Контрольно-счетной палатой города Севастополя в соответствии с пунктом 17.4 Плана работы Контрольно-счетной палаты города Севастополя на 2023 год проведена финансово-экономическая экспертиза проекта Закона города Севастополя «О бюджете города Севастополя на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее – законопроект).

Анализ основных параметров бюджета и основных прогнозных макроэкономических показателей на основании данных Федеральной службы государственной статистики, Крымстата, данных оценки социально-экономического развития города Севастополя за 6-9 месяцев 2023 года и прогноза СЭР города Севастополя на 2024-2026 годы свидетельствует о необходимости уделять особое внимание качеству управления общественными финансами, в том числе избегать неэффективных расходов, принимать во внимание уровень санкционного давления на экономику и возможный негативный по сравнению с базовым сценарием прогноз социально-экономического развития города Севастополя.

Параметры бюджета города Севастополя на 2024-2026 гг. подлежат уточнению после принятия закона о федеральном бюджете на 2024-2026 гг. во втором чтении.

Общий объем прогнозируемых на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов доходов составляет 61 398 272,1 тыс. рублей, 56 346 949,8 тыс. рублей, 70 901 468,6 тыс. рублей, соответственно.

В соответствии с Законопроектом налоговые доходы в 2024 году составят 24 205 697,2 тыс. рублей или 39,4% общего объема доходов бюджета города, неналоговые доходы – 2 299 706,5 тыс. рублей или 3,8 % общего объема доходов бюджета, безвозмездные поступления – 34 892 868,4 тыс. рублей или 58,8 % общего объема доходов бюджета.

Объемы по отдельным источникам доходов Законопроекта предусматриваются в равных размерах на каждый год бюджетного цикла (всего по 33 статьям и подстатьям), что свидетельствует об условности их прогноза, чем не обеспечивается соблюдение требуемого в соответствии со ст. 160.1 и ст. 34 БК РФ надлежащего уровня администрирования и достоверности планирования. 

Показатели налоговых и неналоговых доходов обоснованы в полном объеме.

Законопроектом расходы бюджета города Севастополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов запланированы в объеме:

  • на 2024 год – 64 682 466,4 тыс. рублей;

на плановый период:

  • на 2025 год – 60 579 241,0 тыс. рублей,
  • на 2026 год – 75 117 779,8 тыс. рублей.

Основной объем расходов проекта бюджета города Севастополя в 2024 году планируется направить на финансовое обеспечение социального сектора – 44,6 % от прогноза бюджетных назначений 2024 года, в том числе на: «образование»–17,8%, «социальная политика» – 13,3%, «здравоохранение» – 9,1 %, «культура, кинематография» – 2,5%, «физическая культура и спорт» – 1,9 % (на плановый период 2025 года – 53,5 %, 2026 года – 49,6%).

По разделам бюджетной классификации расходов изменения объемов бюджетных ассигнований отмечены в сторону снижения.

По видам расходов основной объем бюджетных средств города Севастополя в 2024 году предусмотрен по двум видам: «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» – 37,1% (в 2023 году – 30,3%), «Предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям»» – 28,3% (31,6%).

Законопроектом финансовое обеспечение программных расходов запланировано на основании 22 государственных программ города Севастополя:

  • на 2024 год в объеме 61 262 153,6 тыс. рублей;
  • на 2025 год – 55 705 735,5 тыс. рублей;
  • на 2026 год – 67 050 221,0 тыс. рублей.

Показатели финансового обеспечения госпрограмм[1] на 2024–2026 годы, предусмотренные проектами паспортов, не соответствуют бюджетным ассигнованиям, предусмотренным в Законопроекте по соответствующим госпрограммам, как по общей сумме расходов, так и по отдельным госпрограммам:

  • в 2024 году превышение составляет 2 104 259,8 тыс. рублей;
  • в 2025 году – 1 597 507,5 тыс. рублей;
  • 2026 году – 2 409 072,1 тыс. рублей.

По двум государственным программам города Севастополя: «Жилище», «Развитие государственного управления города Севастополя» проекты паспортов не представлены, что не соответствует требованиям статьи 172 БК РФ.

С целью реализации мероприятий государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» Законопроектом запланированы бюджетные ассигнования:

  • на 2024 год в объеме 22 683 864, тыс. рублей или 23,9 % от общего объема расходов, запланированных в проекте бюджета города Севастополя на 2024 год (64 682 466,4 тыс. рублей);
  • на 2025 год – 16 901 836,7 тыс. рублей или 27,9% (60 579 241,0 тыс. рублей);
  • в 2026 году – 31 255 594,7 тыс. рублей или 41,6 % (75 117 779,8 тыс. рублей).

В соответствии с пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ законом о бюджете устанавливается общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.

Частью 4 статьи 2 Законопроекта на исполнение публичных нормативных обязательств предусматриваются бюджетные ассигнования: на 2024 год – в объеме 2 531 775,6 тыс. рублей, на 2025 год – 2 596 979,7 тыс. рублей и на 2026 год – 2 701 521,0 тыс. рублей.

В целях повышения качества и прозрачности расчетов объемов бюджетных ассигнований на исполнение ПНО Контрольно-счетная палата города Севастополя считает целесообразным провести работу по совершенствованию формы Перечня ПНО, являющегося основанием для расчета объема бюджетных ассигнований на их исполнение, и, разработки формы ОБАС с учетом особенностей расчетов объемов бюджетных ассигнований на отдельные выплаты, что исключит риски недостоверности и необоснованности рассчитанных объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения принятых ПНО.

Статьей 5 Законопроекта на социальную государственную поддержку семей и детей предусматриваются бюджетные ассигнования: на 2024 год – в сумме 1 884 371,4 тыс. руб. (приложение 7), на 2025 год – 1 948 983,3 тыс. руб. и на 2026 год – 1 901 862,5 тыс. рублей (приложение 8).

Анализ объемов бюджетных ассигнований, направляемых на социальную государственную поддержку семей и детей в 2024 – 2026 годах, показал, что указанные объемы в 2024 году по сравнению с 2023 годом уменьшаются на 26 %, увеличиваются в 2025 году на 3,4 % по сравнению с 2024 годом, уменьшаются в 2026 году на 2,4 % по сравнению с 2025 годом. В структуре общих расходов бюджета города Севастополя указанные расходные обязательства составят: в 2024 году – 2,9 %, в 2025 году – 3,2 %, в 2026 году – 2,5 % (в 2023 году – 2,8 %).

В соответствии с пунктом 4 статьи 179.4 БК РФ Законопроектом предлагается утвердить объем бюджетных ассигнований дорожного фонда города Севастополя на период 2024-2026 гг., в том числе на 2024 год – 14 958 547,7 тыс. рублей, с увеличением к 2023 году на 3 300 392,1 тыс. рублей или на 28,3 %, на 2025-2026 гг. – 4 949 234,8 тыс. рублей и 6 508 728,6 тыс. рублей соответственно.

В связи с утратой с 01.01.2023 года органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации права на выдачу специального разрешения на бумажном носителе на движение по автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, требуется внесение изменения в статью 2 Закона о дорожном фонде № 200-ЗС в части исключения из источников формирования дорожного фонда пункта «в».

Законопроектом предусмотрены бюджетные ассигнования на мероприятия, призванные восполнить дефицит квалифицированных кадров общеобразовательных и медицинских организаций города Севастополя в общем объеме 1 084 237,40 тыс. рублей, в том числе по отрасли образование- 667 689,30 тыс. рублей, по отрасли здравоохранения – 416 548,10 тыс. рублей.

Прогнозируемый объем дефицита бюджета города Севастополя составляет: на 2024 год – 3 284 194,3 тыс. рублей (уменьшение по сравнению с 2023 годом (7 929 269,2 тыс. руб.) на 4 645 075,2 тыс. рублей); на 2025 год– 4 232 291,2 тыс. рублей, на 2026 год – 4 216 311,2 тыс. рублей.

Согласно пояснительной записке к Законопроекту, финансирование дефицита бюджета города Севастополя планируется за счет кредитов кредитных организаций.

К Законопроекту представлена Программа государственных внутренних заимствований города Севастополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, разработанная в соответствии пунктом 3 статьи 110.1 Бюджетного кодекса РФ

Экспертизой установлено, что инфраструктурный бюджетный кредит в целях реализации инфраструктурного проекта «Строительство автомобильной дороги «Проспект Античный» (далее – инфраструктурный бюджетный кредит) в Программу государственных внутренних заимствований города Севастополя на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов не включен, что не соответствует требованиям статьи 110.1 БК РФ.

По результатам арифметической проверки расчетов за пользование бюджетными кредитами, а также расчетов за пользование кредитами кредитных организаций по более вероятной ставке 16 % годовых в проекте бюджета установлено занижение расходов на обслуживание государственного долга в период 2024-2026 гг. на 606 275,96 тыс. рублей.

Верхний предел государственного внутреннего долга города Севастополя запланирован:

  • на 1 января 2025 года в сумме 3 576 430,2 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям города Севастополя в валюте Российской Федерации в сумме 0,0 тыс. рублей;
  • на 1 января 2026 года в сумме 7 808 721,4 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям города Севастополя в валюте Российской Федерации в сумме 0,0 тыс. рублей;
  • на 1 января 2027 года в сумме 12 025 032,6 тыс. рублей, в том числе верхний предел долга по государственным гарантиям города Севастополя в валюте Российской Федерации в сумме 0,0 тыс. рублей.

Экспертизой установлено планирование бюджетных ассигнований в нарушение требований, установленных в статье 174.2 Бюджетного кодекса РФ, определяющих требования к планированию бюджетных ассигнований, иного бюджетного законодательства Российской Федерации, а также в отсутствие нормативных правовых актов в объеме 104 685,1 тыс. рублей или 0,16% от общего объема запланированных расходов на 2024 год, 2025 год– 105 266,20 тыс. рублей (0,17%), 2026 год – 107 258,20 тыс. рублей (0,14%).

Экспертизой установлено планирование необоснованных в нарушение требований статьей 34, 37, 174.2 Бюджетного кодекса РФ (неподтвержденных соответствующими обоснованиями (расчетами), иными документами) бюджетных ассигнований в объеме 383 722,20 тыс. рублей или 0,59% от общего объема запланированных расходов на 2024 год, 2025 год – 397 833,10 тыс. рублей (0,66%), 2026 год – 415 000,00 тыс. рублей (0,66%), что создает риски неэффективного использования или использования не в полном объеме средства бюджета города Севастополя.

Экспертизой установлено планирование бюджетных ассигнований на выполнение государственного задания без утвержденных базовых нормативов затрат, с применением нормативов, не соответствующих нормативам финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, утвержденных Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Севастополе на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в объеме 1 883 248,60 тыс. рублей или 2,91% от общего объема запланированных расходов на 2024 год, 2025 год – 1 950 250,40 тыс. рублей (3,22%), 2026 год – 1 962 983,70 тыс. рублей (2,61%),

Кроме того, Контрольно-счетной палатой произведены расчеты ресурсного обеспечения, необходимого для реализации мероприятий по оплате государственных контрактов на осуществление пассажирских перевозок и багажа по регулируемым тарифам в 2024-2026 годах. Предусмотренные Законопроектом бюджетные ассигнования обеспечивают необходимые обязательства в 2024 году на 20,1%, в 2025 г. на 21,3%, в 2026 г. на 22,6%.

Экспертизой установлено, что статья 7 Законопроекта предусматривает утверждение объема и распределение субвенций бюджетам внутригородских муниципальных образований города Севастополя, предоставляемых в соответствии с Законом города Севастополя от 29.12.2016 № 314-ЗС, который не содержит порядок определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий города Севастополя внутригородским муниципальным образованиям города Севастополя и показатели (критерии) распределения между муниципальными образованиями общего объема таких субвенций, что не соответствует требованиям пункта 2.1 статьи 140 БК РФ.

Также установлено планирование на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов необоснованных бюджетных ассигнований в нарушение требований статьи 37, 174.2 БК РФ, пункта 2.10 Порядка и Методики планирования бюджетных ассигнований города Севастополя, пункта 2 Методики расчета объема субвенций на осуществление органами местного самоуправления в городе Севастополе переданных им отдельных государственных полномочий города Севастополя  (неподтвержденных соответствующими обоснованиями (расчетами), иными документами) бюджетных ассигнований в общем объеме 1 170 136,0 тыс. рублей или 88,3% от общего объема запланированной субвенции, что создает риски неэффективного использования или использования не в полном объеме средств бюджета города Севастополя

Результаты проведения экспертизы утверждены постановлением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя от 13.11.2023 № 118 и направлены в адрес Губернатора города Севастополя, Законодательного собрания города Севастополя.

[1] без учета непредставленных двух госпрограмм

Версия сайта для слабовидящих