За 1 полугодие 2016 года бюджет города Севастополя по доходам исполнен на уровне 39,3 % от утвержденных бюджетных назначений. Поступления по доходам составили 8 219,8 млн. руб., что меньше уровня поступлений аналогичного периода прошлого года на 585,1 млн. руб. или на 6,6 %. Снижение поступлений к уровню прошлого года, связано с уменьшением поступлений дотации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации на 2 179,6 млн. руб. или на 54,9 %.
Исполнение бюджета города Севастополя по расходам – 8 292,7 млн. руб., или 26,9 % от утвержденных бюджетных назначений.
Дефицит бюджета города Севастополя на 2016 год утвержден в соответствии с Законом города Севастополя от 29.12.2015 года № 228-ЗС «О бюджете города Севастополя на 2016 год» в сумме 9 636,6 млн. рублей. Фактическое превышение плановых показателей расходов над доходами (дефицит бюджета) составило 9 947,9 млн. рублей.
Анализ исполнения бюджета города Севастополя по доходам
Объем доходов бюджета города, полученный за счет налоговых и неналоговых доходов, составил 4 569,8 млн. руб., безвозмездных поступлений – 3 650,0 млн. руб., что составляет 55,6 и 44,4 % в общей сумме поступлений соответственно. Структура доходов бюджета представлена на диаграмме № 1.
Диаграмма № 1
Более 44 % в структуре доходов бюджета занимают безвозмездные поступления, основную часть налоговых и неналоговых поступлений формируют налоги на прибыль и доходы физических лиц в сумме 3 283,9 млн. руб. (40 процентов в общем объеме поступлений бюджета Севастополя), в основном за счет налога на доходы физических лиц.
Так, поступления по налогу на прибыль составили 785,2 млн. руб., или 56,2 % от утверждённых годовых показателей. Выполнение кассового плана по источнику составило 105,8 %, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 43,3 млн. рублей. Это в значительной степени обусловлено увеличением количества юридических лиц, находящихся на общей системе налогообложения: по состоянию на 01.01.2016 года – 4 566 юридических лиц, на 01.07.2016 года – 5 185, темп роста к началу года составил 113,6 %.
Кроме того, на привлечение дополнительных поступлений налога на прибыль повлиял ряд внешних факторов, которые не были учтены при планировании поступлений, а именно, 11.02.2016 года на учет в Инспекции федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Севастополя поставлено ООО «Гидропромстрой» – крупнейшее строительное предприятие, ведущее строительство Керченского моста. В феврале-июне 2016 года ООО «Гидропромстрой» уплачен налог на прибыль в бюджет субъекта в сумме 1,2 млн. рублей.
Также, на рост поступлений оказали влияние разовые выплаты, проведенные при окончании календарного года, по результатам закрытия государственных контрактов, что обусловлено спецификой деятельности предприятий. Так, например, в декабре 2015 года закрыт контракт и произведены окончательные расчеты итогов финансово-хозяйственной деятельности ПАО «ЦКБ «Коралл». В результате в 1-м квартале 2016 года в бюджет субъекта уплачен налог в размере 18,8 млн. рублей. Данные перечисления в 4,5 раза превысили ожидаемые.
Поступления по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) составили 2 498,8 млн. руб., или 49,2 % от утверждённых годовых показателей. Выполнение кассового плана по источнику составило 110,4 %, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 235,7 млн. рублей. Рост поступлений обусловлен ростом минимальной зарплаты, которая с 01.01.2016 года составила 7 343 рубля (2015 год – 5 965 рублей), и увеличением количества налоговых агентов, перечисляющих в бюджет города НДФЛ с заработной платы наемных работников (так по состоянию на 01.04.2015 года – 5 206 субъектов, а на 01.07.2016 года – 11 974 субъекта).
Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, составили 379,9 млн. руб. (4,6 % в общем объеме).
Налоги на совокупный доход составили 316,3 млн. руб. (3,8 % в общем объеме).
Поступление единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – упрощенная система налогообложения), составило 217,5 млн. руб. или 69,7 % от утвержденных годовых показателей. Кассовый план на 1 полугодие 2016 года по источнику выполнен на 141,9 %, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 64,2 млн. рублей. Причиной перевыполнения кассового плана явилась привлекательность упрощенной системы налогообложения в севастопольском регионе как для юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей. Так, количество юридических лиц использующих упрощенную систему налогообложения увеличилось в сравнении с началом 2016 года на 479 субъектов или на 11,2 %, количество индивидуальных предпринимателей возросло на 636 субъектов или на 6,2 %.
Вместе с ростом количества плательщиков увеличились начисления налога по юридическим лицам, подлежащих доплате в 2016 году по итогам налогового периода 2015 года – 51,4 млн. рублей, что в 2 раза больше, чем по итогам 2014 года (24,5 млн. рублей).
Утвержденные годовые бюджетные назначения по единому налогу на вмененный доход (далее – ЕНВД) выполнены на 54,9 % и составили 45,3 млн. рублей. Кассовый план на 1 полугодие 2016 года по источнику выполнен на 100,3 %, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 0,1 млн. рублей. Уровень поступлений аналогичного периода прошлого года превышен более чем в 2 раза или на 24,1 млн. руб. (поступления 1 полугодия 2015 года сложились на уровне 21,2 млн. рублей).
Так как налог на территории города Севастополя введен с 01.01.2015 года, то в анализируемом периоде поступали только авансовые платежи по источнику в сумме 0,4 млн. рублей. В 1 квартале текущего года налогоплательщики рассчитались с бюджетом за полный налоговый период (за 4 квартал 2015 года), в итоге поступило 21,9 млн. рублей.
За апрель-июнь 2016 года в бюджет субъекта перечислено 23,4 млн. руб., что на 12,5 % или на 2,6 млн. руб. выше, чем за аналогичный период прошлого года (20,8 млн. рублей).
Справочно: по состоянию на 01.07.2016 года на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по городу Севастополю состоит 436 индивидуальных предпринимателей, избравших данную систему налогообложения. Количество индивидуальных предпринимателей, использующих специальный режим налогообложения в виде ЕНВД, увеличилось в сравнении с началом года на 4 субъекта.
Поступление от налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения (далее – ПСН), составили 53,3 млн. руб., или 62 % от утвержденных годовых показателей. Кассовый план на 1 полугодие 2016 года по источнику выполнен на 99,2 %.
Законом города Севастополя от 19.12.2014 № 90-ЗС «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 14 августа 2014 года № 57-ЗС «О патентной системе налогообложения на территории города федерального значения Севастополя» в Севастополе установлена налоговая ставка в размере 1 процент к размеру потенциально возможного к получению годового дохода.
Справочно: по состоянию на 01.01.2016 года плательщиками ПСН являлись 3 680 индивидуальных предпринимателей или 26 процентов от общего числа зарегистрированных, и 5 923 индивидуальных предпринимателей или 41,5 % выбравших одновременно несколько специальных режимов налогообложения, в том числе и ПСН. Больше половины индивидуальных предпринимателей, находящихся на ПСН, заняты в сфере розничной торговли.
Количество индивидуальных предпринимателей, избравших ПСН, в течение 1-го полугодия 2016 года снизилось на 10,8 % и составило 3 283 индивидуальных предпринимателей или 23 % от общего числа зарегистрированных, и 5 825 индивидуальных предпринимателей или 40,1 % совмещающие несколько видов специальных режимов налогообложения, в том числе и ПСН.
Следует отметить, что уровень поступлений аналогичного периода 2015 года превышен на 12,0 млн. рублей. Увеличение поступлений обусловлено тем, что в начале текущего года большая часть индивидуальных предпринимателей получили патент на срок, превышающий 6 месяцев, что обязывает произвести уплату 1/3 стоимости патента в срок не позднее 90 дней с начала действия патента.
Кроме того, Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2016 расширен перечень видов хозяйственной деятельности с 47 пунктов до 63 пунктов, по которому индивидуальные предприниматели могут получить патент.
Налоги на имущество, основными источниками которых являются земельный налог и налог на транспорт, составили 212,2 млн. руб. (2,6 % поступлений).
Поступление налога на имущество организаций составило 84,3 млн. руб. или 61,9 % от утверждённых годовых показателей. Выполнение кассового плана по источнику составило 101,2 %, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 1,0 млн. рублей.
Налог на имущество на территории города Севастополя введен в действие с 01.01.2015 года. По итогам 2014 года в 1 квартале 2015 года было подано 50 налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, где задекларирован налог к уплате в бюджет в сумме 0,1 млн. рублей. В 1 квартале 2016 года подано 1 120 деклараций, к уплате задекларировано 147,8 млн. рублей.
За апрель-июнь 2016 года в бюджет субъекта перечислено 42,3 млн. руб., что на 16 процентов или на 5,9 млн. руб. выше, чем за аналогичный период прошлого года. В 1 полугодии 2016 года уплата в бюджет произведена 751 плательщиком, в аналогичном периоде прошлого года – 630 плательщиками.
Справочно: в регионе до конца еще не сформирована база налогообложения. На сегодняшний день отсутствует информация об объектах недвижимости, в том числе объектах государственной собственности, расположенных на территории города Севастополя, информация о собственниках – юридических лицах объектов недвижимости, а также кадастровая стоимость в отношении отдельных видов объектов недвижимого имущества согласно п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций.
Утвержденные бюджетные назначения по земельному налогу на 2016 год выполнены по итогам 1 полугодия на 57 процентов, в бюджет города перечислено 114,3 млн. рублей. Кассовый план на 1 полугодие 2016 года по источнику выполнен на 100,5 %, сверх плана получено дополнительных доходов в сумме 0,6 млн. рублей.
Поступления налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, которые в основном сформированы за счет акцизного сбора, сложились на уровне 138,3 млн. руб. (1,7 % в общем объеме).
Поступление акцизного сбора по итогам работы за 1 полугодие составило 138,3 млн. руб., или 60,2 % от утверждённых годовых показателей.
Поступление акцизного сбора на вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, производимые на территории Российской Федерации в динамике в сравнении с аналогичным периодом прошлого года возросло на 63,0 млн. руб., то есть с 75,3 млн. руб. (поступление за 1 полугодие 2015 года) до 138,3 млн. руб. (поступление за 1 полугодие 2016 года), что связано с увеличением ставок сбора на сухие и игристые вина в сравнении с действовавшими в 2015 году. Так ставки акцизов на сухие вина превышают действовавшие в 2015 году на 12,5 % (ставка акциза в 2016 году составляет 9 руб. за литр, при 8 руб. за литр по нормативам 2015 года), на игристые вина на 4 % (26 руб. за литр, при 25 руб. за литр по нормативам 2015 года).
Кроме того, на рост поступлений повлияло увеличение в регионе количества субъектов хозяйствования, производящих подакцизную продукцию. Так, если на 01.07.2015 года акцизный сбор уплачивали 7 юридических лиц, то по состоянию на 01.07.2016 года – 8. С апреля 2015 года начал декларировать и уплачивать налог ООО «Велес-Юг» (производство пива) и с июля 2015 года — ГУП города Севастополя «Агропромышленное объединение «Севастопольский винодельческий завод» (производитель игристых вин), который в 1 полугодии 2016 года уплатил 41,7 млн. руб. или 30,2 % общих поступлений акцизов. Увеличилось производство винопродукции ООО «Агрофирма «Золотая балка». Предприятием в 1 полугодии 2016 года в региональный бюджет перечислено 47,0 млн. руб. акцизов, что на 95 % превысило показатель за аналогичный период прошлого года.
Прочие неналоговые поступления составили 604,8 млн. руб., или 13,3 % от общего объема поступлений. Из них 379,9 млн. руб. или 62,8 % формируют доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, администрируемые Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (4,6 % в общем объеме поступлений).
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составили 3 650,0 млн. руб. или 44,4 % в общей сумме исполнения доходов бюджета города Севастополя без учета возврата остатков неиспользованных межбюджетных трансфертов прошлых лет. В общем объеме безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированности бюджетов составили 49,2 % (1 793,8 млн. руб.), субсидии – 44,7 % (1 631,0 млн. руб.), субвенции – 5,7 % (206,4 млн. руб.), иные межбюджетные трансферты – 0,5 % (18,0 млн. рублей).
Возвращены в доход бюджета города Севастополя из федерального бюджета для продолжения дальнейшего целевого использования в 2016 году – 623,7 млн. руб., или 35,2 % от общей суммы остатков неиспользованных межбюджетных целевых трансфертов по состоянию на 01.01.2016 года.
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом возвращенных остатков неиспользованных межбюджетных трансфертов прошлых лет (1 183,6 млн. руб.) составили 2 466,3 млн. рублей.
Проведенный анализ доходной части бюджета свидетельствует о существующей проблеме недостаточности собственных источников налоговых доходов, вызывающей высокую дотационность региона.
Потенциальным резервом увеличения доходов бюджета города Севастополя является погашение задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. Возможная к взысканию задолженность составила 28,7 млн. руб., в том числе: по налогу на прибыль организаций – 24,4 млн. руб., по региональным налогам и сборам – 0,3 млн. руб., местным налогам и сборам – 1,4 млн. руб., налогам со специальным налоговым режимом – 2,6 млн. рублей.
Анализ исполнения бюджета города Севастополя по расходам
Фактически расходы бюджета города Севастополя
за 1 полугодие 2016 года исполнены в объеме 8 292,7 млн. руб. или на 26,9 % от объема утвержденных бюджетных назначений на 2016 год. Уровень января – июня 2015 года превышен на 2 091,8 млн. руб. или на 33,7 %. Структура расходов бюджета представлена на диаграмме № 2:
Диаграмма № 2
В разрезе разделов их классификации расходы на социальную сферу составляют более 50 %, из них: на социальную политику – 13,6 %, образование – 22,3 %, здравоохранение – 17,2 процент, культура 2,9 %.
Следует отметить, что в общем объеме исполненных бюджетных назначений расходы на реализацию программных мероприятий составили 2 413,7 млн. руб. или 29,1 %. Утвержденные бюджетные назначения на реализацию программных мероприятий 2016 года в сумме 30 912,4 млн. руб. исполнены ответственными исполнителями государственных программ лишь на 13,1 %, что свидетельствует о том, что активность распорядителей средств находится на недостаточно высоком уровне и создает предпосылки к освоению основных объемов бюджетных ассигнований в конце финансового года.
Таким образом, недостаточный уровень активности главных распорядителей бюджетных средств, в части исполнения доведенных бюджетных ассигнований, создает предпосылки к освоению основных объемов бюджетных ассигнований в конце финансового года, что может привести к неэффективному их использованию, с учетом ценового фактора (уровень инфляции в городе Севастополе за 1 полугодие составил 3,7 %).