- Контрольно-счетная палата города Севастополя - http://ksp-sev.ru -

Информация о результатах проведения проведено контрольного мероприятия «Аудит эффективности управления государственным недвижимым имуществом города Севастополя» в Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя

На основании пункта 3 Плана работы на 2019 год [1], пункта 1 Плана работы на 2020 год [2] Контрольно-счетной палатой города Севастополя проведено контрольное мероприятие «Аудит эффективности управления государственным недвижимым имуществом города Севастополя» в Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – Департамент).

Информация о выявленных нарушениях/недостатках.

Деятельность Департамента по использованию государственного недвижимого имущества города Севастополя, направленная на удовлетворение общественных потребностей, решение поставленных социально-экономических задач и выполнение государственных функций в 2017- 2019 годах, признается неэффективной.

Организованная в настоящее время система управления собственностью города Севастополя не содержит детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью, а также мер ответственности за неисполнение полномочий в указанной сфере.

Региональные нормативные правовые акты не регулируют следующие правоотношения в сфере управления государственным имуществом: передачи объектов собственности города Севастополя в хозяйственное ведение и оперативное управление, изъятия имущества из хозяйственного ведения и оперативного управления предприятий и учреждений, контроля
за использованием и сохранностью объектов собственности города Севастополя, страхования объектов собственности города Севастополя, что негативно отразилось на процессе организации, принятии и исполнении Департаментом решений по учету, содержанию собственности города Севастополя, владению, пользованию и распоряжению таким государственным имуществом, а также полноте реализации полномочий по контролю за использованием по назначению собственности города Севастополя и ее сохранностью, администрировании доходов бюджета города Севастополя от использования государственного имущества.

Система оценки эффективности реализации государственной программы города Севастополя (далее государственная программа) «Развитие земельных и имущественных отношений в городе Севастополе» не позволяет в полной мере оценить степень решения поставленных задач в достижении установленных целей.

Установленные 11 из 15 целевых индикаторов в Подпрограмме 1 государственной программы (73 %) не являются количественными характеристиками результата достижения цели государственной программы.

16 основных мероприятий Подпрограммы 1 государственной программы (53%) не увязаны с целевыми показателями, цели реализации 4 основных мероприятий Подпрограммы 1 (13%) не соответствуют целям и задачам государственной программы.

В государственной программе отсутствуют мероприятия, реализация которых направлена на увеличение неналоговых доходов, что не в полной мере отражает реализацию Департаментом возложенных на него полномочий по администрированию доходов бюджета города Севастополя в части средств от реализации, использования имущества, находящегося в собственности города Севастополя, и осуществлению контроля за поступлением в бюджет города Севастополя средств от продажи, аренды, иного использования имущества, находящегося в собственности города Севастополя.

Полный и достоверный учет государственного недвижимого имущества города Севастополя не обеспечен.

Отсутствует категоризация объектов, цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов) не определены.

Реестр собственности города Севастополя не содержит достоверные и полные сведения (информацию), необходимые для эффективного управления имуществом с целью вовлечения в гражданский оборот, в том числе о количестве объектов недвижимого имущества, принадлежащих городу Севастополю, правообладателе, описании объекта учета, позволяющих его идентифицировать (кадастровый номер; технические характеристики), стоимостных характеристиках (первоначальная/остаточная стоимость), иных сведений, необходимых для управления и распоряжения имуществом города Севастополя.

Полнота регистрации прав на государственное недвижимое имущество города Севастополя в установленном законом порядке, не обеспечена.

Инвентаризационные мероприятия в отношении объектов недвижимого имущества казны на системной основе в соответствии с требованиями действующего законодательства Департаментом не проводятся, в том числе не проводится проверка фактического наличия объектов имущественной казны и определение их технического состояния, сопоставление фактического наличия объектов имущественной казны с данными бухгалтерского учета, выявление неиспользуемых, неэффективно используемых или используемых не по назначению объектов имущественной казны, а также нарушений их использования.

Департаментом не организовано проведение на постоянной основе сверки сведений Реестра собственности города Севастополя и иных информационных систем, документальных и иных проверок правообладателей, связанных с учетом имущества города Севастополя, и своевременность действий по актуализации данных, содержащихся в Реестре собственности города Севастополя.

Полное и своевременное выполнение мероприятий государственной программы Департаментом не обеспечено.

Основные мероприятия Подпрограммы 1 государственной программы «Подготовка технических планов на недвижимое имущество, кадастровые работы в отношении объектов, являющихся собственностью города Севастополя, с целью постановки на государственный кадастровый учет и последующей регистрации права собственности за городом Севастополем» и «Проведение оценки предприятий, объектов движимого и недвижимого имущества, а также земельных участков, на которых расположены отдельно стоящие здания, строения и сооружения, для постановки на учет, передачи в аренду, отчуждения (приватизации)» реализованы в 2017 году на уровне – 14,4% и 67,7%, в 2018 году – 34,3% и 96,4%, в 2019 году – 77,3%и 94,3% соответственно.

Достижение показателей целевых индикаторов эффективности реализации государственной программы Департаментом не обеспечено.

Не достигнуты значения 5-ти (33%) из 15 показателей целевых индикаторов, установленных для оценки реализации Подпрограммы 1 государственной программы, в том числе значение показателя «процент выполнения плановых показателей по доходам бюджета города Севастополя от использования и приватизации государственной собственности города Севастополя» – 100%.

Несмотря на устойчивую в течение последних 3-х лет тенденцию роста общего объема неналоговых доходов, получаемых от использования государственного недвижимого имущества города Севастополя, неисполнение плановых показателей по доходам от продажи земельных участков, перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий, является основанием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом.

Департаментом не организована эффективная система контроля и сохранности недвижимого имущества города Севастополя.

Так, государственное недвижимое имущество города Севастополя не застраховано, объекты, пригодные для эксплуатации, системой пожарной безопасности не обеспечены, что создает риски гибели (утраты) государственного имущества и препятствует восстановлению погибшего (поврежденного) государственного имущества за счет внебюджетной компенсации ущерба, нанесенного объектам государственной собственности.

Мониторинг состояния объектов недвижимости имущественной казны города Севастополя Департаментом за период 2017-2019 годов не проводился, что создает риски полной утраты объектов недвижимого имущества или приведение их в состояние не пригодное к использованию.

Консервация 88% объектов незавершенного строительства имущественной казны города Севастополя не проведена, что создало риски утраты таких объектов, не способствует вовлечению в гражданский оборот, увеличению доходов бюджета города Севастополя от эффективного использования объектов имущественной казны.

Доля неналоговых доходов от использования, вовлеченного
в гражданский оборот недвижимого имущества (без учета земельной составляющей) в 2017-2019 годах в среднем составила 18,3%, при этом доля доходов от продажи недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности города Севастополя, составила 6,1 %, в том числе от продажи (приватизации) объектов – 0,6 %.

Показатель доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества (без учета земельной составляющей) снижался в проверяемом периоде в среднем на 6 процентных пунктов ежегодно.

Доля площади объектов недвижимости (зданий, помещений), вовлекаемых в гражданский оборот, в общей площади объектов недвижимости государственной формы собственности в среднем за проверяемый период ежегодно снижается на 3,5%.

По состоянию на 01.01.2020 доля объектов недвижимого государственного имущества (без учета земельной составляющей), переданных в аренду, составляет 2 % в общем количестве нераспределенного имущества казны (7 050 единиц).

Не обеспечен надлежащий уровень работы по взысканию в бюджет города Севастополя дебиторской задолженности по арендным платежам, размер дебиторской задолженности за три года по сравнению с базовым периодом 2016 года (на 01.01.2017) увеличился практически в 3 раза (с 182,9 млн. руб. на 01.01.2017 до 525,8 млн. руб. на 01.01.2020).

При расходовании средств бюджета города Севастополя на реализацию мероприятий Подпрограммы 1 «Развитие имущественных отношений в городе Севастополе» допущены нарушения бюджетного законодательства на сумму 16 748,11 тыс. руб. или 13,4% от общего объема бюджетных средств, направленных Департаментом в 2017-2019 годах на закупку товаров, работ и услуг (125 325,9 тыс. руб.), в том числе неэффективно использованы – 3 320,6 тыс. рублей.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание города Севастополя, Временно исполняющему обязанности Губернатора города Севастополя.

По результатам контрольного мероприятия, с целью устранения выявленных нарушений, недопущения их в дальнейшей деятельности внесено представление руководителю Департамента с предложением рассмотреть результаты контрольного мероприятия и разработать план мероприятий по устранению выявленных нарушений.