Контрольно-счетной палатой города Севастополя проведена финансово-экономическая экспертиза проекта государственной программы «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017-2020 годы».
Целью реализации проекта государственной программы является создание комфортной среды и улучшение условий жизни населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Общий объем бюджетных ассигнований на обеспечение программы предусмотрен в сумме 27 712 695,4 тыс. рублей.
Проект государственной программы включает 5 подпрограмм:
Подпрограмма 1 «Улучшение технического состояния и развитие жилищного хозяйства города Севастополя»;
Подпрограмма 2 «Развитие коммунальной теплоэнергетики города Севастополя»;
Подпрограмма 3 «Развитие водоснабжения и водоотведения города Севастополя»;
Подпрограмма 4 «Развитие благоустройства города Севастополя»;
Подпрограмма 5 «Газификация города Севастополя;
Подпрограмма 6 «Содержание государственных казенных учреждений и субсидии юридическим лицам в сфере жилищно-коммунальных услуг»
Проект государственной программы «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017-2020 годы» в основном соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации и города Севастополя, нормативным правовым актам, регулирующим сферу деятельности, в которой предполагается реализация государственной программы.
В тоже время, экспертизой установлены риски возникновения нарушений законодательства Российской Федерации, а, следовательно, риски незаконного и неэффективного использования бюджетных средств:
по четырем мероприятиям (1.1,1.2,1.3,1.5) основного мероприятия 1 Подпрограммы 1 возможен риск возникновения нарушений Бюджетного и Жилищного кодексов Российской Федерации;
по восьми мероприятиям (1.3-1.9) основного мероприятия 1, основным мероприятиям 2,3,4 Подпрограммы 2, по шести мероприятиям (1.3-1.7,1.10) основного мероприятия 1, по восьми мероприятиям (2.1,2.4,2.6-2.8 ,2.11-2.13) основного мероприятия 2, основным мероприятиям 3,4 Подпрограммы 3 возможен риск возникновения нарушений Бюджетного и Гражданского кодексов Российской Федерации, Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Содержание и структура проекта государственной программы не в полной мере соответствует требованиям установленным постановлением Правительства Севастополя от 24.12.2014 № 643 «О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ города федерального значения Севастополя», а именно:
- в нарушение пункта 1.9. проект Программы не прошел общественное обсуждение и предварительное обсуждение на заседаниях общественных советов ответственных исполнителей;
- в нарушение пункта 3.4 не в полной мере дана характеристика фактического состояния сферы реализации проекта Программы и прогноз развития на перспективу;
- в нарушение подпункта «г» пункта 3.4 не в полном объеме отражены меры правового регулирования проекта Программы;
- отсутствует комплексный план действий по реализации государственной программы на текущий год и плановый период» (приложение 9), содержащий перечень наиболее важных, социально значимых контрольных событий с указанием сроков их реализации
- в паспорте проекта программы неправомерно в качестве программно-целевого инструмента проекта Программы указана федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 № 790.
- в нарушение подпункта «б» пункта 3.4 и приложения 2 значения показателей (индикаторов) за отчетный, текущий и очередной год отсутствуют, а, следовательно, в отсутствие базовых значений показателей (индикаторов) оценить их достижимость не представляется возможным, что также не позволит количественно характеризовать ход реализации, решения основных задач и достижения целей государственной программы;
- в нарушение подпункта «ж» пункта 3.4. отсутствует информация об источниках и механизме привлечения внебюджетных средств.
При разработке проекта Программы разработчиком не приняты во внимание положения Приказа № 582 и Методических рекомендаций по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации в части определения цели проекта Программы. Разработчиком определена цель реализации проекта Программы -создание комфортной среды и улучшение условий жизни населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, формулировка которой является некорректной, нечеткой, неизмеримой не согласована с названием проекта Программы, не позволяет определить конечный результат реализации государственной программы.
В проекте Программы отсутствует анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации проекта Программы, что не способствует формированию целей и постановке задач, включающих характеристику итогов реализации государственной политики в этой сфере, оценку прогноза ожидаемых результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, а именно социально-экономический эффект от реализации мероприятий, например, снижение размера платы граждан за коммунальные услуги, снижения расходов бюджетных организаций на оплату коммунальных услуг вследствие применения ресурсоснабжающими организациями энергосберегающих технологий, ремонта сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, приобретения спецтехники за счет средств бюджета города Севастополя с расчетом размеров соответствующих тарифов.
При формировании подпрограмм в рамках проекта Программы
не соблюден подход целеполагания, установленный Методическими рекомендациями по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации.
Так, целью Подпрограммы 5 является реализация государственной политики по обеспечению населения Севастополя природным газом. При этом в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» разработка и реализация государственной политики в области газоснабжения относится к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Формулировки задач в отдельных случаях не конкретны, содержат
в себе множественность задач и указания на другие задачи, отражают процесс, а не результат.
Набор мероприятий не является достаточным для решения задач подпрограмм, отдельные задачи не увязаны с мероприятиями, а некоторые мероприятия дублируют задачи подпрограмм.
Так, выполнение основного мероприятия 1 «Содержание государственных казенных учреждений» и основного мероприятия 3 «Имущественный взнос в некоммерческую организацию «Фонд содействия капитальному ремонту города Севастополя» (субсидия)» не направлены на решение цели Подпрограммы 6 проекта Программы – обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг населению города Севастополя, а, следовательно, необоснованно включены в ее состав.
В отдельных случаях целевые индикаторы представлены без увязки
с задачами подпрограмм. Система индикаторов, сформированная разработчиком, не в полной мере соответствует принципам необходимости и достаточности для достижения цели проекта Программы. Отдельные целевые индикаторы не информативны и не позволяют в достаточной степени оценить достижение поставленной цели и решение задач проекта Программы.
Значение показателей (индикаторов) «Доля замененных сетей теплоснабжения в общей протяженности сетей теплоснабжения», «Количество автоматических систем управления на объектах теплоснабжения» указанных в паспорте Подпрограммы 2 в строке «Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы 2» не соответствует значению, указанному в Приложении №1 проекта Программы.
В разделе «Объем и источники финансирования Программы» паспорта проекта Программы в показателе «Внебюджетные источники» установлена арифметическая ошибка- указано значение «1 166 467,5 тыс. рублей» вместо «1 166 467,20 тыс. рублей».
В разделе «Объем и источники финансирования Подпрограммы 5» паспорта подпрограммы в показателе «Общий объем финансирования программы» установлена арифметическая ошибка- указано значение «1 910 976,1 тыс. рублей» вместо «1 910 976,7 тыс. рублей».
Необоснованный объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации основных мероприятий проекта Программы, составляет 14 085 885,30 тыс. рублей или 50,8%, что создает риски недостижения поставленных целей и задач проекта Программы, и, как следствие, риски неэффективного использования средств бюджета города Севастополя.
Результаты проведения экспертизы утверждены постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 09.11.2016 № 56 и направлены в адрес разработчика.