Выступление Председателя Контрольно-счетной палаты города Севастополя на пленарном заседании VI сессии Законодательного Собрания города Севастополя II созыва 07.07.2022 года

Уважаемый Владимир Владимирович!

Михаил Владимирович!

Уважаемые депутаты, приглашенные!

Вашему вниманию предлагается отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Севастополя за 2021 год!

В первую очередь хочу поблагодарить за решения Законодательного собрания по сохранению ответственного коллектива Палаты – переназначение аудитора и Заместителя Председателя.

Несмотря на неблагоприятную ситуацию, связанную с распространением в 2021 году коронавирусной инфекции(COVID-19), в отчетном периоде орган внешнего государственного финансового контроля продолжил реализацию возложенных на него полномочий в полном объеме.

В сравнении с 2020 годом количество проведенных Палатой экспертно-аналитических мероприятий и экспертиз нормативных правовых актов заметно увеличилось, для чего имеются все основания и условия, в которых происходит исполнение бюджета города.

Так, по предварительным оценкам Министерства экономического развития Российской Федерации падение ВВП по итогам 2022 года может составить около 8,8 %, а по более консервативному сценарию – 12,4%. В таких сложных условиях и серьезных вызовах главная задача – грамотно оценить и распределить ресурсы, особенно в социальной политике…

Палата продолжила работу по контролю и мониторингу приоритетных сфер для жителей города. Мы проанализировали использование средств бюджета города Севастополя в сферах благоустройства, дорожного хозяйства, сельского хозяйства и рыбохозяйственного комплекса, культуры и спорта.

С результатами проверок можно ознакомиться как в отчете и его приложениях, так и на сайте Палаты, на котором доступна и открыта информация о деятельности органа внешнего государственного финансового контроля.

В 2021 году проведено 251 мероприятие.

Это 73 экспертно-аналитических и 7 контрольных мероприятий, из них 1 внеплановое, а также проведена 171 экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.

Справочно: в 2020 году проведено 9 КМ (1 – внеплановое).

По 12 требованиям прокуратуры города Севастополя специалисты Палаты приняли участие в 7 прокурорских проверках.

Финансовым контролем охвачено 249 объектов контроля.

Объем проверенных средств в рамках контрольных мероприятий составил почти 26 млрд рублей – это в 4 раза больше чем в прошлом году (в 2020 году –
7,3 млрд рублей),
в рамкахэкспертно-аналитических мероприятий –  132,1 млрд рублей – больше в 1,5 раза (в 2020 году – 84,6 млрд рублей) и в рамках финансово-экономических экспертиз –                      619,8 млрд рублей – больше в 2,5 раза (в этом объеме учтены трехлетние бюджеты города Севастополя, местные бюджета и бюджет ТФОМСа, проекты новых государственных программ на 2022-2025 годы) (в 2020 году – 244,5 млрд рублей).

В 2021 году аудитом охвачены государственные ресурсы в сфере:

  • национальной экономики – 23,3 млрд рублей (90,8%);
  • жилищно-коммунального хозяйства – 2,2 млрд рублей (8,4%);
  • физической культуры и спорта –  84,06 млн рублей (0,3%);
  • культуры – 57,12 млн рублей (0,2 %);
  • средства бюджетов внутригородских муниципальных образований –  40,34 млн рублей (0,2%).

В деятельности органов государственного аудита обязателен к применению Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного финансового контроля.

За 2021 год объем нарушений составил более 22 млрд рублей, из которых в рамках контрольной деятельности – более 155,64 млн рублей.

Результаты контрольной деятельности в 2021 году показали, что в отраслях сельского хозяйства, благоустройства, культуры, спорта, управления государственным имуществом на каждые 1000 рублей проверенных средств приходится 6 рублей нарушений.

В 2020 году аналогичный показатель нарушений в отраслях здравоохранения, национальной экономики, образовании и городском хозяйстве составлял 78 рублей.

По результатам экспертиз, в том числе экспертиз проектов законов о бюджете и внесении изменений к ним, экспертиз решений о местных бюджетах и изменений к ним, экспертиз проектов новых государственных программ и изменений к ним отмечаем увеличение нарушений на 106 %, в абсолютных показателях более чем на 11 млрд рублей(на 11 410,51 млн рублей), что обусловлено недостаточно высоким качеством планирования ресурсного обеспечения новых государственных программ в плановых периодах.

Обращу Ваше внимание, что по результатам таких экспертиз нарушения в объеме проверенных средств (619,8 млрд рублей) составили 3,6% (22,2 млрд рублей), из которых основная доля (94%) в абсолютных показателях 20,8 млрд рублей – необоснованные (не подтвержденные соответствующими обоснованиями (расчетами), иными документами) бюджетные ассигнования.

В 2021 году Палата совместно с депутатами Законодательного собрания города Севастополя проводила работу по экспертизе обоснованности и целесообразности внесения изменений в госпрограммы Севастополя. Эта практика продолжается.

Государственные программы – важнейшая «стратегическая» часть бюджета, и мы нацелены на активное взаимодействие с органами исполнительной власти, чтобы инструмент государственных программ развивался и давал городу еще больше реальных результатов и эффектов.

В структуре нарушений по контрольным мероприятиям почти 64% занимают нарушения при формировании и исполнении бюджета (в 2020 году аналогичный показатель составил 76 %)

Палата продолжила осуществлять полномочия в отношении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города в части обеспечения законности и эффективности исполнения местных бюджетов.

Общее количество нарушений, установленных Контрольно-счетной палатой в 2021 году, в сравнении с 2020 годом увеличилось в 5 раз (в 2020 году –  26 нарушений, в 2021 – 131 нарушение), на что повлиял показатель значительного количества нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок по результатам проверки, проведенной в Орлиновском муниципальном округе.

Названные факты, по нашему мнению, требуют повышения квалификации муниципальных служащих, а также дополнительного внимания органов внутреннего финансового контроля к закупкам для муниципальных нужд на стадии контроля организации таких закупок.

Экспертизы проектов муниципальных правовых актов в рамках предварительного контроля показывают свою эффективность. Так, нарушения при подготовке решений об изменении местных бюджетов значительно сократились с 95 в 2017 году до 8 в 2021 году, что сокращает риски нарушений при исполнении местных бюджетов.

Отмечу, что в Палате не предусмотрено отдельное аудиторское направление по контролю за средствами местных бюджетов, это наша совместная работа с муниципальными образованиями.

Главная цель проверок – не просто выявить нарушения, а полностью их устранить или минимизировать их негативное влияние на бюджетную, социальную или иные сферы. Для этого руководителям объектов аудита в 2021 году Внесены 9 представлений, которые содержат требования о пресечении выявленных нарушений, возмещении причиненного государству ущерба, возврате субсидий, привлечении к ответственности виновных.

В среднем по всем представлениям за 2021 год исполнение требований составило 48,2%, в остальной части представления находятся на контроле.

По результатам контрольных мероприятий в 2021 году объектами контроля выполнялись рекомендации о корректировке норм законодательства, в том числе вносились изменения в действующие нормативные правовые акты и принимались новые правовые акты.

К возврату в бюджет города Севастополя рекомендовано более 49,98 млн рублей:

-6,65 млн ущерб,

-43,33 млн субсидии.

Возвращено в бюджет города Севастополя 16,65 млн рублей или 30,7% от рекомендованного:

-субсидии – 16,64 млн. руб., в том числе частично возмещен ущерб.  

– частично возмещен ущерб – 9,9 тыс. руб.

(справочно: Проверка законности и эффективности использования средств бюджета города Севастополя, предоставленных в 2018-2020 годах на реализацию подпрограмм 2 «Развитие рыбохозяйственного комплекса» –  2,99 млн руб.;

ГБУ «Парки и скверы» – 12,7 млн руб.; ГАУ «Телерадиокомпания» – 58,65 тыс.руб.; ГУП «Водоканал» 868,3 тыс. рублей);

 (справочно: Аудит закупок сценического оборудования для оснащения Эстрады Приморского бульвара «Ракушка» за счет средств бюджета города Севастополя, выделенных в 2019-2020 годах Главному управлению культуры города Севастополя).

Принимаются меры по возврату в оставшейся части.

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в правоохранительные органы направлено 4 материала (с 2016 года – 39), возбуждено 3 уголовных дела (с 2016 года – 15).

Палатой продолжена административная практика.

В 2021 году возбуждено 2 дела об административных правонарушениях, вынесены постановления с назначением административного наказания должностному лицу в виде штрафов на общую сумму 40 тыс. рублей. Всего за период с 2015 года сумма наложенных штрафов на должностных лиц, привлеченных к административной ответственности составила более 932 тыс. рублей.

По материалам Палаты уполномоченными органами возбуждено 6 дел об административных правонарушениях.

К дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо, допустившее правонарушения.

Палата участвовала в судебных заседаниях по вопросам взыскания бюджетных средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства. Судами заявленные требования были удовлетворены на сумму  23,4 млн рублей.

В 2021 году осуществлялось непрерывное обучение сотрудников Палаты необходимым профессиональным знаниям и навыкам.Обучение проводилось в режиме видеоконференции на Портале Счетной палаты Российской Федерации, круглых столах, онлайн-форумах, обучающих семинарах по вопросам развития стратегического аудита, контроля за реализацией национальных проектов, практики применения Классификатора нарушений, развития человеческого капитала и кадрового обеспечения деятельности контрольно-счетных органов. Всего таких мероприятий за отчетный период проведено 29.

Уважаемые депутаты! Вам известно внимание Палаты к проблемам здравоохранения города Севастополя и исполнения Территориальной программы ОМС в городе.

В декабре 2021 года Палата представляла город Севастополь в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с докладом, посвящённым межбюджетным отношениям в системе обязательного медицинского страхования, озвучив ключевые проблемы региона.

В рамках деятельности комиссии Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации по вопросам методологии Палата принимала участие в подготовке информации по:

– обобщению практики, разработке методологических подходов осуществления аудита в сфере закупок;

– формированию систематизированного Перечня примеров (фактов) неэффективного использования государственных (муниципальных) средств и имущества.

В качестве члена правовой комиссии Совета проведены анализ и обобщение практики по двум сложным правовым вопросам осуществления государственного аудита

(справочно: – правовое регулирование участия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации в формировании и реализации региональных проектов;

 – анализ и обобщение судебной практики Российской Федерации по рассмотрению дел о взыскании с заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также их должностных лиц убытков (ущерба, вреда, неустойки), причиненных при исполнении контрактов по результатам осуществления контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд).

Материалы утверждены Правовой комиссией и размещены на совместном портале Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов РФ

В конкурсе «Лучший финансовый контролер Российской Федерации», проводимом Советом при Счетной палате Российской Федерации, в 2021 году два сотрудника Палаты награждены дипломами за второе место в номинациях «Лучшее контрольное мероприятие» и «Лучшее экспертно-аналитическое мероприятие».

Мы продолжили практику использования опросов граждан в рамках проведения мероприятий, направленных на выявление основных проблем по предмету аудита. Практика проведения опросов показала свою актуальность и продолжена и в 2022 году.

На нашем официальном сайте в 2021 году отмечено более 25 тысяч просмотров материалов.

Предложения Палаты как члена постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в городе Севастополе в финансово-бюджетной сфере актуальны и включаются в решения, утверждаемые распоряжением Губернатора города Севастополя. За 2021 год таких решений было два.

(справочно:1. Обеспечить использование в полном объеме приобретенных в 2020 году лекарственных препаратов для реализации мероприятий по дополнительному льготному лекарственному обеспечению пациентов группы высокого риска (лиц, определенных приказом Минздрава России от 09.01.2020 № 1н), не допуская фактов списания указанных лекарственных препаратов и причинения ущерба бюджету города Севастополя.

2. Утвердить ведомственный нормативный акт, устанавливающий перечень направления расходов средств, предоставленных на выполнение работ по благоустройству территорий. (Распоряжение об утверждении Решения от 02.02.2021 № 281-РГ )

При планировании основной деятельности на 2022 год  продолжена практика внедрения элементов риск-ориентированного подхода, подхода к организации внешнего государственного финансового контроля через аудит приоритетных сфер и направлений, а не отдельных тематик, инклюзивность аудита (это экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка качества и доступности медицинской помощи, оказываемой детскому населению в амбулаторных условиях», контрольное мероприятие «Аудит мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, предоставленной в период 2020-2021 гг.»),  а также стратегический аудит.

Безусловно, мы старались учитывать предложения депутатов Законодательного Собрания (2) и Губернатора города Севастополя (3) при планировании.

Оценка выполнения задач, определенных Указом Президента Российской Федерации, остается одним из приоритетных направлений деятельности Палаты.

В 2022 году в целях реализации возложенных полномочий достижения поставленных целей по финансовому контролю нами планируется организовать работу по внедрению и использованию новых методов оценки принимаемых управленческих решений, в том числе, так называемый, доказательный подход («evidence-based policy making»), когда принимаемые исполнительными органами государственной власти решения оцениваются на основе научных исследований, что помогает направлять бюджетные ресурсы именно на те решения, которые работают, корректировать или отменять проекты, программы без результатов.

Применение математических методов, в том числе математического моделирования, теории изменений, факторного анализа и других современных методов анализа – это новая тенденция в деятельности органов государственного аудита.

Палата в целом совершенствует свою методологию работы, уточняя принятые Стандарты и принимая новые методические рекомендации по организации финансового контроля. Для примера, при проведении Внешней проверки отчета об исполнении бюджета города Севастополя за 2021 год использована новая Методика оценки качества формирования и качества реализации государственных программ по определенным критериям оценки.

С учетом мнения органов исполнительной власти города и депутатов, планируем принять решение об утверждении данной методики и её использовании при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе финансово-экономических экспертиз проектов (изменений) в государственные программы города Севастополя.

В 2022 году в целях обеспечения понятности, грамматической и смысловой корректности, а также единообразия стилистики итоговых документов Палаты по результатам проведенных мероприятий планируется утвердить методические рекомендации о написании отчетов простым и доступным языком.

В завершении своего выступления позволю себе выразить благодарность Законодательному собранию города Севастополя и Правительству Севастополя за востребованность результатов деятельности финансового контроля, результативности принимаемых мер по выводам Палаты, вниманию к документам стратегического планирования и программам социально-экономического развития региона.

Полный текст отчета

Видеозапись выступления:

Версия сайта для слабовидящих