На Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя рассмотрены результаты проведения экспертизы проекта постановления Правительства Севастополя «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Обеспечение общественной безопасности в городе Севастополе на 2017-2020 годы», которые утверждены постановлением Коллегии от 22.11.2016 № 61.
Согласно проекту Программы, ее реализация направлена на повышение эффективности проводимых мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, охране общественного порядка и противодействию преступности, противодействию незаконному обороту наркотиков, коррупции, экстремизму и терроризму, смягчению негативных последствий пожаров, аварий, стихийных бедствий и других происшествий, угрожающих жизни, здоровью и имуществу граждан, а также по формированию безопасной среды обитания в городе Севастополе на основе комплексной информатизации органов местного самоуправления, при этом, использование в формулировке цели выражения «повышение эффективности проводимых мероприятий» не позволяет подобрать показатель конечного результата и не является конкретным, релевантным, не может быть измерено показателями конечных результатов и в конечном счете не является достижимым.
Проект Программы не прошел общественное обсуждение и предварительное обсуждение на заседаниях общественных советов ответственных исполнителей.
В проекте Программы отсутствует анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации проекта Программы, что не способствует формированию целей и постановке задач, включающих характеристику итогов реализации государственной политики в этой сфере, оценку прогноза ожидаемых результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, а именно социально-экономический эффект от реализации мероприятий.
Проект государственного программы «Обеспечение общественной безопасности в городе Севастополе на 2017-2020 годы» в основном соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации и города Севастополя, нормативным правовым актам, регулирующим сферу деятельности, в которой предполагается реализация государственной программы.
Общий объем бюджетных ассигнований на обеспечение Программы предусмотрен в сумме 3 313 829,80 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета – 421 200,00 тыс. руб., за счет средств бюджета города Севастополя – 2 611 921,40 тыс. руб., за счет внебюджетных источников — 280 708,40 тыс. рублей.
В рамках Программы предусмотрена реализация девяти подпрограмм:
Подпрограмма 1 «Реализация мероприятий по развитию и совершенствованию Севастопольской городской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2017–2020 годы»;
Подпрограмма 2 «Реализация мероприятий по поддержанию в готовности сил Гражданской защиты города Севастополя к действиям по предназначению при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на 2017–2020 годы»;
Подпрограмма 3 «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и элементов АПК «Безопасный город» на территории города Севастополя на 2017 год»;
Подпрограмма 4 «Реализация мероприятий в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях в пределах административных границ города федерального значения Севастополя на 2017–2020 годы»;
Подпрограмма 5 «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории города Севастополя на 2017–2019 годы»;
Подпрограмма 6 «Противодействие незаконному обороту наркотиков на 2017–2019 годы»;
Подпрограмма 7 «Противодействие коррупции в городе Севастополе на 2017–2019 годы»;
Подпрограмма 8 «Предупреждение правонарушений в городе Севастополе на 2017–2019 годы»;
Подпрограмма 9 «Профилактика экстремизма и терроризма в городе Севастополе на 2017–2020 годы».
При формировании подпрограмм в рамках проекта Программы
не соблюден подход целеполагания, установленный Методическими рекомендациями по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации.
Формулировки задач в отдельных случаях не конкретны, содержат
в себе множественность задач и указания на другие задачи, отражают процесс, а не результат.
Набор мероприятий является достаточным для решения задач подпрограмм, однако отдельные задачи не увязаны с мероприятиями.
В отдельных случаях целевые индикаторы представлены без увязки
с задачами подпрограмм. Система индикаторов, сформированная разработчиком проекта Программы, не в полной мере соответствует принципам необходимости и достаточности для достижения цели проекта Программы. Отдельные целевые индикаторы не информативны и не позволяют в достаточной степени оценить достижение поставленной цели и решение задач проекта Программы.
Целевые показатели, характеризующие реализацию основных мероприятий 1, 2, 3, 4 Подпрограммы 1, не имеют количественного значения:
– уровень защищенности территории взорванных Инкерманских штолен;
– показатель достижения плановых значений накопления материального резерва для предупреждения чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени;
– показатель достижения плановых значений накопления материального резерва для предупреждения чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций военного времени;
– доля населения города Севастополя гарантированно оповещенная и проинформированная об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе и при ведении военных действий;
– доля населения, проживающего или находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации гарантированно и своевременно оповещенная, и проинформированная достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации.
Таким образом, данные целевые показатели представлены в системе показателей формально, что затрудняет осуществление контроля за ходом реализации государственной программы и достижением ожидаемого результата.
Комплексный план (проект плана) действий по годам реализации Программы разработчиком не представлен, что не соответствует пунктам 2.8, 7.4 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 24.12.2014 № 643, что ставит под угрозу эффективность осуществления контроля за ходом реализации программы и, соответственно, расходованием бюджетных средств.
Кроме того, значения показателей (индикаторов) за отчетный, текущий и очередной год отсутствуют, что не соответствует требованиям подпункта «б» пункта 3.4 и приложения 2 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 24.12.2014 № 643 , следовательно, в отсутствие базовых значений показателей (индикаторов) оценить их достижимость не представляется возможным, что не позволит количественно характеризовать ход реализации, решения основных задач и достижения целей государственной программы.
Необоснованный объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации основных мероприятий проекта Программы составляет 2 121 288,48 тыс. рублей или 64 %, что создает риски не достижения поставленных целей и задач проекта Программы, и, как следствие, риски неэффективного использования средств бюджета города Севастополя.
Таким образом, проект Программы подлежит корректировке
и доработке в части устранения указанных в настоящем заключении нарушений и замечаний.
Результаты проведения финансово-экономической экспертизы проекта постановления Правительства Севастополя «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Обеспечение общественной безопасности в городе Севастополе на 2017-2020 годы» направлены в адрес разработчика – Департамента общественной безопасности города Севастополя.