Контрольно-счетной палатой города Севастополя завершена финансово-экономическая экспертиза проекта Закона города Севастополя «О бюджете города Севастополя на 2017 год».
Перечень документов и материалов, представленных одновременно
с законопроектом, по своему составу и содержанию в основном соответствует требованиям статей 184.1, 184.2 Бюджетного кодекса РФ, статьи 24 Закона города Севастополя «О бюджетном процессе в городе Севастополе».
Вместе с тем в нарушение требований статьи 174.2 Бюджетного кодекса РФ, пункта 3 статьи 16, статьи 24 Закона города Севастополя «О бюджетном процессе в городе Севастополе» и пунктов 1.3 Порядка и 1.7 Методики планирования бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя, утвержденного приказом Департамента финансов города Севастополя от 30.04.2015 № 74/1 одновременно с законопроектом не в полном объеме представлены расчеты и обоснования бюджетных ассигнований главных распорядителей бюджетных средств.
Планирование бюджетных ассигнований, в соответствии с требованиями статьи 174.2 Бюджетного кодекса РФ, части 3 статьи 16 Закона города Севастополя «О бюджетном процессе в городе Севастополе» и пунктов 1.3 Порядка и Методики планирования бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя, утвержденного приказом Департамента финансов города Севастополя от 30.04.2015 № 74/1, должно осуществляться с учетом государственного задания на очередной финансовый год, однако в нарушение указанных норм государственные задания, расчеты объемов финансового обеспечения выполнения государственного задания не представлены.
В нарушение требований статьи 172 Бюджетного кодекса РФ, пункта 5 статьи 9, пункта 2 статьи 13 Закона города Севастополя «О бюджетном процессе в городе Севастополе» проект бюджета сформирован без учета прогноза СЭР,
о чем свидетельствует применение при планировании поступлений и бюджетных ассигнований главными администраторами бюджетной системы индексов – дефляторов, отличных от утвержденных в прогнозе СЭР, что влечет за собой риски недостижения прогнозных показателей исполнения доходной и расходной частей бюджета и условности их прогноза.
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Севастополя также определены без учета прогнозных показателей СЭР города Севастополя на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг., что свидетельствует об условности и формализации данного документа.
Общий объем прогнозируемых на 2017 год доходов составляет 30 514 129,0 тыс. рублей.
Экспертизой установлено расхождение прогноза налоговых поступлений, рассчитанных главным администратором доходов – УФНС по городу Севастополю, от прогноза, представленного в законопроекте без соответствующих расчетов и обоснований, что свидетельствует об условности прогноза и создает риски недопоступления налогов и неналоговых поступлений в бюджет города Севастополя
С целью соблюдения принципа полноты отражения доходов, расходов
и источников финансирования дефицитов бюджетов (статья 32 Бюджетного кодекса РФ) пункт 1 статьи 1 законопроекта подлежит приведению
в соответствие с положениями Бюджетного кодекса РФ – утверждение объема поступлений доходов в соответствии с бюджетной классификацией по кодам видов (подвидов) доходов в бюджет города Севастополя на 2017 год отдельным приложение к тексту законопроекта.
Включение в часть 2 статьи 12 Законопроекта подпункта 6, предусматривающего в качестве оснований предоставления субсидий государственным унитарным предприятиям возмещение затрат, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, за счет средств резервного фонда Правительства Севастополя, противоречит статье 81 Бюджетного кодекса РФ, частью 4 которой императивно установлены основания использования резервного фонда на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, которыми по смыслу статьи 179 Бюджетного кодекса РФ не являются расходы, включенные в состав мероприятий государственных программ и подлежит корректировке с учетом изложенных замечаний законодательства Российской Федерации.
Включение в часть 2 статьи 12 Законопроекта подпункта 1, предусматривающего в качестве оснований предоставления субсидий юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в случае оказания мер социальной поддержки, содержит некорректную формулировку, подлежит корректировке.
Включение в статью 14 законопроекта пункта 4 в представленной
к экспертизе редакции противоречит требованиям статьи 217 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей исключительный перечень случаев внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решением руководителя финансового органа без внесения изменений в закон о бюджете.
Общий объем расходов проекта бюджета города Севастополя на 2017 год запланирован на уровне 34 514 129,0 тыс. рублей, в том числе программные мероприятия в объеме 30 330 463,4 тыс. руб., что в свою очередь на 9 150 868,6 тыс. руб. ниже уровня, утвержденного на 2017 год в государственных программах – 39 481 332,1 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 17 Закона города Севастополя
от 14.08.2014 № 59-ЗС «О бюджетном процессе в городе Севастополе» государственные программы города Севастополя подлежат приведению
в соответствие с законом о бюджете не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу.
Экспертизой установлено планирование не обоснованных в нарушение требований статьей 37, 174.2 Бюджетного кодекса РФ (неподтвержденных соответствующими обоснованиями (расчетами), иными документами) бюджетных ассигнований в объеме 11 855 144,59 тыс. руб. или 34,3 % от общего объема запланированных расходов, что создает риски неэффективного использования или использования не в полном объеме средства бюджета города Севастополя.
В нарушение статьи 24 Закона города Севастополя
от 14.08.2014 № 59-ЗС «О бюджетном процессе в городе Севастополе»
к экспертизе не представлены обоснования прогнозируемых собственных доходов по каждому муниципальному образованию города Севастополя, подтверждающие обоснованность использования формул для определения общего объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в соответствии с пунктами 3-7 Методики в общем объеме бюджетных ассигнований 79 938,1 тыс. рублей.
По результатам экспертизы проекта закона о бюджете Контрольно-счетная палата города Севастополя рекомендует следующие подходы исполнения бюджета города Севастополя в 2017 году:
– эффективное осуществление администрирования доходов бюджета города Севастополя, включающее себя принятие мер по сокращению задолженности по налогам и сборам;
– активизация мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, снижение необоснованных и неэффективных расходов;
– введение норм об ответственности руководителей государственных органов исполнительной власти города Севастополя, допускающих увеличение действующих или введению новых расходных обязательств в 2017 году, в том числе ответственность за достоверность планирования и сроков исполнения бюджета;
– оптимизация действующих расходных обязательств и перераспределение имеющихся ресурсов на наиболее приоритетные направления социально-экономического развития.
Результаты проведения экспертизы утверждены постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 23.12.2016 № 70.