Экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка качества и доступности медицинской помощи, оказываемой детскому населению в амбулаторных условиях» проведено в соответствии с пунктом 11 Плана работы Контрольно-счетной палаты города Севастополя на 2022 год, распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 21.03.2022 № 34.

Здоровье ребенка сегодня – здоровье нации завтра, а это залог ее устойчивого развития и процветания. В этой связи построение общедоступной и эффективной системы здравоохранения является важнейшим приоритетом государственной политики.

Оказание медицинской помощи детям – одна из задач Целей устойчивого развития, утвержденных Организацией Объединенных Наций.

В рамках национального проекта «Здравоохранение» здоровью и благополучию детей уделено немало внимания. Сформированы отдельные региональные проекты «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» и «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», ключевыми целями которых являются «обеспечение доступности для детей детских поликлиник и детских поликлинических отделений с созданной современной инфраструктурой оказания медицинской помощи» и «повышение качества и доступности медицинской помощи детям и снижение детской смертности».

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Важнейшей задачей повышения качества и доступности первичной медико-санитарной помощи детям является достижение уровня материально-технической базы детских поликлиник, соответствующего современным мировым стандартам.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено, что созданная Департаментом здравоохранения города Севастополя система первичной медико-санитарной помощи в городе Севастополе требует совершенствования для обеспечения соответствия принципам охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий, приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи, приоритета охраны здоровья детей, доступности и качества медицинской помощи.

Меры по реализации полномочий в сфере охраны здоровья и бюджетных полномочий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи детям в городе Севастополе приняты не в полном объеме.

Особого внимания требует организация мероприятий, направленных на снижение младенческой смертности, смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет, а также снижение смертности детей от внешних причин.

Коэффициент младенческой смертности на 1 000 родившихся живыми за 2021 год составил 4,7, что выше показателя по РФ (4,6), с годовым увеличением к 2020 году на 1,2%. Коэффициент детской смертности в 2021 году составил 34,81 на 100 тыс. детей соответствующего возраста, что на 19,5% превышает показатель 2020 года (29,13), при этом ниже планового (40,2).

В 2021 году отдельные показатели снижения детской смертности не достигнуты, в том числе:

– младенческая смертность превышена на 1,3 случая на 1000 человек, родившихся живыми;

– смертность детей в возрасте от 0 до 4 лет – на 0,9 случаев на 1000 детей, родившихся живыми.

В 2021 году достигнут показатель детской смертности в возрасте от 0 до 17 лет – 34,81 на 100 000 детей соответствующего возраста при плановом 40,2.

1. Система нормативных актов, регламентирующих правовой статус системы здравоохранения детей города Севастополя и порядок реализации полномочий ее участников, остается незавершенной, нормативные правовые акты, регулирующие организацию медицинской помощи детям, требуют актуализации,
в том числе:

– Концепция развития государственного здравоохранения города Севастополя на 2019 – 2024 годы в связи с невыполнением в полном объеме запланированных мероприятий первого (до 2020 года) и второго (до 2022 года) этапов ее реализации,

– государственная программа города Севастополя «Развитие здравоохранения в городе Севастополе», утвержденная постановлением Правительства Севастополя от 23.12.2021 № 697-ПП, не в полной мере соответствует принципам стратегического планирования,

– порядок организации оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним, утвержденный приказом Департамента от 28.01.2020 № 116, требует внесения изменений для приведения в соответствие правилам организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям в Российской Федерации, утвержденным приказом Минздрава от 07.03.2018 № 92н,

– организация оказания детям медицинской помощи по профилям «детская кардиология», «детская онкология» нормативно не урегулирована,

– порядок лицензирования медицинской деятельности, утвержденный приказом Департамента от 15.04.2016 № 439, не в полной мере соответствует действующему федеральному законодательству.

2.Предусмотренные документами стратегического планирования, в том числе государственной программой, мероприятия по развитию первичной медико-санитарной помощи детям и значения целевых показателей, недостаточны для достижения необходимого социально-экономического эффекта от реализации государственной политики в сфере здравоохранения в условиях значительного роста численности детского населения.

Требуется проведение комплексного анализа и оценки результатов, проведенных в 2018-2019 годах реорганизационных мероприятий и их влияния на качество и доступность первичной медико-санитарной помощи детям.

3. Запланированные до 2021 года мероприятия по дооснащению детских поликлиник/детских поликлинических отделений медицинских организаций медицинскими изделиями и реализации организационно-планировочных решений внутренних пространств, обеспечивающих комфортность пребывания детей и их родителей при оказании первичной медико-санитарной помощи, в соответствии с требованиями приказа Минздрава № 92н в полном объеме реализованы, ожидаемые результаты достигнуты не в полной мере. Уровень фактического оснащения детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций города Севастополя, подведомственных Департаменту здравоохранения города Севастополя, медицинскими изделиями не превышает 61,6%, при целевом показателе «дооснащение 95% детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций города Севастополя медицинскими изделиями с целью приведения в соответствие с требованиями приказа Минздрава № 92н».

Предусмотренные документами стратегического планирования, в том числе государственной программой, мероприятия по развитию первичной медико-санитарной помощи детям достигнуты частично, в связи чем требуется их актуализация с учетом влияния демографических факторов, связанных с прогнозируемым ростом численности детского населения Севастополя.

4. Документы стратегического планирования подлежат актуализации в связи с необходимостью увеличения мощности МО, оказывающих медицинскую помощь детям в амбулаторных условиях, для удовлетворения потребности детского населения города Севастополя и обеспечения качества и доступности первичной медико-санитарной помощи с учетом прогнозной численности детского населения на горизонте до 2030 года.

Прогноз численности детского населения г. Севастополя на горизонте до 2030 года, тыс. чел.

Прогнозный дефицит общей мощности детской поликлинической сети к 2030 году с учетом ввода новых (новое строительство, реконструкция, капремонт) и выбытия (закрытие) мощностей по низкому варианту прогноза численности детского населения составит 869 посещений в смену.

Динамика дефицита мощности детской поликлинической сети*, посещений в смену

*без учета фактического количества открытых участков и планируемого ввода новых мощностей (новое строительство, реконструкция, капремонт) и выбытия (закрытие).

5. Анализ фактического состояния детской поликлинической сети города Севастополя показал, что из общей мощности медицинских организаций (2 015 посещений в смену) только 31% зданий (631 посещений в смену) не требуют реконструкции и ремонтов, 50% (996 посещений в смену) находятся в аварийном состоянии, требуют сноса, реконструкции, капитального ремонта, 19% (388 посещений в смену) закрыты, из них 7% мощности (150 посещений в смену) – в связи с аварийным состоянием здания, 12% (238 посещений в смену) – в настоящее время проводитсякапитальный ремонт.

Фактическая мощность МО ( посещений в смену)

Расположение 35 % детских поликлиник в приспособленных помещениях (первые этажи жилых домов, пристройки и т. д.), делает невозможным размещение тяжелого оборудования (рентгеновское оборудование, видеоэндоскопические стойки) на площадях поликлиник.

6. Доступность зданий для инвалидов и других маломобильных групп населения в полном объеме не обеспечена, так 10 из 36-ти зданий (28%) не оснащены пандусами, в 32 зданиях (86%) отсутствуют подъемники, в 30-ти зданиях (83%) отсутствуют кнопки вызова медицинского персонала для сопровождения пациента, звуковой/световой индикацией обустроено всего одно здание (2,7%). Во всех зданиях, введенных в эксплуатацию после проведения капитального ремонта, мероприятия по обеспечению доступности выполнены.

7. Уровень удовлетворенности первичной медико-санитарной помощью в амбулаторных условиях, полученной несовершеннолетними в 2021 году, снизился по сравнению с 2019 годом (65,5%) на 3,1 процентного пункта и составил 62,4%, а в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь амбулаторно, предусматривающих планировочные решения внутренних пространств, обеспечивающих комфортность пребывания пациентов, включая организацию открытой регистратуры с информатом, электронного табло с расписанием приема врачей, колл-центра, системы навигации, зоны комфортного пребывания в холлах и оснащение входа автоматическими дверями, снизился по сравнению с 2019 годом (54,8%) на 9,2 процентного пункта, составив 45,6 %.

8. Требования к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения исходя из потребностей населения (приказ Минздрава № 132н) соблюдены не в полной мере.

Превышение норматива допустимой рекомендуемой численности обслуживаемого (прикрепленного) населения в детских поликлиниках ГБУЗ «Городская больница № 5 – «ЦОЗМИР» составляет: в детской поликлинике № 1 – 5,4 тыс. детей, в детской поликлинике № 2 – 8,2 тыс. детей.

9. Несмотря на реализацию Правительством Севастополя ряда мер, направленных на снижение кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детскому населению в амбулаторных условиях, проблема дефицита медицинских кадров остается актуальной. Особенно ее влияние определяется значительным ростом численности детского населения.

Обеспеченность потребности штатов основного врачебного персонала по городу Севастополю в периоде 2019-2021гг, шт. ед.

При росте общего числа детского населения с 2019 года до 2021 года на 17 077 человек и при существующей потребности во врачах-педиатрах участковых в количестве 125,68 должностей, их штатная численность по городу Севастополю составила на конец 2021 года 96,5 должностей, что увеличило врачебную нагрузку на отдельных участках вдвое, превысив рекомендуемую (800 детей на участок). Фактическая численность занятых должностей врачей-педиатров участковых в 2021 году составила 96,5 единиц или 76,8 % от потребности.

Целевой показатель (индикатор) государственной программы «Укомплектованность медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь детям (доля занятых физическими лицами должностей от общего количества должностей в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях), нарастающим итогом: врачами-педиатрами за 2021 год – 80,35%» не достигнут.

Обеспеченность медицинских организаций, оказывающих помощь детскому населению, врачебными кадрами основных специализаций в 2019 году составила 75,7%, в 2020 году – 72,6%, в 2021 году – 73,4%.

Кадровый дефицит составил в 2019 году 58,5, в 2020 году – 67,5, в 2021 – 64,25 шт. единиц.

11. Основной проблемой, препятствующей обеспечению доступности и качества медицинской помощи и получению лицензии на осуществление медицинской деятельности государственными медицинскими организациями, остается несоответствие занимаемых зданий, строений и помещений санитарно-эпидемиологическим требованиям, что делает невозможным получение положительного санитарно-эпидемиологического заключения на помещения.

Степень износа отдельных капитальных строений составляет 80 – 100%, пространственные характеристики большинства помещений требуют увеличения их площадей в 1,5 – 2 раза, большинство инженерных сетей подлежит полной замене. Некоторые помещения не оборудованы системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, помещения не оснащены лифтовыми системами, не во всех помещениях подведено горячее водоснабжение, в некоторых амбулаториях отсутствует система канализации.

В настоящее время по причинам неудовлетворительного состояния зданий, проведения капитальных ремонтов первичная медико-санитарная помощь детям оказывается в 30 зданиях (из 37) общей площадью 15 737,7 м2, что составляет 85% имеющегося фонда.

Правительству Севастополя, Департаменту необходимо продолжить реализацию государственных программ, планов («Дорожных карт») по строительству (капитальному ремонту, реконструкции, модернизации) объектов здравоохранения, обеспечив их актуализацию и определив ресурсное обеспечение указанных мероприятий.

12.  Медицинскими организациями, оказывающими помощь детям в амбулаторных условиях, в 2019-2021 годах не в полном объеме обеспечено выполнение гарантированных объемов медицинской помощи детям в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Динамика выполнения объемов амбулаторной помощи –  посещения  с профилактической и иными целями, в 2019-2021 годах

Динамика выполнения объемов амбулаторной помощи –  обращения в связи с заболеваниями, в 2019-2021 годах

Медицинская помощь детям с онкологическими заболеваниями обеспечивается в порядке проведения телемедицинских консультаций, направления пациентов в профильные федеральные клиники. Для приближения амбулаторной онкологической помощи необходимо привлечение штатного детского онколога.

Объемы медицинской помощи по профилактическим медицинским осмотрам несовершеннолетних в 2020-2021 годах выполнены частично, в том числе – в связи с введенными ограничениями, связанными с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия утвержден постановлением Коллегией Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 10.10.2022 № 79 и направлен в Законодательное Собрание города Севастополя, Губернатору города Севастополя, Департаменту здравоохранения города Севастополя.

Версия сайта для слабовидящих