2016 года-июне 2017 года в сравнении с предыдущим отчетным периодом;

по государственной пошлине – 62 491,7 тыс. руб. или 63,9 % к годовым бюджетным назначениям. Основная сумма госпошлины поступила за оказание государственных услуг федеральными органами исполнительной власти при обращении через многофункциональные центры.

Объем поступлений неналоговых доходов в отчетном периоде составил 1 049 755,2 тыс. руб. или 43,6 % от утвержденных бюджетных назначений 2017 года. По отношению к январю-июню 2016 году прирост поступлений налоговых доходов составил 188,4 % или 492 469,5 тыс. руб. в абсолютном выражении.

В структуре неналоговых доходов бюджета города Севастополя в I полугодии 2017 года наибольший удельный вес занимают: доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 46,7 %,  доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 33,0 %, доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – 12,0 %, штрафы, санкции, возмещение ущерба –5,6 %, платежи при пользовании природными ресурсами – 2,2 %.

В разрезе основных источников неналоговых доходов поступления составили, в том числе:

по группе «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов» поступления составили 490 444,8 тыс. рублей. Согласно пояснительной записке Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя это незапланированные доходы поступили в бюджет города Севастополя по решению судов в результате реализации права арендатора на приобретение нежилого здания (от индивидуального предпринимателя Баранова С.Ю. в сумме 253,2 тыс. руб., Рыковского Л.Н. – 57,7 тыс. руб., Братусь И.В. – 933,5 тыс. руб., ООО «АКАТ ЧФ» – 232,9 тыс. руб., ООО «Петриван» – 1 858,5 тыс. руб., ООО «Крымпрофиль» – 2 608,0 тыс. руб., ООО «Соратники» – 3 469,5 тыс. руб., ООО «Фирама «Орфей» – 433,0 тыс. руб., ООО «Торговый дом «Даймос» – 2 376,8 тыс.руб., ООО «КП АРС» – 2 071,9 тыс.руб.,ИП Мангул Е.П. – 1,2 тыс. рублей).

по группе «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» – 346 267,4 тыс. руб., или 51,2% к годовым бюджетным назначениям.

По отношению к январю-июню 2016 года в отчетном периоде объем поступлений по данной группе доходов снижен на 33 662,0 тыс. руб. или на 8,9%.

В структуре доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности наиболее значительные поступления составляют доходы от арендной платы за земельные участки – 242 064,3 тыс. руб., или 48,4 % к утвержденным бюджетным назначениям на 2017 год. По сравнению с январем-июнем 2016 года сумма поступлений снижена на 39 684,1 тыс. руб. или на 14,1 %.

Вместе с тем, кассовый план на январь-июнь 2017 года по источнику (217 000,0 тыс. руб.) исполнен на 111,6 %, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 25 064,3 тыс. рублей;

доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и созданных ими учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации) поступили в объеме 1 423,4 тыс. рублей. По данным Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя это незапланированные доходы от сдачи объектов имущества, полученного в оперативное управление;

прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных) предусматривают ежемесячные платежи за установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящегося в собственности города Севастополя.

В течение января-июня 2017 года поступления составили 12 305,1 тыс. рублей или 59,3 % к утвержденным бюджетным назначениям на 2017 год (20 752,7 тыс. рублей).

Кассовый план на январь-июнь 2017 года по источнику (10 376,4 тыс. руб.) исполнен на 118,8 %, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 1 946,7 тыс. рублей.

Согласно пояснительной записке Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя при составлении кассового плана учитывались прогнозные показатели, состоящие из авансовых платежей за размещение рекламных конструкций на территории города Севастополя в соответствии с разрешениями, выданными уполномоченными органами Украины до 18.03.2014 года.

Поскольку демонтаж рекламных конструкций, в связи с истечением срока разрешений на их размещение, не произведен собственниками рекламных конструкций в добровольном порядке, оплата осуществляется за фактическое размещение рекламных конструкций до момента демонтажа, осуществленного принудительно;

поступление доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, составило 75 185,8 тыс. рублей или 53,7 % к утвержденным бюджетным назначениям на 2017 год. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года объемы поступления по данному источнику увеличены на 3 556,4 тыс. руб. или на 4,7 %. Согласно пояснительной записке Департамента по имущественным и земельным отношениям рост связан с поступлением авансовых платежей за июль 2017 года;

доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий поступили в объеме 15 288,8 тыс. руб. или 98,6 % к утвержденным бюджетным назначениям на 2017 год. Кассовый план на январь-июнь 2017 года по источнику (6 450,0 тыс. руб.) исполнен на 237 %, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 8 838,8 тыс. рублей.

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства составили 125 084,0 тыс. рублей или 28,4 % к утвержденным бюджетным назначениям. По сравнению с январем-июнем 2016 года поступления увеличены на 56 213,1 тыс. рублей.

Кроме того, Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя в январе-марте оказаны государственные услуги по предоставлению сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, а также предоставлены сведения, содержащиеся на обновляемых носителях (планшетах) Фонда инженерных изысканий города Севастополя, в общем объеме 438,4 тыс. рублей.

поступление прочих доходов от оказания платных услуг (работ) получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации составило 1,6 тыс. рублей. Согласно пояснительной записке Департамента по имущественным и земельным отношениям это незапланированные доходы от предоставления повторных выписок из реестра собственности города Севастополя.

Поступление задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам составило – 74,0 тыс. руб. бюджетные назначения по источнику не утверждены.

Поступления составили платежи по погашению задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, образовавшейся в переходном периоде 2014 года, уплаченной в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 17 апреля 2015 № 308-ПП «Об утверждении Порядка расчетов с бюджетом города Севастополя по задолженности (излишне уплаченным суммам) по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, образовавшимся в переходном периоде».

58 296,4   -4 404,1      93,0  5,6    64 180,9     -5 884,5      90,8

По штрафам, санкциям, возмещению ущерба поступления составили 58 296,4 тыс. руб. или 93,0 % к утвержденным бюджетным назначениям на 2017 год.

По отношению к январю-июню 2016 года в анализируемом периоде уменьшение объема поступлений по данной группе доходов составляет 5 884,5 тыс. рублей.

Поступления от денежных взысканий (штрафов) составляют платежи:

– за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в сумме 20 645,9 тыс. руб.;

– за нарушение водного законодательства, установленное на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, налагаемые исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сумме 241,0 тыс. руб.;

– за правонарушения в области госрегулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции в сумме 1 214,8 тыс. руб.;

– за нарушение законодательства Российской Федерации о недрах в сумме 2 875,4 тыс. руб.;

– за нарушение законодательства о налогах и сборах на сумму 808,5 тыс. руб.;

– за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на сумму 1 007,6 тыс. рублей.

Общий объем безвозмездных поступлений (с учетом возвращенных остатков неиспользованных межбюджетных трансфертов прошлых лет) в анализируемом периоде составил 2 641 392,8 тыс. руб. или 12,9 % от утвержденных бюджетных назначений на 2017 год.

Общий объем безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в анализируемом периоде составил 2 564 595,3 тыс. руб., или 12,6 % к утвержденным бюджетным назначениям.

В целом по отношению к аналогичному периоду 2016 года в анализируемом периоде снижение объема поступлений по данной группе составляет 1 007 830,9 тыс. руб. или 30,3 %.

В соответствии со статей 242 БК РФ и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.06.2009 № 51н «Об общих требованиях к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и порядке взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета» в 2017 году произведен возврат неиспользованных в 2015 году остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из федерального бюджета в объеме 105 242,4 тыс. рублей.

Разница между возвращенными в федеральный бюджет остатками неиспользованных в 2016 году средств, имеющих целевое назначение и полученными из федерального бюджета средствами для продолжения дальнейшего целевого использования в 2017 году, составила 1 078 402,7 тыс. рублей.

Структура безвозмездных поступлений (без учета указанной разницы) за I полугодие 2017 года.

В структуре поступлений в январе-июне 2017 года по группе «Безвозмездные поступления» доля дотаций составила 59,2 %, субсидий – 27,8%, субвенций – 8,6 %, иных межбюджетных трансфертов – 1,5 %, средств от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 6,0 %.

Информация о безвозмездных поступлениях по видам представлена в таблице № 6.

Таблица № 6 (тыс. рублей)

Наименование показателя Исполнено по состоянию на 01.07.2016 года 2017 год Отклонение исполнения 2017-2016 (гр. 4- гр. 2)
Утвержденные бюджетные назначения на 2017 год Исполнено по состоянию на 01.07.2017 года Исполнено (%) Удельный вес в общем объеме поступлений (%)
1 2 3 4 5 6 7
Безвозмездные поступления всего, в том числе: 2 466 315,0 20 508 325,9 2 641 392,8 12,9 175 077,8
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе: 3 649 223,7 20 334 854,8 2 564 595,3 12,6 100 -1 084 628,4
дотации 1 793 809,0 7 931 895,8 1 563 711,4 19,7 61,0 -230 097,6
субсидии 1 630 995,1 11 158 990,4 733 586,1 6,6 28,6 -897 409,0
субвенции 206 388,8 721 632,3 226 714,3 31,4 8,8 20 325,5
иные межбюджетные трансферты 18 030,7 522 336,3 40 583,4 7,8 1,6 22 552,7
Фонд содействия реформированию ЖКХ 0,0 173 471,1 159 665,8 92,0 159 665,8
Прочие безвозмездные поступления 736,5 0,0 23 592,6 22 856,1
Возврат остатка субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение прошлых лет -1 183 645,1 0,0 -105 242,4 1 078 402,7

В общем объеме безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации поступления сложилось за счет:

– дотаций в размере 1 563 711,4 тыс. руб., что составляет 19,7 % к годовым бюджетным назначениям;

–  субсидий в размере 733 586,1 тыс. руб., что составляет 6,6 % к годовым бюджетным назначениям;

–  субвенций в размере 226 714,3 тыс. руб., что составляет 31,4 % к годовым бюджетным назначениям;

–  иных межбюджетных трансфертов в размере 40 583,4 тыс. руб., что составляет 1,6 % к годовым бюджетным назначениям.

Средства от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов поступили в объеме 159 665,8 тыс. руб., или 92 % к годовым бюджетным назначениям.

Прочие безвозмездные поступления составили 23 592,6 тыс. руб., что на 22 856,1 тыс. руб. выше уровня поступлений аналогичного периода 2016 года.

Потенциальным резервом увеличения доходов бюджета города Севастополя является погашение задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов.

Согласно данным отчета о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации (форма Федеральной налоговой службы № 4-НМ)[7] задолженность по состоянию на 01.07.2017 года составила 79 282,0 тыс. руб., в том числе: по налогу на прибыль организаций составляет – 28 581,0 тыс. руб., по региональным налогам и сборам – 26 202,0 тыс. руб., местным налогам и сборам – 2 601,0 тыс. руб., налогам со специальным налоговым режимом[8] – 21 898,0 тыс. рублей.

Кроме того, реализация комплекса мероприятий по погашению задолженности по платежам в отношении налогоплательщиков, не исполнивших обязанность по своевременной уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджет города Севастополя и принятие мер по улучшению платежной дисциплины организаций и индивидуальных предпринимателей является одним из основных направлений работы по повышению эффективности использования  бюджетных средств и увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Севастополя на 2017 год[9].

Анализ исполнения бюджета города Севастополя по расходам

за I полугодие 2017 года

Законом города Севастополя от 28.12.2015 № 309-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2017 год» общий объем расходов бюджета был утвержден в сумме 34 514 129,0 тыс. рублей.

В ходе корректировок бюджета города Севастополя в течение I полугодия 2017 года первоначально утвержденные бюджетные ассигнования увеличились на 2 826 556,0  тыс. руб., или на 8,2 % от ранее запланированных. В результате внесенных изменений общий объем расходов составил 37 340 685,0 тыс. рублей.

Основанием для увеличения расходов бюджета города Севастополя являлось увеличение бюджетных ассигнований за счет целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета; перераспределение бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, по целевым статьям и видам расходов.

Справочно: В ходе экспертизы[10] проекта Закона города Севастополя «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 28 декабря 2016 года № 309-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2017 год» (законопроект №19/428) Контрольно-счетной палатой выявлены необоснованные (неподтвержденные соответствующими обоснованиями (расчетами), иными документами) и не имеющие правовых оснований расходы в общем объеме 522 842,7 тыс. руб., что создает риски неосвоения бюджетных средств, их неэффективного использования и соответственно недостижения ожидаемых результатов.

Информация об изменениях объемов расходов бюджета города Севастополя в течение I полугодия 2017 года и его исполнением представлена в таблице № 7.

Таблица № 7 (тыс. рублей)

Наименование Закон о бюджете от 28.12.2016       № 309-ЗС Закон о бюджете от 08.06.2017         № 349-ЗС Уточненный кассовый план на 01.07.2017 Исполнено на 01.07.2017 Отклонение
(гр.5- гр.4)
сумма в %
1 2 3 4 5 7 8
Расходы 34 514 129,0 37 340 685,0 37 442 039,3 9 526 066,4 -27 915 972,9 25,4

 

Исполнение бюджета города Севастополя по расходам составило 9 526 066,4 тыс. руб., или 25,4 % от утвержденных бюджетных назначений. Уровень январь -июнь 2016 года превышен на 1 233 339,5 тыс. руб. или 14,9 %.

 

Анализ структуры расходов в разрезе разделов их классификации показал, что расходы на социальную сферу составляют  59,4%, из них:        на социальную политику – 21,8%, образование – 27,5%, здравоохранение – 5,8%, культуру –  2,7%,  физкультуру и спорт – 1,6 %.

Анализ исполнения бюджета города Севастополя по расходам в разрезе разделов представлен в таблице № 8.

Таблица № 8 (тыс. рублей)

Наименование показателя Исполнено по состоянию на 01.07.2016 года 2017 год Отклонение исполнения 2017-2016 (гр. 4- гр. 2)
Утвержденные бюджетные назначения бюджета субъекта на 2017 год Исполнено по состоянию на 01. 07.2017

года

Исполнено (%) Удельный вес в общем объеме расходов

(%)

1 2 3 4 5 6 7
Расходы всего, в том числе: 8 292 726,9 37 442 039,3 9 526 066,4 25,4 100,0 1233339,5
01 Общегосударственные вопросы 887 004,9 3 000 424,3 950845,0 31,7 10,0 63840,1
03 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 123 676,3 188 297,6 46573,0 24,7 0,5 -77103,3
04 Национальная экономика 1 664 387,8 10 465 257,2 1470350,5 14,0 15,4 -194037,3
05 Жилищно-коммунальное хозяйство 796 204,3 5 845 902,9 1298360,2 22,2 13,6 502155,9
06 Охрана окружающей среды 0,0 45 326,2 8797,7 19,4 0,1 8797,7
07 Образование 1 852 004,1 6 780 697,7 2617265,8 38,4 27,5 765261,7
08 Культура 23 6679,7 638 548,4 258902,3 40,5 2,7 22222,6
09 Здравоохранение 1 423 126,1 4 811 360,9 549419,5 11,4 5,8 -873706,6
10 Социальная политика 1 128 138,2 4 914 218,7 2079293,6 42,3 21,8 951155,4
11 Физическая культура и спорт 102 799,9 470 318,9 156457,1 33,3 1,6 53657,2
12 Средства массовой информации 28 750,0 201 748,3 50262,7 24,9 0,6 21512,7
14 Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъекта РФ и муниципальных образований 49 955,6 79 938,1 39539,0 49,5 0,4 -10416,6

В общем объеме исполненных бюджетных назначений расходы на реализацию программных мероприятий составили 7 388 793,9 тыс. руб. или 77,7 % от общего объема освоенных бюджетных средств. На реализацию программных мероприятий в 2017 году бюджетные назначения утверждены в объеме 32 310 403,6 тыс. руб. и исполнены ответственными исполнителями лишь на 22,9 %, что свидетельствует о том, что активность распорядителей средств находится на недостаточно высоком уровне и создает предпосылки к освоению основных объемов бюджетных ассигнований в конце финансового года, что способствует неэффективному использованию бюджетных средств.

Все первоочередные расходы бюджета города Севастополя на 01.07.2017 года профинансированы в полном объеме, в соответствии с заявками главных распорядителей.

Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности

Согласно данным бюджетной отчетности города Севастополя дебиторская задолженность по состоянию на 01.07.2017 составила 3  507 469,4 тыс. руб., что на 764 022,1 тыс. руб. больше, чем по состоянию на 01.01.2017 года (2 743 447,2 тыс. рублей). Темп роста дебиторской задолженности за I полугодие 2017 года составил 27,8 %.

В I полугодии 2017 года наблюдается рост дебиторской задолженности по доходам и расходам. Дебиторская задолженность бюджета города Севастополя по доходам по состоянию на 01.07.2017 составила 1 937 680,5 тыс. руб. или 55,2 % в общей сумме дебиторской задолженности. По сравнению с началом года сумма дебиторской задолженности по доходам увеличилась в 1,2 раза.

Дебиторская задолженность по расходам в I полугодии 2017 года составила 1 569 788,9 тыс. рублей или 44,8 % от общей суммы дебиторской задолженности. Задолженность по расходам увеличилась по сравнению с началом года в 1,4 раза.

По состоянию на 01.07.2017 наибольшая дебиторская задолженность по доходам в размере 1 524 598,1 (или 43,5 % от общего объема дебиторской задолженности, образовавшейся в I полугодии 2017 года) приходится на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – Департамент). В сравнении с дебиторской задолженностью на начало года и по состоянию на 01.07.2017 Департамент увеличил задолженность на 285 893,0 тыс. рублей. На текущий момент дебиторская задолженность составляет 1 810 491,1 тыс. рублей. Дебиторская задолженность сформирована в связи с задолженностью по оплате аренды земельных участков и имущества, начислением пени за несвоевременную оплату аренды земельных участков и имущества.

Просроченная дебиторская задолженность по состоянию на 01.07.2017 года составила 230 043,8 тыс. руб., что составляет 6,6 % от общего объема дебиторской задолженности и на 42 186,8 тыс. руб. больше, чем на начало года (187 857,0 тыс. рублей).

Наибольшие суммы просроченной дебиторской задолженности сложились по следующим главным распорядителям бюджетных средств:

– Департамент капитального строительства города Севастополя – 77 740,8 тыс. руб. или 33,8 % в общем объеме просроченной дебиторской задолженности;

– Департамент городского хозяйства города Севастополя –72 805,0 тыс. руб. или 31,6 %.

Основной причиной образования просроченной дебиторской задолженности, по вышеуказанным главным администраторам бюджетных средств, является нарушение контрагентами сроков выполнения работ, предусматривающих авансирование.

Задолженность в сумме 68 298,3 тыс. руб. или 29,7 % в общем объеме просроченной дебиторской задолженности возникла в связи с несвоевременной оплатой налогов и сборов в бюджет города Севастополя федеральными органами исполнительной власти.

Согласно данным бюджетной отчетности города Севастополя кредиторская задолженность по состоянию на 01.07.2017 года составила 845 645,0 тыс. руб., что на 164 183,1  тыс. руб. меньше, чем по состоянию на 01.01.2017 года (1 009 828,1 тыс. рублей).

Просроченная кредиторская задолженность по состоянию на 01.07.2017 года составила 36 096,2 тыс. руб., что составляет 4,3 % от общего объема кредиторской задолженности. В общем объеме просроченной кредиторской задолженности наибольший удельный вес занимает кредиторская задолженность по Департаменту городского хозяйства города Севастополя в объеме 16 331,1 тыс. руб. (или 45,2 %). Причинами образования просроченной кредиторской задолженности, являются:

  • несвоевременное представление документов контрагентом «Мослифт» для осуществления оплаты за выполненные работы;
  • невозможность проведения оплаты за поставленный товар, оказанные услуги по причине возбуждения уголовных дел, срок исковой давности не истек (ООО «Стройремгор», ООО «Альтернатива 3000», ООО «Трубосталь», ООО «Эврикон», ООО «ПРО-Электро»);
  • не перерегистрация контрагента ЧП «Царьгорстрой» в правовом поле Российской Федерации.

Данные об исполнении утвержденных бюджетных назначений по Резервному фонду Правительства Севастополя за I полугодие 2017 года

В соответствии с Законом города Севастополя от 28.12.2016 года № 309-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2017 год» размер резервного фонда Правительства Севастополя на 2017 год (далее – резервный фонд) утвержден в объеме 141 000 тыс. рублей.

В сравнении с 2016 годом объем средств, направленных на формирование резервного фонда в 2017 году, уменьшился на 43,6 %.

В январе – июне 2017 года в соответствии с Положением о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Севастополя[11] из Резервного фонда было выделено 89 552,0  тыс. руб. или 63,5  % от утвержденных бюджетных назначений. Из них освоено 48 562,1 тыс. руб., что составляет 34,4 % от утвержденных годовых бюджетных назначений и 54,2 % от выделенных к освоению в январе – июне 2017 года средств (таблица № 9).

Таблица № 9 (тыс. рублей)

Наименование показателя I полугодие 2017 года
Выделенные средства Освоено Освоено (%) Удельный вес в общем объеме (%)
1 2 3 4 5
Резервный фонд всего, в том числе: 89552,0 48562,1 54,2 100
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 786,3 786,3 100,0 1,6
Национальная экономика 84 921,5 47 775,8 56,3 98,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 3 136,0 0,0 0,0
Здравоохранение 708,2 0,0 0,0  

Анализ данных, приведенных в таблице № 9, показал, что наибольший объем резервных средств в I полугодии 2017 года направлен на финансирование мероприятий по разделу «Национальная экономика» в объеме 84 921,5 тыс. руб. (или 60,2 % от утвержденных бюджетных назначений). Освоение выделенные средств резервного фонда по данному разделу составило 56,3 % (или 47 775,8 тыс. рублей).

Средства направлены на мероприятия:

– по восстановлению аварийного участка 54 км – 50 км автомобильной дороги Н-06 (протяженностью более 300 метров) в районе населенного пункта Поворотное;

– на разработку документации для внесения изменений в требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия  федерального значения «Древний город Херсонес Таврический»  и «Крепости Чембало и Каламита».

По разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» выделенные бюджетные средства резервного фонда освоены в полном объеме. Средства направлены на финансирование мероприятий по уничтожению авиабомбы SC-250, обнаруженной в районе ст. Мекензиевые горы (Нахимовский район).

Следует отметить, что по разделу  «Жилищно-коммунальное хозяйство» резервные средства, направленные в I квартале 2017 года на финансирование мероприятия «Капитальный ремонт подпорной стены по адресу: город Севастополь, ул. Куприна, 15а (во дворе дома по адресу ул. Назукина, 25»), осуществляемого Департаментом городского хозяйства города Севастополя, в объеме 3 136,0 тыс. руб., на текущий момент не освоены, кассовое исполнение – 0 %.

По разделу «Здравоохранение» выделенные резервные средства в объеме 708,2 тыс. руб., направленные на вывоз твердых отходов и на выполнение работ по демонтажу фундаментов модульных врачебных амбулаторий в селах Орлиное, Терновка, Солнечное, Осипенко, по состоянию на 01.07.2017 не освоены, кассовое исполнение – 0 %.

Выводы:

Бюджет города Севастополя за I полугодие 2017 года исполнен по доходам на уровне 24,9 %, по расходам – 25,4 % к утвержденным бюджетным назначениям на 2017 год. Дефицит, сложившийся по результатам исполнения бюджета в I полугодии 2017 года, составил 1 258 526,1 тыс. руб.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается положительная динамика в части увеличения налоговых и неналоговых доходов, которые выросли на 11,5 %.

При этом, бюджет города остается высокодотационным, соотношение налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений в общей сумме утвержденных бюджетных назначений составляет 38,2 % и 61,8 % соответственно.

[1] По видам экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»

[2] Постановление Правительства Севастополя от 13.10.2016 № 955-ПП с изменениями.

[3] Утвержден постановлением Правительства Севастополя от 10.08.2017 № 573-ПП.

[4] В соответствии со статьей 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации к собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

[5] Письмо Управления ФНС по городу Севастополю от 14.08.2017 №11-28/07530

[6] Закон города Севастополя от 30.11.2016 № 294-ЗС ст.3, Закон № 57-ЗС дополнена ст. 3.1, где п. 2 установлена ставка на 2017-2021 годы. в размере 4%.

[7] Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации (Форма Федеральной налоговой службы № 4-НМ) по состоянию на 01.10.2016 года утвержден приказом ФНС России от 18.11.2015 № ММВ – 7 – 1/529@

[8] Согласно главе 26 Налогового кодекса Российской Федерации к специальным налоговым режимам в системе налогов РФ относятся четыре системы налогообложения: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

[9] Постановление Правительства Севастополя от 23.03.2017 №220-ПП «Об утверждении Плана мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета города Севастополя на 2017 год.

[10] Утверждено постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 25.05.2017 №21.

[11] Положение о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Севастополя утверждено постановлением Правительства Севастополя от 30.09.2014 № 339 с изм.

Версия сайта для слабовидящих