Контрольно-счетной палатой города Севастополя в соответствии с пунктом 20.4 Плана работы Контрольно-счетной палаты города Севастополя на 2022 год проведена финансово-экономическая экспертиза проекта Закона города Севастополя «О бюджете города Севастополя на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (далее – законопроект).

Анализ основных параметров бюджета и основных прогнозных макроэкономических показателей на основании данных Федеральной службы государственной статистики, Управления Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и г. Севастополю, данных оценки социально-экономического развития города Севастополя за 6-9 месяцев 2022 года и прогноза СЭР города Севастополя на 2023-2025 годы позволяет сделать вывод о следующем влиянии Законопроекта на экономическую политику региона: при надлежащем уровне управления финансами и реализации инвестиционной политики, несмотря на изменение внешних условий экономики Российской Федерации в целом, экономика города Севастополя в ближайшие три года может показать достаточную степень устойчивости и дальнейшее развитие. Однако по-прежнему сохраняются проблемы гармоничного развития экономики региона и изменения ее структуры, в том числе изменения структуры налоговых доходов, проблемы роста промышленного производства, реальных доходов населения города Севастополя, а также снижения уровня инфляции. Планируемый бюджет города Севастополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов не повлияет на рост экономики региона и доходы населения, а потребительский спрос не станет драйвером экономики города Севастополя.

В Законопроекте соблюдены требования и ограничения, установленные пунктом 2 статьи 92.1 БК РФ по размеру дефицита бюджета, пунктом 3 статьи 81 БК РФ – по размеру резервного фонда Правительства Севастополя, а также объему бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.

Вместе с тем, не в полной мере соблюдены требования пункта 4 статьи 179.4 БК РФ, статьи 2 Закона о дорожном фонде № 200-ЗС при формировании дорожного фонда города Севастополя.

Общий объем прогнозируемых на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов доходов составляет 59 668 971,3 тыс. рублей, 53 788 983,9 тыс. рублей, 60 423 671,1 тыс. рублей, соответственно.

В соответствии с Законопроектом налоговые доходы в 2023 году составят 22 135 571,4 тыс. рублей или 37,1% общего объема доходов бюджета города, неналоговые доходы – 2 436 202,4 тыс. рублей или 4,1 % общего объема доходов бюджета, безвозмездные поступления – 35 097 197,5 тыс. рублей или 58,8 % общего объема доходов бюджета.

Объемы по отдельным источникам доходов Законопроекта предусматриваются в равных размерах на каждый год бюджетного цикла (всего по 33 статьям и подстатьям), что свидетельствует об условности их прогноза, чем не обеспечивается соблюдение требуемого в соответствии со ст. 160.1 и ст. 34 БК РФ надлежащего уровня администрирования и достоверности планирования. 

Расчеты, представленные к Законопроекту, не содержат информацию об учете дополнительных поступлений доходов в результате сокращения задолженности, возможной к взысканию суммы неуплаченных пеней и налоговых санкций.

Показатели налоговых и неналоговых доходов обоснованы в полном объеме.

Законопроектом предусмотрены безвозмездные поступления по ряду межбюджетных трансфертов в объеме, не соответствующем проекту федерального бюджета на 2023-2025 годы., а, следовательно, требуют уточнения.

Законопроектом расходы бюджета города Севастополя на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов запланированы в объеме:

– на 2023 год – 64 180 996,6 тыс. рублей;

на плановый период:

– на 2024 год – 53 788 983,9 тыс. рублей,

– на 2025 год – 60 775 980,9 тыс. рублей.

Основной объем расходов проекта бюджета города Севастополя в 2023 году планируется направить на финансовое обеспечение социального сектора – 49,3 % от прогноза бюджетных назначений 2023 года, в том числе на: «образование» – 18,1 %, «социальная политика» – 13,7%, «здравоохранение» – 12 %, «культура, кинематография» – 3,2%, «физическая культура и спорт» – 2,2 % (на плановый период 2024 года – 53,9 %, 2025 года – 52,2%).

По разделам бюджетной классификации расходов изменения объемов бюджетных ассигнований отмечены в сторону снижения.

По видам расходов основной объем бюджетных средств города Севастополя в 2023 году предусмотрен по двум видам: «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» – 30,6% (в 2022 году – 37%), «Предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям»» – 28,2% (23,9%).

В ходе проведения анализа объемов бюджетных ассигнований, запланированных на социальное обеспечение населения города Севастополя, установлено, что предлагаемые к утверждению объемы бюджетных ассигнований не обеспечивают обоснованную ГРБС «Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя» (код 855) потребность мер социальной поддержки за счет средств бюджета города Севастополя в 2024 году на 591,96 млн рублей или 15% от объема принятых расходных обязательств, в 2025 году – 690,77 млн рублей или 16%, что создает риски снижения социальной защищенности жителей города Севастополя.

Законопроектом в составе непрограммных расходов кроме резервного фонда Правительства Севастополя предусмотрены и иные зарезервированные средства в объеме 2 504 186,40 тыс. рублей, потребность или обоснованность которых в полном объеме не подтверждена.

Законопроектом финансовое обеспечение программных расходов запланировано на основании 22 государственных программ города Севастополя: на 2023 год в объеме 60 481 294,6 тыс. рублей, на 2024 год – 51 647 353,2 тыс. рублей и на 2025 год – 57 737 100,1 тыс. рублей.

Объемы ресурсного обеспечения, утвержденные в государственных программах города Севастополя на реализацию мероприятий в 2023 году,  больше объемов финансового обеспечения программных расходов, запланированных в проекте бюджета города Севастополя на 2023 год, на 759 832,6 тыс. рублей или на 1,2%.

С целью реализации мероприятий государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» Законопроектом запланированы бюджетные ассигнования:

–      на 2023 год в объеме 21 960 533,2 тыс. рублей или 34,2 % от общего объема расходов, запланированных в проекте бюджета города Севастополя
на 2023 год (64 180 996,6 тыс. рублей), в том числе 1 442 152,50 тыс. рублей иным способом зарезервированные средства бюджета города Севастополя;

–      на 2024 год – 15 525 409,1 тыс. рублей или 28,9% (53 788 983,9 тыс. рублей);

–      в 2025 году – 21 959 201,9 тыс. рублей или 36,1 % (60 775 980,9 тыс. рублей), которые требуют уточнения в соответствии с объемами безвозмездных поступлений из федерального бюджета в 2023 году на (-) 227,16 тыс. рублей, в 2024 году на (-) 357,92 тыс. рублей, в 2025 году на (+) 354,01 тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ законом о бюджете устанавливается общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.

Частью 4 статьи 2 Законопроекта на исполнение публичных нормативных обязательств предусматриваются бюджетные ассигнования: на 2023 год в объеме 2 998 428,4 тыс. рублей, на 2024 год – 2 648 113,8 тыс. рублей и на 2025 год – 2 759 003,6 тыс. рублей.

В целях повышения качества и прозрачности расчетов объемов бюджетных ассигнований на исполнение ПНО Контрольно-счетная палата города Севастополя считает целесообразным провести работу по совершенствованию формы Перечня ПНО, являющегося основанием для расчета объема бюджетных ассигнований на их исполнение, и, разработки формы ОБАС с учетом особенностей расчетов объемов бюджетных ассигнований на отдельные выплаты, что исключит риски недостоверности и необоснованности рассчитанных объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения принятых ПНО.

В соответствии с пунктом 4 статьи 179.4 БК РФ на исполнение расходных обязательств за счет бюджетных ассигнований дорожного фонда города Севастополя предлагается направить в 2023 году 9 259 296,1 тыс. рублей, со снижением к 2022 году на 7 007 302,7 тыс. рублей или на 43,1 %. Объем прогнозируемых на 2024-2025 годы бюджетных обязательств города Севастополя – 8 718 150,7 тыс. рублей и 5 227 324,6 тыс. рублей соответственно.

Законопроект подлежит приведению в соответствие с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», в том числе в части источников формирования дорожного фонда города Севастополя с одновременным изменением объема бюджетных ассигнований дорожного фонда на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.

Прогнозируемый объем дефицита бюджета города Севастополя составляет: на 2023 год – 4 512 025,3 тыс. рублей (увеличение по сравнению с 2022 годом (2 518 646,0 тыс. рублей) в 1,8 раз); на 2024 год – 0,0 тыс. рублей,
на 2025 год – 352 309,8 тыс. рублей, что соответствует пункту 2 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно пояснительной записке к Законопроекту, финансирование дефицита бюджета города Севастополя в 2023 году планируются за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета города Севастополя и кредитов кредитных организаций.

Подтверждение наличия остатков средств на счетах по учету средств бюджета города Севастополя в объеме, запланированном для финансирования дефицита бюджета города Севастополя на 2023 год, возможно только по итогам исполнения бюджета города Севастополя за 2022 год на основании годовой отчетности об исполнении бюджета города Севастополя.

Прогнозный объем дефицита бюджета города Севастополя на 2023-2025 гг. подлежит уточнению в связи с необходимой корректировкой запланированных доходов и расходов источником которых служат безвозмездные поступления в бюджет города Севастополя.

Верхний предел государственного внутреннего долга города Севастополя запланирован:

на 1 января 2024 года в сумме 3 685 766,1 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям города Севастополя в валюте Российской Федерации в сумме 0,0 тыс. рублей;

на 1 января 2025 года в сумме 3 685 766,1 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям города Севастополя в валюте Российской Федерации в сумме 0,0 тыс. рублей;

на 1 января 2026 года в сумме 3 685 766,1 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям города Севастополя в валюте Российской Федерации в сумме 0,0 тыс. рублей.

Расходы на обслуживание государственного долга в период 2023-2025 годов. в проекте бюджета завышены на 913,65 тыс. рублей.

Вместе с тем в нарушение положений подпункта 5 пункта 13 статьи 107.1 БК РФ Основные направления долговой политики не содержат анализа рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом субъекта Российской Федерации, приведен только перечень основных рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом города Севастополя.

В нарушение требований статьи 174.2 Бюджетного кодекса РФ, пункта 13 статьи 16 Закона города Севастополя «О бюджетном процессе в городе Севастополе» и пунктов 1.3 Порядка и 1.7 Методики планирования бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя, утвержденных приказом Департамента финансов города Севастополя от 30.04.2015 № 74/1, одновременно с Законопроектом не представлены в полном объеме расчеты и обоснования планируемых объемов бюджетных ассигнований на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Экспертизой установлено планирование бюджетных ассигнований в нарушение требований, установленных в статьях 78, 78.1, 161, 174.2, Бюджетного кодекса РФ, определяющих требования к планированию бюджетных ассигнований и иного бюджетного законодательства Российской Федерации в объеме 799 225,0 тыс. рублей или 1,3% от общего объема запланированных расходов на 2023 год, 2024 год – 464 647,90 тыс. рублей (0,9%), 2025 год – 467 339,80 тыс. рублей (0,8%).

Экспертизой установлено планирование необоснованных в нарушение требований статьей 34, 37, 174.2 Бюджетного кодекса РФ (неподтвержденных соответствующими обоснованиями (расчетами), иными документами) бюджетных ассигнований в объеме 2 977 785,88 тыс. рублей или 4,6% от общего объема запланированных расходов на 2023 год, 2024 год – 1 779 394,70 тыс. рублей (3,3%), 2025 год – 1 792 151,10 тыс. рублей (3,0%), что создает риски неэффективного использования или использования не в полном объеме средства бюджета города Севастополя.

Экспертизой установлено, что положения части 1 статьи 7 законопроекта не соответствуют требованиям части 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающей финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов и влечет убытки бюджетов ВМО.

Также установлено планирование на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов необоснованных бюджетных ассигнований в нарушение требований статьи 37, 174.2 БК РФ, пункта 2.10 Порядка и Методики планирования бюджетных ассигнований города Севастополя, пункта 2 Методики расчета объема субвенций на осуществление органами местного самоуправления в городе Севастополе переданных им отдельных государственных полномочий города Севастополя  (неподтвержденных соответствующими обоснованиями (расчетами), иными документами) бюджетных ассигнований в общем объеме 320 391,0 тыс. рублей или 98,4 % от общего объема запланированной субвенции, что создает риски неэффективного использования или использования не в полном объеме средств бюджета города Севастополя.

Законопроектом предусмотрено снижение значения критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности ВМО, а также размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности 1 ВМО, что не соответствует требованиям статьи 138 БК РФ.

Результаты проведения экспертизы утверждены постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 23.11.2022  № 100 и направлены в адрес Губернатора города Севастополя, Законодательного собрания города Севастополя.

Версия сайта для слабовидящих