В соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты города Севастополя на 2023 год проведен мониторинг и анализ реализации государственных программ города Севастополя за 2022 год.

   По результатам проведения экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг и анализ реализации государственных программ города Севастополя» установлен ряд недостатков нормативного правового регулирования в сфере стратегического планирования города Севастополя, разработки и реализации государственных программ города Севастополя.

Порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ города Севастополя  не содержит требований к содержанию госпрограмм об отражении обязательной информации о налоговых расходах, соответствующих целям госпрограммы, с указанием целевых показателей госпрограммы, индикаторов подпрограмм и отдельных мероприятий, на достижение которых оказывают влияние соответствующие налоговые расходы, информации об определении ответственных исполнителей госпрограмм кураторами налоговых расходов города Севастополя. 

Порядок разработки, реализации оценки эффективности реализации государственных программ города Севастополя требует корректировки в целях учета требований статьи 174.3 БК РФ, норм Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.05.2021 № 786, Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ.

В связи с утверждением новых государственных программ города Севастополя, реализация которых осуществляется с 2022 года, Контрольно-счетной палатой города Севастополя с учетом мнения Счетной палаты Российской Федерации проведена оценка качества формирования и реализации государственных программ города Севастополя

Диаграмма №1

По результатам оценки качества формирования государственных программ города Севастополя:

– 1 государственной программе присвоена оценка «уровень ниже среднего»;

– 3 государственным программам – «уровень выше среднего»;

– 18 государственным программам – «средний уровень».

Оценки «низкий» и «высокий уровень» качества формирования госпрограммы не присвоены ни одной программе.

Диаграмма №2

По результатам оценки качества реализации государственных программ города Севастополя:

– 6 государственным программа присвоена оценка «высокий уровень»;

– 5 государственным программам – «уровень выше среднего».

– 9 государственным программам – «средний уровень»;

– 2 государственным программам присвоена оценка «уровень ниже среднего».

Оценка «низкий уровень» качества реализации госпрограммы не присвоена ни одной программе.

Контрольно-счетная палата города Севастополя рекомендует предусмотреть в составе всех государственных программ города Севастополя высокоуровневые показатели (индикаторы) с целью преобладания (не менее 70%), характеризующие конечные результаты (совокупность значимых изменений после достижения непосредственных результатов) и итоговые эффекты (планируемые социально-экономические изменения).

Также рекомендуется исключить из показателей госпрограмм показатели (индикаторы), характеризующие непосредственные результаты при использовании бюджетных средств, и иные результаты отдельных процессов, процедур, определив их контрольными точками конкретных мероприятий госпрограмм.

Бюджет города Севастополя на 2022 год сформирован в программной структуре расходов на основе 22 государственных программ. Объем бюджетных назначений на финансовое обеспечение реализации государственных программ города Севастополя утвержден в Законе о бюджете в размере 63 682,2 млн рублей, что составляет 97,1% от общего объема утвержденных Законом о бюджете города Севастополя расходов бюджета на 2022 год (65 554,8 млн рублей) и 79,5 % от общего объема расходов, утвержденных в сводной бюджетной росписи по состоянию на 31.12.2022 (80 141,7 млн. рублей).

За 2022 год кассовое исполнение бюджета города Севастополя по программным расходам составило 66 147,8 млн. руб. или 88,2% от утвержденного в сводной бюджетной росписи общего объема расходов на реализацию  программных мероприятий (75 031,5 млн. рублей).

За 2022 год уровень кассового исполнения бюджета по расходам на реализацию программных мероприятий в сравнении с аналогичным периодом 2021 года увеличился на 6,9 п. п. или в абсолютных показателях на 3 545,3 млн рублей при уменьшении общего объема утвержденных в СБР программных расходов на 1 972,5 млн рублей или на 2,6% в сравнении с 2021 годом.

Всего за 2022 год Контрольно-счетной палатой города Севастополя проведено 93 финансово-экономических экспертиз проектов государственных программ (изменений государственных программ).

За 2022 год Правительством Севастополя принято 109 постановлений, в том числе 6 постановлений об утверждении государственных программ 2022 года и 103 постановления о внесении изменений в государственные программы, в том числе 10 государственных программ приняты в новой редакции, из них государственная программа «Развитие культуры города Севастополя» 7 раз принята в новой редакции.

Контрольно-счетная палата города Севастополя рекомендует установить конкретные случаи, основания проведения финансово-экономической экспертизы проекта государственной программы города Севастополя (проекта изменений) органом внешнего государственного финансового контроля.

 В рамках реализации 12 национальных проектов заключено 45 соглашений о реализации региональных проектов на территории города федерального значения Севастополя и определены 157 показателей достижения целей федеральных проектов в рамках национальных проектов.

По состоянию на 31.12.2022 объем финансового обеспечения на реализацию мероприятий 24 региональных проектов в рамках 8 национальных проектов, утвержденный в сводной бюджетной росписи, составил 5 431,4 млн рублей, кассовое исполнение – 5 135,6 млн рублей или 95%. Наибольший объем исполненных расходов (39,4%) направлен на мероприятия НП «Демография» – 2 025,4 млн. рублей (92,2%) от утвержденного финансирования).

В нарушение пункта 2.2.2 Соглашения из 157 показателей федеральных проектов по городу Севастополю:

–  3 (или 1,9%) отсутствуют в соответствующих государственных программах города Севастополя;

–  3 значения показателей (или 1,9%), утвержденных в Соглашениях, не соответствуют значениям показателей, утвержденных в государственных программах города Севастополя.

Бюджетные назначения не в полном объеме исполнены по 20 государственным программам города Севастополя, объем неисполненных бюджетных средств по состоянию на 31.12.2022 составил 8 883,7 млн рублей или 11,8 % от показателя программных расходов, утвержденных в сводной бюджетной росписи (75 031,5 млн рублей).

На 2022 год в государственных программах города Севастополя установлено 549 показателей, их них только 450 (или 82%) имеют количественно измеримые показатели достижения целей, решения задач государственной программы.

99 (или 18%) показателей не являются количественными измерителями достижения определенных программами целей, что противоречит принципу измеряемости целей стратегического планирования, установленному положениями части 11 статьи 7 Закона №172-ФЗ.

Система показателей государственных программа города Севастополя не позволяет провести всестороннюю оценку как экономической, так и социальной эффективности управления государственными ресурсами при реализации государственных программ города Севастополя.

В адрес Законодательного Собрания города Севастополя и  Губернатора города Севастополя направлен Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия.

Версия сайта для слабовидящих