В соответствии с планом работы на 2023 год Контрольно-счетной палатой города Севастополя проведено экспертно-аналитического мероприятие «Оценка эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2019-2022 гг. на предоставление дополнительных мер государственной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения города Севастополя».

Основные цели мероприятия – оценить влияние предоставления дополнительных мер государственной поддержки медицинским работникам и целевой подготовки медицинских кадров для медицинских организаций на достижение целей стратегического планирования развития города Севастополя – обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными специалистами (снижение дефицита специалистов с высшим и средним медицинским образованием).

Среди наиболее значимых выводов по результатам аудита – предоставляемые в 2019-2022 годах дополнительные меры государственной поддержки работникам государственных учреждений здравоохранения города Севастополя не оказали существенного влияния на достижение поставленных целей и задач по снижению дефицита специалистов с высшим и средним медицинским образованием. Рост дефицита врачебных кадров в период с 2019 года по 2022 год составил 27 %, среднего медицинского персонала – 54,2 %, показав отрицательную динамику в сравнении с 2019 годом (при несоответствии утвержденной штатной численности медицинских работников рекомендованным нормативам, то есть в условиях скрытого дефицита медицинских кадров).

Проанализированы и определены основные недостатки, повлиявшие на низкий вклад ряда мер государственной поддержки медицинским работникам. Это, прежде всего, недостаточный уровень качества правовой регламентации государственной политики, отсутствие анализа системы управления медицинскими кадрами, проводимого в медицинских организациях ответственными работниками на системной основе, недостаточный уровень качества целеполагания в документах стратегического планирования в части отсутствия эффективных мероприятий, решающих вопросы обеспечения медицинских работников жильем путем строительства ведомственного жилья, предоставления выплат на приобретение жилья, предоставления льготной ипотеки для медицинских работников, популяризации профессии, формированию готовности к профессиональному самоопределению, в том числе у школьников выпускных классов.

В качестве таковых, прежде всего, отмечены недостатки в политике дополнительной поддержки медицинских кадров. Так, такая мера поддержки как возмещение расходов на наем жилых помещений предоставляется лицам, не являющимися медицинскими и фармацевтическими работниками (5 910,5 тыс. рублей).

Вместе с тем ресурсного обеспечения для реализации ряда других востребованных мер дополнительной поддержки врачей и среднего медицинского персонала недостаточно.

Так, объем бюджетных средств, направленный на предоставление ЕКВ медицинским работникам, прибывшим в медицинские организации сельской местности, недостаточен для полного обеспечения сельских населенных пунктов медицинскими кадрами. Размеры ЕКВ не позволяет приобрести жилье, в том числе в сельской местности, компенсация за наем жилья среднему медицинскому персоналу и молодым специалистам не предоставляется.

Снижение значений коэффициентов обновления (восполнения) численности медицинских работников (с 94,6 % в 2019 году до 87,3 % в 2022 году) и стабильности кадров, характеризующего степень сохранения квалифицированного персонала (с 0,8 до 0,6), свидетельствует о проблемах в системе мотивации медицинских работников и проблемах кадровой политики Департамента здравоохранения города Севастополя по привлечению и сохранению квалифицированных кадров, негативно влияющих на доступность и качество оказания медицинской помощи жителям города Севастополя в совокупности с иными негативными факторами (близость границ СВО, размер заработной платы).

Контрольно-счетная палата города Севастополя по результатам аудита, среди прочего, предложила Правительству города Севастополя уделить особое внимание ряду мероприятий.

Так, необходимо внести изменения в нормативно-правовые акты, в том числе:

– исключить из категории получателей дополнительной меры поддержки в виде возмещения расходов на наем жилого помещения лиц, не отвечающих требованиям пункта  4 статьи 48 Закона города Севастополя от 05.08.2014 № 54-ЗС «Об охране здоровья населения города Севастополя» и не осуществляющих медицинскую деятельность;

– дополнить категорий получателей средним медицинским персоналом, осуществляющим медицинскую детальность, в том числе в сельской местности (ФАПы, врачебные амбулатории);

В государственной программе необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на обеспечение медицинских работников жильем, в том числе путем строительства ведомственного жилья и предоставления льготной ипотеки на приобретение жилья, уделив данному вопросу особое внимание.

По ряду востребованных социальных мер, вносящих вклад в обеспечение медицинских организаций высококвалифицированными специалистами (снижение дефицита специалистов с высшим и средним медицинским образованием), по нашему мнению необходимо рассмотреть вопрос об увеличении объема их финансирования.

Версия сайта для слабовидящих