На основании пункта 4 Плана работы Контрольно-счетной палаты города Севастополя на 2021 год, проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и эффективности использования средств бюджета города Севастополя, предоставленных в 2020 году в форме субсидии ГБУ «Парки и скверы» на реализацию мероприятий подпрограммы 4 «Развитие благоустройства города Севастополя», подпрограммы 9 «Ремонт и капитальный ремонт, благоустройство общественных территорий и зданий, содержащих жилые помещения, обновление парка наземного транспорта» государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя» в части создания зеленных насаждений на территории города Севастополя и благоустройства, капитального ремонта, реконструкции и реставрации парков, скверов, набережных, пляжей, общественных пространств и улиц города Севастополя» в Департаменте городского хозяйства города Севастополя (далее также Департамент) и государственном бюджетном учреждении города Севастополя «Парки и скверы» (далее – ГБУ «Парки и скверы», Учреждение).


1.Информация о выявленных нарушениях/недостатках

1.1. Документы стратегического планирования города Севастополя в части формирования комфортной городской среды для жителей и гостей города Севастополя не в полной мере основываются на принципах единства и целостности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, ответственности участников стратегического планирования, реалистичности, измеримости целей, соответствия показателей целям.

Качество городской среды города Севастополя по результатам расчета в 2020 году индекса качества городской среды характеризуется как неблагоприятное. При этом в период 2018-2020 годов наблюдается ежегодный рост индекса качества городской среды. Показатели роста соответствуют значениям целевого показателя – «среднее значение индекса качества городской среды по Российской Федерации, %», утвержденным в соглашении с Минстроем России. 

Рост индекса качества городской среды в основном достигается за счет роста показателей развития улично-дорожной сети, социально-досуговой инфраструктуры и прилегающих пространств. При этом отрицательное влияние на темп роста общего показателя качества городской среды оказывает ежегодное снижение на 3 бала (10%) показателя качества городской среды в части развития озелененных пространств. 

Причины ежегодного снижения показателя развития озелененных пространств на территории города Севастополя Департаментом городского хозяйства города Севастополя не определены и не анализировались, что исключает возможность разработки мероприятий по их устранению и повышению вышеуказанного показателя.  

В целях обеспечения комплексного подхода по достижению цели – повышение значения индекса качества городской среды города Севастополя, Контрольно-счетной палатой города Севастополя рекомендовано Правительству Севастополя включить в целевые индикаторы государственных программ индикаторы, применяемые при расчете индекса качества городской среды, в том числе развитие озелененных пространств.

1.2. Департаментом в 2020 году допущено нарушение порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания на выполнение государственных работ ГБУ «Парки и скверы», что выражено во внесении изменений в государственное задание без учета утвержденных нормативных затрат на выполнение государственных работ, в результате чего объем недофинансирования на выполнение ГБУ «Парки и скверы» государственного задания на 2020 год составил 54 499,14 тыс. рублей.

1.3. ГБУ «Парки и скверы» в 2020 году допущено нарушение при осуществлении закупок в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта (договора), цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), что выражено в следующем. ГБУ «Парки и скверы» в 2020 году без проведения конкурентных процедур закупки заключено 12 трехсторонних договоров, предметом которых являлось осуществление строительного контроля по поручению заказчика – ГБУ «Парки и скверы» при проведении капитального ремонта объектов благоустройства. Цена трехсторонних договоров рассчитана с применением нормативов затрат, применяемых для определения затрат заказчика на осуществление строительного контроля на объектах капитального строительства. При этом в силу пунктов 10, 36, 37 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объекты благоустройства не являются объектами капитального строительства.

1.4. В ходе контрольного мероприятия установлены иные нарушения законодательства Российской Федерации и города Севастополя, а также недостатки в деятельности ГБУ «Парки и скверы», в том числе:

– в нарушение требования абзаца 12 пункта 2.1 Положения о предоставлении решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта на территории города Севастополя ГБУ «Парки и скверы» в задании на проектирование объектов благоустройства не предусматривает требование о получении решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта или самостоятельно не подает пакет документов в уполномоченный орган для получения вышеуказанного решения;

Из 12 объектов благоустройства, реализованных в 2020 году, решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика получено в отношении 1 объекта – «Капитальный ремонт площади перед зданием ГБУК «Культурно-информационный центр» по ул. Корчагина, д.1».

– в нарушение пункта 2.1 Положения об учете имущества, находящегося в государственной собственности города Севастополя, и ведении Реестра собственности города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 19.07.2018 №469-ПП, ГБУ «Парки и скверы» не обеспечило своевременное и в полном объеме направление информации в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о приобретенном в результате исполнения в 2020 году 12 государственных контрактов на капитальный ремонт объектов благоустройства, что повлекло недостоверность учета в реестре собственности города Севастополя основных средств, закрепленных на праве оперативного управления за вышеуказанным государственным бюджетным учреждением.  1.5. В 2019, 2020 годах наблюдается низкий уровень достижения плановых показателей по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт, создание объектов благоустройства – 13 % и 10 % соответственно.

Основной причиной невыполнения подрядчиками в 2020 году работ по разработке проектно-сметной документации в установленные сроки является проблема получения технических условий от ресурсоснабжающих организаций, что существенно влияет на срок разработки проектно-сметной документации. Также АО «Севастопольстройпроект» указывает на проблему недостаточно высокого качества заданий на проектирование, которые не учитывают существенные условия для выполнения работ в отношении объектов культурного наследия, необходимость проведения археологических изысканий на трех объектах, а также сроки проведения архитектурно-художественного совета для рассмотрения эскизного решения.

  • Принятые меры реагирования и их результаты

Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание города Севастополя, Губернатору города Севастополя.

По результатам проверки руководитель Департамента привлечен к административной ответственности по статье 15.15.15 КоАП РФ.

В ходе контрольного мероприятия ГБУ «Парки и скверы» возвращены в бюджет города Севастополя средства субсидии, использованные без правовых оснований на оплату подрядчикам услуг по осуществлению строительного контроля.

В адрес объектов контроля внесены представления, которыми предложено принять меры по устранению выявленных нарушений. Представления находятся на контроле.

Информация о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования средств бюджета города Севастополя, предоставленных в 2020 году в форме субсидии ГБУ «Парки и скверы» на реализацию мероприятий подпрограммы 4 «Развитие благоустройства города Севастополя», подпрограммы 9 «Ремонт и капитальный ремонт, благоустройство общественных территорий и зданий, содержащих жилые помещения, обновление парка наземного транспорта» государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя» в части создания зеленных насаждений на территории города Севастополя и благоустройства, капитального ремонта, реконструкции и реставрации парков, скверов, набережных, пляжей, общественных пространств и улиц города Севастополя»