Историческая справка

     Точкой отсчета в истории развития государственного финансового контроля в России принято считать 16 августа 1647 года, когда царем Алексеем Михайловичем Романовым был создан Приказ Счетных дел «дабы казна государева не разворовывалась». Это было не постоянно действующее учреждение, а скорее, временная комиссия, которая распускалась по завершении очередной ревизии. 
     В 1699 году императором Петром Великим была учреждена Ближняя канцелярия, также имевшая контрольные функции. 
     В 1711 году обязанности государственного контроля возлагаются на учрежденный Правительствующий Сенат, ставший высшим финансовым учреждением в России, при котором в качестве параллельных и отчасти подчиненных органов состояли Ближняя канцелярия (до 1719 г.) и Ревизион-коллегия (с 1720 г.).
     Восхождение на престол Александра I (1801-1825) ознаменовано широкими преобразованиями в государственном управлении. В XIX веке при реформах государственного секретаря М.М.Сперанского Главному управлению ревизии государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанностей было «усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях». Это было началом современного аудита эффективности. 
     Указом от 25 июля 1810 года была установлена должность государственного контролёра, и первым Государственным контролером был назначен барон Балтазар Балтазарович Кампенгаузен (1811-1823).
Во времена правления Николая I (1825-1855) в 1827 году при Министерстве императорского дворца был учрежден особый контроль, независимый от Государственного контроля.
     Эпоха Александра II (1855-1881) подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля - Валериана Алексеевича Татаринова (1864-1871). Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных органов европейских стран, он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были обоснованы, в том числе, идеи о независимости финансового контроля на уровне губерний.
18 февраля 1859 года Александр II утвердил разработанные В.А.Татариновым и представленные Высшей контрольной комиссией «коренные начала» преобразования государственной отчетности, в том числе и введение предварительного контроля. 
     22 мая 1862 года были введены в действие Правила составления, исполнения и заключения финансовых смет министерств и главных управлений. 
     Указом императора Александра II от 3 января 1866 года были образованы контрольно-счетные палаты губерний, которым предписывалось «наблюдать за правильностью движения и сохранностью денежных и материальных капиталов и составлять особые соображения о выгодности и невыгодности хозяйственных операций, независимо от законности их производства». Управляющие палатами назначались приказом императора России по представлению Государственного контролера России и подчинялись ему. 
В 1892 году в России был принят Закон о Государственном контроле, имевший большое значение для укрепления государственного контроля России. 
     Уже в начале ХХ века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности.
     После Октябрьской революции большинство государственных институтов были упразднены, не минуло это и систему государственного контроля. Революция 1917 года ознаменовала переход к иным общественно-экономическим отношениям, что выразилось в создании органов партийно-государственного и народного контроля.
     Возникновение контрольно-счетных органов в истории новой России связано с конституционной реформой 1993 года. В новую Конституцию страны включена статья, предусматривающая создание Счетной палаты Российской Федерации для контроля за федеральным бюджетом.
     Началом становления внешнего государственного финансового контроля в городе-герое Севастополе следует считать Постановление Законодательного Собрания города Севастополя № 191 от 25.02.2015 во исполнение Закона города Севастополя от 10.07.2014 года № 36-ЗС «О Контрольно-счетной палате города Севастополя» (новая редакция от 09.06.2023 №759-ЗС), которым определены статус и полномочия, порядок организации и деятельности, а также состав, состоящий из Председателя, заместителя Председателя, двух аудиторов и аппарата Контрольно-счетной палаты города Севастополя.

 

 

 

 

Версия сайта для слабовидящих