Экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ и оценка эффективности структурных преобразований медицинских организаций города Севастополя, проведенных в ходе реализации Концепции развития государственного здравоохранения города Севастополя на 2019-2024 годы» проведено в соответствии со статьями 157, 268.1 Бюджетного кодекса РФ, статьей 13 Закона города Севастополя от 10.07.2014 № 36-ЗС «О Контрольно-счетной палате города Севастополя», пунктом 15 Плана работы Контрольно-счетной палаты города Севастополя на 2021 год, распоряжением Председателя Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 26.02.2021 № 19.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено, что Департаментом здравоохранения города Севастополя не обеспечено эффективной реализации первого этапа (до 2020 года включительно) Концепции развития государственного здравоохранения города Севастополя на 2019 – 2024 годы, решения поставленных задач и достижения ожидаемых результатов.

Реорганизационные мероприятия не внесли основного вклада в развитие государственного здравоохранения города Севастополя, а, следовательно, не являлись эффективными, что ставит под сомнение целесообразность их проведения в отсутствие медико-экономического обоснования решений об объединении медицинских организаций.

Взрослое население города Севастополе не в полной мере обеспечено медицинской помощью, а именно оказываемой:

– в амбулаторных условиях выполнение объемов амбулаторно-поликлинической помощи на 1 застрахованное лицо в 2019, 2020 годах ниже нормативов, установленных Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Севастополе, и составляет в 2019 году – 72%, в 2020 году – 66%. 

Динамика выполнении нормативов объемов амбулаторно-поликлинической помощи на 1 застрахованное лицо в 2018-2020 годах

Выполнение нормативов объемов медицинской помощи в дневном стационаре в 2018 году составило 104,4%, 2019 году – 100 %, в 2020 году – 70%.

Динамика выполнения нормативов объемов медицинской помощи в условиях дневного стационара по городу Севастополю на 1 застрахованное лицо (законченные случаи лечения)

Выполнение нормативов объемов медицинской помощи в стационарных условиях в 2018, 2019 годах превышает установленные нормативы на 6,2% и 3,5 % соответственно.

Динамика выполнения нормативов объемов медицинской помощи в стационарных условиях на 1 застрахованное лицо (случаи госпитализации)

По общему правилу рост числа госпитализаций является признаком слабого развития амбулаторной помощи, поэтому основные усилия должны быть направлены на ее укрепление.

Структурные преобразования медицинских организаций (далее – МО) не обеспечили потребность населения в койках круглосуточного стационара.

Обеспеченность потребности населения города Севастополя в койках круглосуточного стационара (единиц)

Общая потребность в коечном фонде в городе Севастополе (без учета открытых коек для лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19) на конец 2020 года составила 679 коек, или 37,6% от установленного норматива на численность застрахованного населения, в том числе дефицит по профилю кардиология – 33 койки (25%), неврология – 84 (52%), нейрохирургия – 8 (26,7%), онкология – 50 коек (37,9%), оториноларингология – 8 (28,6%), офтальмология – 33 койки (80%), пульмонология – 36 (100%), медицинской реабилитации – 73 (89%), сосудистая хирургия – 11 коек (68,8%).

Реорганизационные (оптимизационные) мероприятия в отношении МО города Севастополя, оказывающих взрослому населению первичную медико-санитарную помощь и специализированную медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях (в условиях дневного стационара) не ликвидировали кадровый дефицит в медицинском персонале.

В анализируемом периоде прослеживается тенденция к снижению обеспеченности медицинских организаций, оказывающих помощь взрослому населению, врачебными кадрами, которая в 2019 году составила 85,6%, в 2020 году – 78%, по состоянию на 01.10.2021 – 65,9%.

Обеспеченность потребности медицинских организаций города Севастополя во врачебных кадрах, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению в амбулаторных условиях в (%)

Обеспеченность медицинских организаций, оказывающих помощь взрослому населению, специалистами со средним медицинским образованием в 2020 году составила 95,4%, по состоянию на 01.10.2021 – 81,1%.

Обеспеченность потребности в специалистах со средним медицинским образованием (%)

Проведение оптимизационных мероприятий не в полной мере обеспечило потребность населения города Севастополя в медицинской помощи, в соответствии с установленными требованиями к размещению медицинских организаций.

Реорганизованная ГБУЗС «Городская больница №1 им. Н.И. Пирогова» не в полной мере соответствует Требованиям к размещению медицинских организаций исходя из условий, видов, форм оказания медицинской помощи и рекомендуемой численности обслуживаемого населения (для 1-й городской больницы – от 20 до 300 тыс. человек).

Так, 12 из 16 стационарных отделений больницы или 75 %, предоставляют специализированную, в том числе высокоспециализированную медицинскую помощь всему взрослому населению города (единственные в городе Севастополе профильные отделения), по численности превышающей рекомендуемые нормативы, что не соответствует Требованиям и негативно влияет на доступность и качество ее оказания (таблица, тыс. человек).

По состоянию на 01.10.2021 превышение допустимой рекомендуемой численности обслуживаемого населения установлено в отношении:

– численности прикрепленного населения к амбулатории семейной медицины, расположенной по адресу: ул. Шевченко, 3, превышающей допустимое рекомендуемое значение на 5,5 тыс. человек;

– численности прикрепленного населения к поликлинике № 2, расположенной по адресу: ул. Ерошенко, 11 – на 9,6 тыс. человек.

Данная проблема путем реорганизации МО не решена и требует выделения (дополнительных) площадей либо строительства зданий для открытия новых поликлинических отделений.

Изменения качества оказания медицинской помощи после преобразования медицинских организаций города Севастополя не являются значительными, о чем свидетельствует уровень достижения целевые значения критериев (показателей) доступности и качества медицинской помощи, установленных Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в 2019 году – 47% (из 30-ти достигнуто 14 показателей), в 2020 год – 43% (из 30-ти – 13 показателей).

Установленный показатель оценки доступности медицинской помощи «Обеспеченность врачами, работающими в государственных медицинских организациях города Севастополя (на 10 тыс. населения)» по состоянию на 01.01.2021 не достигнут и составляет 32,1 при плановом значении 33,6 человек.

Уровень удовлетворенности населения города Севастополя качеством оказания медицинской помощи в 2020 году в сравнении с 2019 годом снизился на 10 %, но в сравнении с 2018 годом – увеличился на 7%.

Ожидаемый экономический эффект от структурных преобразований медицинских организаций не достигнут. Реорганизационные мероприятия не повлияли на структуру и объемы расходов медицинских организаций при выполнении установленных объемов медицинской помощи, а также на снижение, ликвидацию кредиторской задолженности медицинских организаций.

Динамика расходов на медицинскую помощь (ГБ 1, ГБ 2, ГБ 3) по условиям оказания в 2018-2020 годах (тыс. руб.)

Отмечается снижение расходов на оказание медицинской помощи взрослому населению после реорганизации, которые в 2020 году составили 1 661 012,1 тыс. руб., что на 150 162,8 тыс. руб. или 8 % ниже показателя 2019 года (1 811 174,9 тыс. руб.), в том числе в амбулаторных условиях на 8,8% или 58 084,3 тыс. руб., стационарных условиях на 8,1% или 83 970,8 тыс. руб., в условиях дневного стационара на 5,2% или на 4 148,5 тыс. рублей.

Структура расходов медицинских организаций после реорганизации не претерпела кардинальных изменений. Наибольшую долю в расходах учреждений (75,3%) по-прежнему составляет заработная плата (1 250 427,6 тыс. руб.). Доля затрат на увеличение стоимости материальных запасов по сравнению с 2018 годом уменьшились на 1,7 процентного пункта и составили в 2020 году 18,4 % (305 744,3 тыс. руб.), расходы на содержание имущества увеличились на 1,6 процентного пункта и составили 6,1% (101 127,4 тыс. рублей).

Реорганизационные мероприятия не повлияли на снижение, ликвидацию кредиторской задолженности медицинских организаций.

Анализ динамики кредиторской задолженности показал, что размер кредиторской задолженности в 2019 году по сравнению с 2018 годом увеличился на 4 710,3 тыс. руб. или 9,7 %. Рост кредиторской задолженности в 2020 году в сравнении с 2019 годом составил 200 % (увеличение на 105 365,4 тыс. руб.), в том числе возникла просроченная задолженность в размере 86 116,0 тыс. рублей.

Структура кредиторской задолженности медицинских организаций в период 2018-2020 годов

Основной причиной образования кредиторской задолженности является недостаток финансирования, в том числе из-за:

– невыполнения ГБУЗС «Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова» объемов медицинской помощи, утвержденных Комиссией по разработке Территориальной программы ОМС (амбулаторно-поликлиническая помощь выполнена на 52,01%, медицинская помощь в условиях дневного стационара на 67%), в том числе в связи со вспышкой заболеваний новой коронавирусной инфекции COVID-19;

– увеличения размера заработной платы работников государственных учреждений в сфере здравоохранения города Севастополя в связи с приведением базовых окладов (базовых должностных окладов) работников в соответствие с нормами постановления Правительства Севастополя от 22.05.2020 № 216-ПП (с 01.05.2020 должностные оклады врачей увеличились на 89%, среднего медицинского персонала на 58%, младшего медицинского персонала на 54%).

Эффект от оптимизации численности работников медицинских организаций не достигнут, ожидаемая экономия фонда оплаты труда от оптимизации численности работников АУП носила расчетный (формальный) характер и не могла быть направлена на проведение дифференциации оплаты труда медицинского и прочего персонала медицинских организаций за счет оптимизации расходов на административно-управленческий персонал.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия утвержден постановлением Коллегией Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 30.12.2021 № 114 и направлен в Законодательное Собрание города Севастополя, Губернатору города Севастополя.

Версия сайта для слабовидящих