На основании пункта 4 Плана работы Контрольно-счетной палаты города Севастополя на 2021 год, проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и эффективности использования средств бюджета города Севастополя, предоставленных в 2020 году в форме субсидии ГБУ «Парки и скверы» на реализацию мероприятий подпрограммы 4 «Развитие благоустройства города Севастополя», подпрограммы 9 «Ремонт и капитальный ремонт, благоустройство общественных территорий и зданий, содержащих жилые помещения, обновление парка наземного транспорта» государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя» в части создания зеленных насаждений на территории города Севастополя и благоустройства, капитального ремонта, реконструкции и реставрации парков, скверов, набережных, пляжей, общественных пространств и улиц города Севастополя» в Департаменте городского хозяйства города Севастополя (далее также Департамент) и государственном бюджетном учреждении города Севастополя «Парки и скверы» (далее – ГБУ «Парки и скверы», Учреждение).


I.Информация о выявленных нарушениях/недостатках

1.1. Документы стратегического планирования города Севастополя в части формирования комфортной городской среды для жителей и гостей города Севастополя не в полной мере основываются на принципах единства и целостности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, ответственности участников стратегического планирования, реалистичности, измеримости целей, соответствия показателей целям.

Качество городской среды города Севастополя по результатам расчета в 2020 году индекса качества городской среды характеризуется как неблагоприятное. При этом в период 2018-2020 годов наблюдается ежегодный рост индекса качества городской среды. Показатели роста соответствуют значениям целевого показателя – «среднее значение индекса качества городской среды по Российской Федерации, %», утвержденным в соглашении с Минстроем России. 

Рост индекса качества городской среды в основном достигается за счет роста показателей развития улично-дорожной сети, социально-досуговой инфраструктуры и прилегающих пространств. При этом отрицательное влияние на темп роста общего показателя качества городской среды оказывает ежегодное снижение на 3 бала (10%) показателя качества городской среды в части развития озелененных пространств. 

Причины ежегодного снижения показателя развития озелененных пространств на территории города Севастополя Департаментом городского хозяйства города Севастополя не определены и не анализировались, что исключает возможность разработки мероприятий по их устранению и повышению вышеуказанного показателя.  

В целях обеспечения комплексного подхода по достижению цели – повышение значения индекса качества городской среды города Севастополя, Контрольно-счетной палатой города Севастополя рекомендовано Правительству Севастополя включить в целевые индикаторы государственных программ индикаторы, применяемые при расчете индекса качества городской среды, в том числе развитие озелененных пространств.

1.2. Департаментом в 2020 году допущено нарушение порядка финансового обеспечения выполнения государственного задания на выполнение государственных работ ГБУ «Парки и скверы», что выражено во внесении изменений в государственное задание без учета утвержденных нормативных затрат на выполнение государственных работ, в результате чего объем недофинансирования на выполнение ГБУ «Парки и скверы» государственного задания на 2020 год составил 54 499,14 тыс. рублей.

1.3. ГБУ «Парки и скверы» в 2020 году допущено нарушение при осуществлении закупок в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта (договора), цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), что выражено в следующем. ГБУ «Парки и скверы» в 2020 году без проведения конкурентных процедур закупки заключено 12 трехсторонних договоров, предметом которых являлось осуществление строительного контроля по поручению заказчика – ГБУ «Парки и скверы» при проведении капитального ремонта объектов благоустройства. Цена трехсторонних договоров рассчитана с применением нормативов затрат, применяемых для определения затрат заказчика на осуществление строительного контроля на объектах капитального строительства. При этом в силу пунктов 10, 36, 37 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объекты благоустройства не являются объектами капитального строительства.

В ходе контрольного мероприятия ГБУ «Парки и скверы» возвращены в бюджет города Севастополя средства субсидии, использованные без правовых оснований на оплату подрядчикам услуг по осуществлению строительного контроля.

1.4. В ходе контрольного мероприятия установлены иные нарушения законодательства Российской Федерации и города Севастополя, а также недостатки в деятельности ГБУ «Парки и скверы», в том числе:

– в нарушение требования абзаца 12 пункта 2.1 Положения о предоставлении решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта на территории города Севастополя ГБУ «Парки и скверы» в задании на проектирование объектов благоустройства не предусматривает требование о получении решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта или самостоятельно не подает пакет документов в уполномоченный орган для получения вышеуказанного решения;

Из 12 объектов благоустройства, реализованных в 2020 году, решение о согласовании архитектурно-градостроительного облика получено в отношении 1 объекта – «Капитальный ремонт площади перед зданием ГБУК «Культурно-информационный центр» по ул. Корчагина, д.1».

– в нарушение пункта 2.1 Положения об учете имущества, находящегося в государственной собственности города Севастополя, и ведении Реестра собственности города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 19.07.2018 №469-ПП, ГБУ «Парки и скверы» не обеспечило своевременное и в полном объеме направление информации в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о приобретенном в результате исполнения в 2020 году 12 государственных контрактов на капитальный ремонт объектов благоустройства, что повлекло недостоверность учета в реестре собственности города Севастополя основных средств, закрепленных на праве оперативного управления за вышеуказанным государственным бюджетным учреждением.  1.5. В 2019, 2020 годах наблюдается низкий уровень достижения плановых показателей по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт, создание объектов благоустройства – 13 % и 10 % соответственно.

Основной причиной невыполнения подрядчиками в 2020 году работ по разработке проектно-сметной документации в установленные сроки является проблема получения технических условий от ресурсоснабжающих организаций, что существенно влияет на срок разработки проектно-сметной документации. Также АО «Севастопольстройпроект» указывает на проблему недостаточно высокого качества заданий на проектирование, которые не учитывают существенные условия для выполнения работ в отношении объектов культурного наследия, необходимость проведения археологических изысканий на трех объектах, а также сроки проведения архитектурно-художественного совета для рассмотрения эскизного решения.

II. Принятые меры реагирования и их результаты.

1. Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание города Севастополя, Губернатору города Севастополя.

Информация о результатах рассмотрения отчета не поступала.

2. По факту нарушения порядка формирования и финансового обеспечения государственного задания должностное лицо Департамента привлечено к административной ответственности по статье 15.15.15 КоАП РФ.

3. По результатам мероприятия внесены представления в адрес:

1). Департамента городского хозяйства города Севастополя, в котором предлагалось:

– в соглашениях, приказах Департамента о предоставлении субсидии, распределении средств межбюджетного трансферта начиная с 2022 года утверждать перечень работ, затрат, предусмотренных к выполнению и/или возмещению за счет средств субсидий, предоставляемых на цели, не связанные с финансовым обеспечением государственного задания (в целях выполнения работ по благоустройству, капитальному ремонту, реконструкции и реставрации парков, скверов, набережных, пляжей, общественных пространств и улиц города Севастополя), в целях исключения возможности возмещения (финансирования) расходов не предусмотренных действующим законодательством при проведении работ на объектах благоустройства;

– обеспечить возврат ГБУ «Парки и скверы» средств субсидии, источником финансового обеспечения которой являются средства межбюджетного трансферта, предоставленного 2020 году из бюджета города Москвы бюджету города Севастополя в целях выполнения работ по капитальному ремонту парков и скверов города Севастополя, в сумме 22 610,39 тыс. руб., использованных без правовых оснований, в том числе в обход конкурентных процедур закупки, в результате включения в цену контрактов, а также принятия и оплаты подрядчикам расходов по осуществлению строительного контроля, осуществляемого заказчиком, рассчитанных с применением нормативов затрат, применяемых для объектов капитального строительства;

– провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Департамента, допустивших выявленные проверкой нарушения.

По результатам рассмотрения указанного представления Департаментом:

– внесены изменения в 2 приказа Департамента и в соглашение о предоставлении из бюджета города Севастополя ГБУ «Парки и скверы» субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ в части определения перечня возможных строительно-монтажных работ, предусмотренных к выполнению за счет средств субсидии, предоставляемой на цели, не связанные с финансовым обеспечением государственного задания;

– обеспечен возврат ГБУ «Парки и скверы» 10 000,0 тыс. руб. и определен график возврата 12 610,39 тыс.руб.;

– должностные лица к дисциплинарной ответственности не привлекались в связи с увольнением должностных лиц, допустивших выявленные проверкой нарушения;

– с целью устранения причин и условий, способствовавших нарушению требований действующего законодательства, с руководителями структурных подразделений ДГХ, сотрудниками подведомственных учреждений и предприятий проведена разъяснительная работа.

2). ГБУ «Парки и скверы», в котором предлагалось:

– обеспечить возврат ГБУ «Парки и скверы» средств субсидии, источником финансового обеспечения которой являются средства межбюджетного трансферта, предоставленного 2020 году из бюджета города Москвы бюджету города Севастополя в целях выполнения работ по капитальному ремонту парков и скверов города Севастополя, в сумме 22 610,39 тыс. руб., использованных без правовых оснований, в том числе в обход конкурентных процедур закупки, в результате включения в цену контрактов, а также принятия и оплаты подрядчикам расходов по осуществлению строительного контроля, осуществляемого заказчиком, рассчитанных с применением нормативов затрат, применяемых для объектов капитального строительства;

– обеспечить соблюдение требований пункта 2.1 Положения об учете имущества, находящегося в государственной собственности города Севастополя, и ведении Реестра собственности города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 19.07.2018 №469-ПП, при направлении в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя информации о приобретенном в результате проведения работ на объектах благоустройства имуществе, в том числе приобретенных в 2020 году;

– утвердить приказом ГБУ «Парки и скверы» порядок и ответственное лицо за согласование архитектурно-градостроительного облика объектов при размещении элементов благоустройства, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, благоустройстве общественных пространств;

– провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Департамента, допустивших выявленные проверкой нарушения.

По результатам выполнения указанного представления ГБУ «Парки и скверы»:

– обеспечен возврат 10 000,0 тыс. руб. и определен график возврата 12 610,39 тыс.руб. до 30.09.2022;

– перечни имущества, образовавшегося по результатам выполнения работ по капитальному ремонту и благоустройству общественных пространств, направлены в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в целях учета имущества в Реестре собственности города Севастополя;

– назначено ответственное лицо за согласование архитектурно-градостроительного облика объектов, а также определено при заключении контрактов на выполнение ПИР на выполнение работ по проведению ремонта, капитального ремонта, реконструкции и оснащению объектов социальной инфраструктуры и городского хозяйства города Севастополя, а также реализации иных мероприятий обеспечить включение в задание на проектирование требования о получении решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объектов.

Информация о результатах проведения контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования средств бюджета города Севастополя, предоставленных в 2020 году в форме субсидии ГБУ «Парки и скверы» на реализацию мероприятий подпрограммы 4 «Развитие благоустройства города Севастополя», подпрограммы 9 «Ремонт и капитальный ремонт, благоустройство общественных территорий и зданий, содержащих жилые помещения, обновление парка наземного транспорта» государственной программы города Севастополя «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя» в части создания зеленных насаждений на территории города Севастополя и благоустройства, капитального ремонта, реконструкции и реставрации парков, скверов, набережных, пляжей, общественных пространств и улиц города Севастополя»