На основании пункта 8 Плана работы на 2021 год, пункта 1 Плана работы на 2022 год Контрольно-счетной палатой города Севастополя проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и результативности управления и распоряжения имуществом государственного унитарного предприятия Севастополя «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя» в Департаменте сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя (далее также Департамент), государственном унитарном предприятии «Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя» (далее – ГУП «УК ОРТК Севастополя», Предприятие).

I. Информация о выявленных нарушениях/недостатках.

1.1. Целью развития торговой деятельности является достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов – основных критериев оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары.

По состоянию на 31.03.2022 года решение о разработке региональной программы развития торговли на территории города федерального значения Севастополя Правительством Севастополя не принято.

Отсутствие в документах стратегического планирования города Севастополя целей, задач и ожидаемых результатов развития торговли, является ограничивающим фактором для разработки комплекса эффективных мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области торговой деятельности, в том числе мероприятий по оказанию приоритетной поддержки в развитии торговли товарами российским производителям товаров, субъектам малого или среднего предпринимательства, формированию конкурентной среды, развитию торговли в сельской местности и оценки эффективности таких мероприятий.

В 2020, 2021 годах не достигнута цель развития торговой деятельности, а именно не достигнуты нормативы минимальной обеспеченности населения города Севастополя площадью стационарных торговых объектов, при этом наблюдается избыток нестационарных торговых объектов (торговых павильонов, киосков), в том числе по категории торговых объектов по продаже продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции наблюдается превышение норматива минимальной обеспеченности в 1,9 раза, по продаже продукции общественного питания – в 6 раз, торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках – в 1,3 и в 1,4 раза в 2020, 2021 годах соответственно.

1.2. Нормативные правовые акты города Севастополя, регламентирующие сферу организации ярмарок на территории города Севастополя и продажи товаров на них, в целом соответствуют требованиям федерального законодательства в сфере торговой деятельности, однако по результатам анализа установлен ряд недостатков.

1.2.1. В Порядке организации ярмарок на территории города Севастополя не предусмотрены меры, направленные на поддержку отдельных категорий участников ярмарок, проводимых на территории города Севастополя, в том числе сельскохозяйственных товаропроизводителей, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством.

В настоящее время принятие решений о предоставлении мер поддержки вышеуказанным категориям участников ярмарок, а именно предоставление ярмарочных мест на безоплатной основе и сниженному тарифу осуществляет организатор ярмарки.

При этом уполномоченным органом государственной власти города Севастополя в сфере государственного регулирования торговой деятельности является Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя.

1.2.2. Действующий Порядок организации ярмарок на территории города Севастополя, а также порядки предоставления ярмарочных мест, разработанные и утвержденные в период 2020-2022 г.г. организатором ярмарки (ГУП «УК ОРТК Севастополя»), не содержат требования об ограничении максимального количества ярмарочных мест, предоставляемых одному участнику ярмарок на территории города Севастополя, что несет риски ограничения количества участников ярмарки, и как следствие этого ограничение конкуренции.

1.2.3. Порядком организации ярмарок не определены случаи, при которых предоставление ярмарочных мест на территории объектов недвижимости, относящихся к государственной собственности, осуществляется на основании конкурентных процедур и с проведением независимой оценки рыночной стоимости ярмарочного места на территории объекта недвижимости, что влечет коррупционные риски при предоставлении помещений, находящихся в государственной собственности, связанные с передачей прав пользования такими объектами при организации ярмарочных площадок на территории объектов недвижимости без проведения конкурентных процедур и без проведения независимой оценки рыночной стоимости аренды. Таким образом, при организации долгосрочных регулярных универсальных ярмарок возникает риск подмены понятия аренды объектов государственной собственности (помещений) на предоставление ярмарочного места на территории объекта недвижимости (здания, строения, сооружения).

1.3. По результатам проверки использования ГУП «УК ОРТК Севастополя» государственного имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, в целом деятельность ГУП «УК ОРТК Севастополя» в части управления имуществом оценена как эффективная, при этом выявлены следующие недостатки при управлении государственным имуществом, закрепленным за ГУП «УК ОРТК Севастополя» на праве хозяйственного ведения.

1.3.1. Не соблюдены требования о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, что выражено в отсутствии регистрации в Едином государственном реестре недвижимости 5 договоров аренды недвижимого имущества общей площадью 468,80 кв.м., заключенных в период 2020-2022 г.г.

1.3.2. ГУП «УК ОРТК Севастополя» без оформления договорных отношений передано в безвозмездное пользование государственному бюджетному учреждению «Севастопольский ветеринарный центр»  (далее – ГБУ «Севастопольский ветеринарный центр») недвижимое имущество, закрепленное за ГУП «УК ОРТК Севастополя» на праве хозяйственного ведения, для размещения лабораторий санитарно-ветеринарной экспертизы на ярмарке «Центральная», рынках «Центральный», «Юмашевский», общей площадью 200,613 кв.м, что влечет риски использования имущества не по назначению, неопределенность в вопросах регулирования ответственности за уничтожение (порчу) имущества, а также обязанности по содержанию вещи в исправном состоянии, возмещения расходов на содержание, текущий, капитальный ремонт, коммунальных услуг.

1.4. Расчет размера платы за услуги ГУП «УК ОРТК Севастополя» по предоставлению торговых мест на рынках, ярмарках на территории города Севастополя на Предприятии отсутствуют.

Проверка показала, что размер платы за предоставление торговых мест на рынках, ярмарках города Севастополя, управление которыми осуществляет ГУП «УК ОРТК Севастополя», установлен на достаточном уровне для покрытия расходов на их организацию.

1.5. С целью исследования вопроса организации ярмарочной торговли на территории города Севастополя, а также удовлетворенности жителей города Севастополя работой ярмарок, стоимостью и ассортиментом реализуемой на них продукции проведен опрос жителей и гостей города Севастополя, по результатам которого установлено, что абсолютное большинство опрошенных жителей города Севастополя (93%) не удовлетворены стоимостью товаров, реализуемых на ярмарках города Севастополя.

Основной причиной, по которой жители Севастополя не посещают ярмарки (31%), являются высокие цены по сравнению с торговыми сетями.

По результатам анализа цен на основании данных, предоставляемых в Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя организаторами ярмарок и торговыми сетями города Севастополя, установлено, что цены на большинство продуктов питания, реализуемых на ярмарках города Севастополя, превышают или сопоставима с ценами в торговых сетях города Севастополя в соответствующем периоде времени. Исключение составляют цены на творог масло сливочное и чай черный, которые значительно ниже на ярмарках города Севастополя (разница составляет от 14 % до 34 %). 

Таким образом, Контрольно-счетная палата города Севастополя отмечает недостаточную результативность деятельности ГУП «УК ОРТК Севастополя» в части организации ярмарок для обеспечения качественными и доступными продовольственными и другими товарами народного потребления населения города Севастополя, в части ценового показателя.

1.6. Установлены коррупционные риски при предоставлении помещений, находящихся в государственной собственности, связанные с передачей права пользования такими объектами на долгосрочный период при организации ярмарочной площадки «Центральная» на территории объектов недвижимости без проведения конкурентных процедур и без проведения независимой оценки рыночной стоимости аренды. Таким образом, при организации долгосрочных регулярных универсальных ярмарок возникает риск подмены понятия аренды объектов государственной собственности (помещений) на предоставление ярмарочного места на территории объекта недвижимости (здания, строения, сооружения).

1.7. Установлены факты нарушения пункта 31 Порядка организации ярмарок на территории города Севастополя, подпункта 2.14 Порядка организации универсальной ярмарки «Центральная», что выражено в передаче двумя участниками ярмарки «Центральная» 6 ярмарочных мест третьим лицам.

Нарушения выявлены на 6 из 37 проверенных ярмарочных мест или 16,2 %.

1.8. В нарушение пункта 2 Порядка организации ярмарок ГУП «УК ОРТК Севастополя» организовало ярмарочные места в складских помещениях (объекты недвижимости), используемые участниками ярмарки «Центральная» для целей хранения товара без осуществления торговой деятельности, что не соответствует понятию ярмарочного места, определенному действующими нормативными правовыми актами. Ярмарочные места в таких объектах предоставлены без конкурентных процедур и проведения независимой оценки стоимости аренды государственного имущества.

1.9. Проведенная оценка финансового состояния ГУП «УК ОРТК Севастополя» позволяет сделать вывод о низкой вероятности наступления банкротства.

II. Принятые меры реагирования и их результаты

1. Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание города Севастополя, Губернатору города Севастополя.

Отчет рассмотрен на заседании постоянной комиссии Законодательного Собрания города Севастополя по бюджету.

Информация о результатах рассмотрения отчета от Губернатора города Севастополя не поступала.

2. По результатам мероприятия внесены представления в адрес:

2.1. ГУП «УК ОРТК Севастополя», в котором предлагалось принять меры по:

– обеспечению исполнения ГБУ «Севастопольский ветеринарный центр» обязательств, предусмотренных пунктом 3.2.6 договора от 19.11.2021, о заключении договоров водоснабжения, электроснабжения, теплоснабжения, канализирования и принятия сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации, вывоза мусора, иных договоров по обеспечению содержания и сохранности имущества и направлении копии таких договоров в ГУП «УК ОРТК Севастополя»;

– заключению договоров безвозмездного пользования с ГБУ «Севастопольский ветеринарный центр» на недвижимое имущество, закрепленное за ГУП «УК ОРТК Севастополя» на праве хозяйственного ведения, для размещения лабораторий санитарно-ветеринарной экспертизы на ярмарке «Центральная», рынках «Центральный», «Юмашевский», общей площадью 200,613 кв.м.;

– введению в хозяйственный оборот или принятию решения о  возвращении в казну города Севастополя недвижимого имущества – гараж-стоянка 1 очередь, кадастровый номер 91:02:003001:289, расположенного по адресу: Фиолентовское шоссе, 5-В;

– организации взаимодействия с Департаментом по имущественным и  земельным отношениям города Севастополя по вопросу восстановления документов на объект: помещение (I-1) по адресу: г. Севастополь, пл.  Захарова, кадастровый номер 91:04:003006:774, площадью 257,1 кв.м., необходимых для ввода его в эксплуатацию и ввод вышеуказанного объекта в эксплуатацию;

– организации взаимодействия с Департаментом по имущественным и  земельным отношениям города Севастополя по вопросу права собственности на объект – павильон общей площадью 245,5 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, ул. Одесская, 29 (далее – торговый павильон «Цветы»), закрепленный за ГУП «УК ОРТК Севастополя» на праве хозяйственного ведения на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 08.02.2021 № 356-РДИ;

– исключению ярмарочных мест, расположенных в объектах недвижимости, из схемы ярмарки «Центральная» (г. Севастополь, ул.  Адмирала Октябрьского, 20) с последующим принятием решения о сдаче исключенных из схемы ярмарки «Центральная» объектов недвижимости в  аренду с соблюдением порядка передачи в аренду имущества, находящегося в собственности города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16.06.2015 №500-ПП, с  учетом требований пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», пункта 1.3 Порядка согласования собственником сделок государственных унитарных предприятий города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 31.07.2015 №707-ПП;

– проведению проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Департамента, допустивших выявленные проверкой нарушения.

По результатам рассмотрения указанного представления ГУП «УК ОРТК Севастополя» сообщено:

– о принятии мер к заключению договоров безвозмездного пользования с  ГБУ «Севастопольский ветеринарный центр» на недвижимое имущество, закрепленное за ГУП «УК ОРТК Севастополя» на праве хозяйственного ведения, для размещения лабораторий санитарно-ветеринарной экспертизы на ярмарке «Центральная», рынках «Центральный», «Юмашевский»;

– о направлении в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обращения об исключении из состава имущества предприятия гараж-стоянки по ш. Фиолентовское, 5-В и павильона по ул. Одесская, 29. Вопрос будет разрешен после определения государственной организации, за которой будет закреплено указанное имущество;

– о направлении в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обращения по вопросу восстановления документов на объект: помещение (I-1) по адресу: г. Севастополь, пл.  Захарова, кадастровый номер 91:04:003006:774, площадью 257,1 кв.м, необходимых для ввода его в эксплуатацию. Департаментом указанное обращение принято к сведению;

– должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

2.2. Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, в котором предлагалось принять меры:

– по исключению ГУП «УК ОРТК Севастополя» ярмарочных мест, расположенных в объектах недвижимости, из схемы ярмарки «Центральная» (г. Севастополь, ул. Адмирала Октябрьского, 20);

– по решению вопроса о правовых основаниях включения павильона общей площадью 245,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Одесская, 29 (далее – торговый павильон «Цветы»), закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП «УК ОРТК Севастополя», в схему размещения нестационарных торговых объектов;

– по разработке порядка исчисления платы за предоставление торговых мест на рынках и ярмарках города Севастополя, организаторами которых выступают исполнительные органы государственной власти города Севастополя, государственные предприятия, организации города Севастополя с определением структуры затрат, подлежащих включению в состав такой платы;

– по организации оценки эффективности ярмарок, организуемых на территории города Севастополя, в том числе утверждение критериев и показателей такой оценки.

По результатам рассмотрения представления Департаментом сообщено:

– о принятии решения об  исключении ярмарочных мест, расположенных в объектах недвижимости (зданиях, строениях, сооружениях), используемых  в качестве складских помещений, из схемы ярмарки «Центральная», после проведения мероприятий по определению вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного предприятию для организации ярмарки «Центральная», и кадастровых работ по учету расположенных на них нежилых помещений;

– о направлении обращения в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в целях исключения из состава имущества предприятия павильона по ул. Одесская, 29 и возвратить его в имущественную казну города Севастополя;

– о невозможности разработки единого порядка исчисления платы, поскольку ярмарки различной специализации требуют определенного вида затрат.

Версия сайта для слабовидящих