На основании пункта 20.7 Плана работы на 2020 год Контрольно-счетной палатой города Севастополя проведена финансово-экономическая экспертиза проекта закона города Севастополя «О порядке определения границ на территории города Севастополя, прилегающих к зданию, строению, сооружению, земельному участку» (далее – законопроект) в соответствии со статьями 13, 18 Закона города Севастополя от 10.07.2014 года № 36-ЗС «О Контрольно-счетной палате города Севастополя».

Законопроект разработан с целью установления на территории города Севастополя единого порядка определения границ прилегающих территорий в отношении территорий общего пользования, которые прилегают (имеют общую границу) к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, в зависимости от расположения зданий, строений, сооружений, земельных участков в существующей застройке, вида их разрешенного использования и фактического назначения, их площади и протяженности указанной общей границы.

Законопроект разработан в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, вместе с тем, отдельные его нормы требуют корректировки.

  1. Наименование, статья 1, пункт 5 части 4 статьи 3 законопроекта синтаксически не согласованы. В связи с чем наименование и статью 1 после слова «границ» необходимо дополнить словом «территорий», пункт 5 части 4 статьи 3 после слов «по возможности» – словом «должны».

Кроме того, статья 1 законопроекта подлежит изложению в иной редакции, поскольку пункт 37 статьи 1 ГрК РФ не содержит требований, а дает понятие термину «прилегающая территория». В связи с чем рекомендуется текстовую часть статьи 1 изложить в редакции: «Настоящий Закон в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации устанавливает порядок определения в городе Севастополе границ территорий, прилегающих к зданию, строению, сооружению, земельному участку.».

  1. Часть 6 статьи 3 законопроекта рекомендуется изложить в иной редакции с учетом необходимости приведения наименования вида регионального государственного контроля (надзора) в соответствие с Перечнем видов регионального государственного контроля (надзора) и исполнительных органов государственной власти города Севастополя, уполномоченных на их осуществление, утвержденным распоряжением Правительства Севастополя от 13.03.2017 № 87-РП, а также с учетом пункта 9.5 Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 № 875-ПП.
  2. Законопроектом не урегулирован вопрос взаимодействия лиц, ответственных за эксплуатацию зданий, строений, сооружений, земельных участков, у которых возникают обязательства по содержанию прилегающей территории и уполномоченным исполнительным органом государственной власти города Севастополя.
  3. В части 10 статьи 3 законопроекта в целях устранения коррупциогенного фактора, определенного подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 («широта дискреционных полномочий») необходимо указать срок размещения утвержденных схем границ прилегающих территорий на сайте уполномоченного органа.
  4. Принятие законопроекта потребует внесения изменений в постановление Правительства Севастополя от 16.09.2016 №875-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя» в части определения полномочий по определению границ на территории города Севастополя, прилегающих к зданию, строению, сооружению, земельному участку.
  5. Принятие законопроекта потребует внесения изменений в постановление Правительства Севастополя от 03.11.2017 №844-ПП «Об утверждении Правил благоустройства территории города Севастополя», так как полномочие по организации работы, направленной на заключение органами местного самоуправления города Севастополя договоров на содержание и  благоустройство прилегающих территории, законопроектом органам местного самоуправления не передавалось.
  6. В части 2 статьи 3 законопроекта определено, что максимальная площадь прилегающей территории не может превышать минимальную площадь прилегающей территории более чем на тридцать процентов. Указанное ограничение создает риск невозможности соблюдения порядка определения границ прилегающих территорий.
  7. В части 9 статьи 3 законопроекта предусмотрена возможность изменения границ прилегающей территории. При этом законопроект не содержит нормы, устанавливающие порядок изменения ранее закрепленных границ прилегающих территорий и возможные случаи для такого изменения.
  8. Также частью 9 статьи 3 законопроекта предусмотрено, что схема границ прилегающих территорий входят в состав правил благоустройства и утверждаются Правительством Севастополя в соответствии с требованиями статьи 5.1 ГрК РФ.

Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность включения схем границ прилегающих территорий в состав правил благоустройства. Утверждение законопроекта в предложенной разработчиком законопроекта редакции влечет увеличение сроков утверждения границ прилегающих территорий и, соответственно, сроков возникновения обязательств по их содержанию у собственников и иных законных владельцев зданий, строений, сооружений и земельных участков.

  1. В законопроекте отсутствует норма, регламентирующая срок возникновения у собственников и иных законных владельцев зданий, строений, сооружений и земельных участков обязательства по содержанию прилегающих территорий.

Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация законопроекта может повлечь расходы из бюджета города Севастополя в объеме 3 461 638,0 руб. (расчет на 12 месяцев) на увеличение фонда оплаты труда Департамента городского хозяйства города Севастополя в связи с внесением изменений в структуру и штатную численность Департамента путем создания отдела организации схем прилегающей территории со штатной численностью 5 единиц.

В нарушение пункта 3 статьи 15 Закона №185-ЗС финансово-экономическое обоснование, предоставленное разработчиком законопроекта, не содержит расчеты в денежном выражении расходов бюджета города Севастополя в связи с реализацией законопроекта, в том числе на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период, а также за пределами планового периода в случае, если срок реализации решений, предлагаемых к принятию проектом нормативного правового акта, выходит за пределы планового периода, в связи с чем законопроект не соответствует критерию обоснованности.

Также пунктом 2.1.6 Соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов города Севастополя от 31.01.2020 №01-01-06/06-62, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и временно исполняющим обязанности Губернатора города Севастополя, предусмотрено обеспечение неувеличения численности работников органов государственной власти города Севастополя, пунктом 2.1.2 предусмотрено соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации, установленных Правительством Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, реализация законопроекта возможна только в пределах утвержденной штатной численности органов государственной власти города Севастополя и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Севастополя на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов на содержание государственных органов города Севастополя.

Результаты проведения финансово-экономической экспертизы законопроекта рассмотрены на Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя, утверждены постановлением Коллегии от 10.07.2020 № 28, направлены в адрес разработчика.

Версия сайта для слабовидящих