- Контрольно-счетная палата города Севастополя - http://ksp-sev.ru -

Информация о результатах проведения финансово-экономической экспертизы проекта Закона города Севастополя “О бюджете города Севастополя на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов”

В соответствии с пунктом 12.4 Плана работы [1] на 2019 год Контрольно-счетной палатой города Севастополя по результатам рассмотрения проекта № 19/10 закона города Севастополя «О бюджете города Севастополя на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – проект бюджета, законопроект) в соответствии с бюджетными полномочиями Контрольно-счетной палаты города Севастополя, предусмотренными статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс РФ, БК РФ), с учетом требований бюджетного законодательства, определенных Федеральным законом от 07.02.2001 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Законами города Севастополя от 14.08.2014 № 59-ЗС «О бюджетном процессе в городе Севастополе» (далее – Закон города Севастополя «О бюджетном процессе в городе Севастополе») и от 10.07.2014 № 36-ЗС «О Контрольно-счетной палате города Севастополя» (далее – Закон города Севастополя «О Контрольно-счетной палате города Севастополя») подготовлено Заключение [2] и внесены предложения для Правительства Севастополя и Законодательного Собрания города Севастополя по составлению и исполнению бюджета города Севастополя.

Результаты экспертизы Законопроекта:

1. В нарушение требований статьи 174.2 Бюджетного кодекса РФ, пункта 13 статьи 16 Закона города Севастополя «О бюджетном процессе в городе Севастополе» и пунктов 1.3 Порядка и 1.7 Методики планирования бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя, утвержденных приказом Департамента финансов города Севастополя от 30.04.2015 № 74/1, одновременно с Законопроектом не представлены в полном объеме расчеты и обоснования планируемых объемов бюджетных ассигнований на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

2. Анализ основных параметров бюджета и основных прогнозных макроэкономических показателей на основании данных Росстата, Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю, данных оценки социально-экономического развития города Севастополя за 8 месяцев и прогноза СЭР города Севастополя на 2020-2022 годы позволяет сделать вывод о следующем влиянии Законопроекта на экономическую политику региона: при надлежащем уровне управления финансами и реализации инвестиционной политики, обеспечивающей рост инвестиций в основной капитал за счет внебюджетных источников, бюджет города Севастополя в ближайшие три года может стать одним из основных драйверов развития экономики города Севастополя, однако по прежнему не решающим к 2022 году в полном объеме проблему гармоничного развития экономики региона и изменения ее структуры, в том числе изменения структуры налоговых доходов, а также проблему роста реальных доходов населения города Севастополя.

3. В соответствии с требованиями статьи 172 Бюджетного кодекса РФ до внесения на рассмотрение Законодательным Собранием города Севастополя проекта бюджета города Севастополя на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов Правительством Севастополя утверждены Основные направления бюджетной и налоговой политики города Севастополя на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Целью принятия данного документа указано определение условий, используемых для составления проекта бюджета города Севастополя на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов, основных принципов и подходов к его формированию с учетом целей социально-экономического развития города Севастополя, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования.

В целях обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы города Севастополя Законопроект подлежит доработке и приведению в соответствие с Основными направлениями бюджетной и налоговой политики города Севастополя на 2020 года и на плановый период 2021-2022 годов в части исключения (перераспределения) предусмотренных в Законопроекте необоснованных бюджетных ассигнований, а также планируемых к включению в бюджет без правовых оснований.

4.Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов установлено, что приоритетной задачей бюджетной политики города Севастополя в 2020-2022 годах будет финансовое обеспечение реализации проектов (программ) города Севастополя, направленных на достижение целевых показателей
и мероприятий национальных проектов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204.

Законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования на реализацию:

  • в 2020 году 24 региональных проектов в рамках 9 национальных проектов в объеме 5 523 355,50 тыс. руб., что на 1 329 138,20 тыс.руб.,или на 31,7% выше показателя СБР[1] [3],
  • в 2021 году 23 региональных проектов в рамках 9 национальных проектов в объеме 2 583 803,80 тыс. руб., что на 2 568 153,8 тыс.руб.,или на 50,2% ниже показателя 2020 года,
  • в 2022 году 22 региональных проектов в рамках 9 национальных проектов в объеме 2 908 208,60 тыс. руб., что на 350 441,48 тыс.руб.,или на 13,7% выше показателя 2021 года.

5. Законопроектом соблюдены требования и ограничения, установленные пунктом 2 статьи 92.1 БК РФ по размеру дефицита бюджета, пунктом 3 статьи 81 БК РФ – по размеру резервного фонда Правительства Севастополя, пунктом 4 статьи 179.4 БК РФ – по объему бюджетных ассигнований дорожного фонда города Севастополя, а также бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.

6. Общий объем прогнозируемых на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов доходов составляет 57706 351,7 тыс. руб.,50 334 985,8 тыс.руб., 55 234 094,1 тыс. рублей соответственно.

В соответствии с Законопроектом налоговые доходы в 2020 году составят 14 646 490,3  тыс. руб. или 25,4 % общего объема доходов бюджета города, неналоговые доходы – 1 674 743,8 тыс. руб. или 2,9 % общего объема доходов бюджета, безвозмездные поступления – 41 385 117,6 тыс. руб. или 71,7 % общего объема доходов бюджета.

Показатели налоговых и неналоговых доходов обоснованы не в полном объеме. Риск непоступления доходов в целом может составить не менее 35 050,0 тыс. рублей.

В структуре доходов бюджета на 2020 год основную часть налоговых поступлений формируют налог на доходы физических лиц в сумме 9 069 965,0 тыс. руб. или 61,9 % в общем объеме налоговых поступлений бюджета города Севастополя и налог на прибыль организаций в сумме 1 558 924,0тыс. руб. – 10,6 %. Увеличение налоговых доходов бюджета города Севастополя на 2020 год относительно бюджетных назначений 2019 года прогнозируется в основном за счет планируемого роста поступлений по налогу на доходы физических лиц, что соответствует тенденции последних лет. Так, фактический прирост поступлений по НДФЛ
в 2016, 2017 и 2018 годах составил 20,8%, 11,2 % и 12,7%, соответственно.

 

7. Общий объем расходов проекта бюджета города Севастополя на 2020 год запланирован на уровне 61 137 132,1 тыс. рублей.

На плановый период 2021 и 2022 объем расходов составляет:

– на 2021 год – 53 626 605,7 тыс. руб.,

– на 2022 год – 59 402 056,9 тыс. рублей.

Основной объем бюджетных средств города Севастополя в 2020 году запланирован по разделам «Национальная экономика» 31,3 % (в 2019 году –35,2 %), «Образование» – 18,0 % (19,1 %), «Здравоохранение» – 12,3 % (10,2 %), «Социальная политика» – 11,6 % (11,1 %), «Жилищно-коммунальное хозяйство» – 11,3 % (10,6 %).

 

8. Прогнозируемый объем дефицита бюджета города Севастополя составит: на 2020 год – 3 430 780,4 тыс. руб. (снижение по сравнению с 2019 годом (6 115 012,6 тыс. руб.) в 1,8 раза); на 2021 год – 3 291 619,9 тыс. руб. (снижение по сравнению с 2020 годом на 4,1 %); на 2022 год – 4 167 962,8 тыс. руб. (повышение по сравнению с 2021 годом почти в 1,3 раза), что соответствует пункту 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ.

9. Основной объем расходов проекта бюджета города Севастополя
в 2020 году планируется направить на финансовое обеспечение социального сектора – 30 289 931,1 тыс. руб. или 49,5% от прогноза бюджетных назначений 2020 года, в том числе на следующие разделы: «образование» – 11 010 568,90 тыс.руб. или 18,0%, «социальная политика»–7 090 908,40 тыс.руб. или 11,6%, «здравоохранение» – 7 504 871,70 тыс. руб. или 12,3 %, «культура, кинематография» – 1 955 665,40 тыс. руб. или 3,2%, «физическая культура и спорт» – 2 727 916,70 тыс. руб. или 4,5% (на плановый период 2021 года – 27 476 879,30 тыс. руб. или 51,2%, 2022 года – 31 197 421,70 тыс. руб. или 52,5%). Прогнозные показатели расходных обязательств, направляемых на финансирование социальной сферы в 2020 году, на 1,2 % выше уровня предыдущего года (48,3%).

10. С целью реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года» Законопроектом запланированы бюджетные ассигнования

на 2020 год в объеме 19 649 390,0, тыс. руб. или 33,5 % от общего объема программных расходов, запланированных в бюджете города Севастополя
на 2020 год (58 598 378,7 тыс. рублей), на 2021 год – 21 439 050,0 тыс. руб.или 42,5% (50 423274,0 тыс. руб.), в 2022 году – 24 909 230,0 тыс. руб.или 45,1 % (55 225 241,3 тыс. рублей).

11. В соответствии с пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ законом о бюджете устанавливается общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.

Частью 4 статьи 3 Законопроекта на исполнение публичных нормативных обязательств предусматриваются бюджетные ассигнования: на 2020 год – в объеме 2 203 718,7 тыс. рублей, на 2021 год – 2 216 990,8 тыс. рублей и на 2022 год – 2 290 233,9 тыс. рублей.

Статьей 5 Законопроекта на социальную государственную поддержку семей и детей предусматриваются бюджетные ассигнования:

– на 2020 год – в сумме 1 920 188,7 тыс. руб.;

– на 2021 год – 1 916 045,1 тыс. руб.;

– на 2022 год – 1 987 100,8 тыс. рублей.

 

12. С соблюдением требований пункта 4 статьи 179.4 БК РФ, статьи 2 Закона о дорожном фонде № 200-ЗС на исполнение расходных обязательств за счет бюджетных ассигнований дорожного фонда города Севастополя предлагается направить в 2020 году – 11 709 135,2 тыс. руб., с увеличением к 2019 году на 1 539 275,3 тыс. руб. или на 15 %. Объем прогнозируемых на 2021-2022 годы бюджетных обязательств города Севастополя – 9 517 455,4 тыс. руб. и 2 976 090,2 тыс. руб., соответственно.

Вместе с тем при планировании объема дорожного фонда не определены источники формирования дорожного фонда города Севастополя 2020, 2021, 2022 годов в объеме 310 742,7 тыс. руб., 64 825,2 тыс. руб., 1 202,0 тыс. руб. соответственно.

В соответствии с требованиями абзаца 4 пункта 4 статьи 179.4 БК РФ бюджетные ассигнования дорожного фонда субъекта Российской Федерации, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации в очередном финансовом году.

Предложения по результатам проведения экспертизы

По результатам экспертизы проекта закона о бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов Контрольно-счетная палата города Севастополя рекомендует Правительству Севастополя и Законодательному Собранию города Севастополя использовать следующие подходы при составлении и исполнении бюджета города Севастополя:

– эффективное осуществление администрирования доходов бюджета города Севастополя, включающее в себя принятие мер по сокращению задолженности по налогам и сборам в 2020 году и плановом периоде 2021-2022 годов, а также повышению уровня администрирования неналоговых доходов бюджета;

– принятие мер по повышению эффективности использования бюджетных средств в 2020 году и плановом периоде 2021-2022 годов;

– исключение из Законопроекта бюджетных ассигнований, запланированных без правовых оснований и (или) не обоснованных в установленном законом порядке;

– соблюдение при формировании дорожного фонда города Севастополя в 2020 году и в плановом периоде 2021-2022 годов положений статьи 179.4 Бюджетного кодекса РФ о необходимости направления остатка бюджетных ассигнований дорожного фонда, не использованного в текущем финансовом году, на увеличение бюджетных ассигнований дорожного фонда в очередном финансовом году;

– приведение текстовых статей Законопроекта в соответствие с бюджетным законодательством.

 

 

[1] [4] Сводная бюджетная роспись по состоянию на 01.10.2019