Контрольно-счетная палата города Севастополя провела финансово-экономическую экспертизу проекта Закона города Севастополя «О бесплатной юридической помощи в городе Севастополе».

Согласно пояснительной записке Законопроект разработан с целью обеспечения реализации конституционного права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, устанавливает основания и порядок ее оказания в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) которым установлены основные гарантии права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают реализацию положений Федерального закона одним из двух возможных путей: созданием государственных юридических бюро и (или) непосредственным привлечением к этой работе адвокатов. При этом сами субъекты Российской Федерации осуществляют финансирование такой деятельности и самостоятельно определяют размер и порядок оплаты труда адвокатов (исходя из своих финансовых возможностей).

Проект Закона определяет компетенцию органов государственной власти города Севастополя в сфере его применения, устанавливает виды оказания бесплатной юридической помощи, основания и порядок ее предоставления, а также дополняет перечень категорий граждан, установленный федеральным законом, имеющих право на ее получение.

Статьей 9 Законопроекта дополнительные гарантии реализации права на получение бесплатной юридической помощи устанавливаются, в том числе, в отношении инвалидов III группы и инвалидов с детства.

Экспертизой установлено, что в соответствии с  Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ[1] «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»[2] «инвалидность с детства» является одной из причин инвалидности, а не обособленной категорией граждан.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи осуществляется за счет средств бюджета города Севастополя. В случае принятия Законопроекта расходы бюджета города Севастополя, в соответствии с расчетом, представленным разработчиком Законопроекта, составят 1 346 310,0 руб. в год.

Исчисленная разработчиком общая численность граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, вследствие принятия законопроекта, ориентировочно составит 32 000 человек, что составляет 7,7% от численности постоянного населения города Севастополя (416 263 человек на 01.01.2016 г.), при этом, обоснования используемого при расчетах количества граждан вышеперечисленных категорий со ссылкой на источники информации к экспертизе не представлены.

В рамках экспертизы проведено сопоставление представленной информации с данными о количестве граждан отдельных категорий, содержащимися в постановлениях Правительства Севастополя от 14.04.2016    № 323-ПП «Об утверждении государственной программы города Севастополя «Доступная среда» на 2016 год», от 13.08.2015 № 749-ПП «Об утверждении Государственной программы «Социальная поддержка жителей города Севастополя на 2015 – 2020 годы»; информации Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя[3], информации, размещенной на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации[4].

Информация о количестве граждан отдельных категорий, представленная разработчиком и установленная в ходе проведения экспертизы, представлена в таблице ниже.

                                                          

В соответствии с информацией о мерах, принятых органами субъектов Российской Федерации для формирования государственной системы бесплатной юридической помощи за 2014 год[6] (в разрезе федеральных округов), средний показатель удельного веса граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в соответствии с федеральным законом, к общей численности населения  составляет 17,8% (25 963 874 граждан), при этом данный показатель варьирует от минимального значения 12,2% в Поволжском федеральном округе до максимального – 25,3% в Южном федеральном округе. Таким образом, исчисленный разработчиком удельный вес граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в размере 7,7%, как в соответствии с федеральным законом, так и с предусмотренными законопроектом, к численности постоянного населения города Севастополя, в 2,3 раза ниже среднего показателя удельного веса граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи.

Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту стоимость юридических услуг, предоставляемых гражданам в рамках его реализации и подлежащая компенсации из бюджета города Севастополя, рассчитывается исходя из минимального размера оплаты труда. При этом, обоснование стоимости указанных услуг к экспертизе не представлено.

Таким образом, предлагаемый проект Закона города Севастополя «О бесплатной юридической помощи в городе Севастополе» соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации и города Севастополя.

Однако, финансово-экономическое обоснование к законопроекту не основано на официальных данных, используемых при расчете стоимости услуг бесплатной юридической помощи, в частности: о количестве граждан различных категорий, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи; о среднем показателе удельного веса граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, а также не содержит обоснований стоимости услуг участников государственной системы бесплатной юридической помощи в городе Севастополе, подлежащей возмещению за счет средств бюджета города Севастополя.

Результаты проведения финансово-экономической экспертизы Законопроекта рассмотрены на Коллегии Контрольно-счетной палаты города Севастополя, утверждены постановлением Коллегии от 10 мая 2016 года № 17 и направлены в адрес Законодательного Собрания города Севастополя и Губернатора города Севастополя.


[1] Статья 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

[2] Статья 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

[3] Отчет «Труд и занятость населения Севастополя» за январь –декабрь 2015 года размещен на Интерактивном портале Государственной службы занятости населения города Севастополя

[4] «Общая информация о мерах, принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для формирования государственной системы бесплатной юридической помощи за 2014 год» к «Докладу о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации в сфере обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью за 2014 год».

[5] Закон Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»

[6] Информация размещена на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации

Версия сайта для слабовидящих