На основании пункта 6 Плана работы на 2022 год Контрольно-счетной палатой города Севастополя проведено контрольное мероприятие «Проверка средств, предоставленных в 2021 году и текущем периоде 2022 года Департаменту образования и науки города Севастополя на организацию питания обучающихся (1 – 11 классы) в общеобразовательных организациях города Севастополя» в Департаменте образования и науки города Севастополя (далее – Департамент).

Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание.

Полноценное горячее питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создает условия к их адаптации к современной жизни. Многолетний опыт наблюдений врачей и педагогов показал, что учащиеся, не потребляющие во время учебного дня горячую пищу, быстрее утомляются, чаще жалуются на головные боли, на усталость, на боли в желудке, плохой привкус во рту, плохое настроение и пониженную работоспособность. К тому же, согласно статистике, болезни желудка среди детей школьного возраста занимают второе место после заболеваний опорно – двигательного аппарата.

Одним из приоритетных направлений деятельности органов управления образованием и госсанэпидслужбы является организация полноценного горячего питания детей в учреждениях общего образования, которое не может заменить буфетная продукция. Горячее питание детей во время пребывания в школе является важным условием поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.

I. Информация о выявленных нарушениях/недостатках

1. Питание 24 625 детей в 2021 – 2022 годах в 60 образовательных учреждениях организовано путем привлечения 16 операторов и двумя образовательными организациями самостоятельно.

2. Нормативные правовые, распорядительные и иные документы города Севастополя, регулирующие организацию питания обучающихся
в общеобразовательных организациях, в целом соответствуют действующему законодательству данной сфере.

 При этом, региональные нормативные правовые акты не регулируют следующие правоотношения в сфере организации бесплатного горячего питания: порядок ведения ежедневного учета количества фактически полученного обучающимися бесплатного питания в государственных образовательных учреждениях города; механизм электронного межведомственного взаимодействия между Департаментом труда и социальной защиты населения города Севастополя и государственными образовательными учреждениями города Севастополя в части подтверждения прав на льготу обучающихся из семей, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в городе Севастополе, в том числе по срокам и формам подачи запросов, получения ответов; порядок организации предусмотренного Региональным стандартом  мониторинга горячего питания, в том числе не установлены формы, периодичность проведения, ответственных за проведение, методы и процедуры сбора и оценки установленных показателей.

Несвоевременно принимаются нормативные акты, устанавливающие стоимость ежедневного питания (завтраков, и (или) обедов, и (или) полдников), а также размер денежной компенсации за питание.

Положения Порядка организации бесплатного питания обучающихся в государственных общеобразовательных организациях (учреждениях) города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от31.0,3.2015 № 245-ПП, не отвечают требованиям лаконичности
и содержательной согласованности, не обладают логической завершенностью
(с соблюдением правил логического мышления), используют понятийный аппарат, являющийся не общепринятым и не закрепленным в федеральном законодательстве и законодательстве города Севастополя, что ведет к возможности неоднозначного толкования, и приводит к нарушениям прав детей и их родителей (законных представителей), а также влияет на эффективность обеспечения бесплатным питанием учащихся общеобразовательных организаций.

3. В отсутствие контроля со стороны Департамента ежегодно порядка 30% (минимально) общего объема средств субсидии на организацию горячего питания обучающихся в начальных классах, или 70,0 млн рублей в 2021 году,
106,1 млн рублей в 2022 году, расходуются на изготовление готовой продукции, не съедаемой учащимися и возвращаемой в виде отходов, а, следовательно, используются неэффективно.

Сравнение веса выданных блюд (завтрак) и веса отходов (кг)

Сравнение веса выданных блюд (обед) и веса отходов (кг)

4. В отсутствие контроля со стороны Департамента подведомственными учреждениями допущены нарушения санитарно-эпидемиологических правил, норм СанПиН и методических рекомендаций, регулирующих порядок организации питания в общеобразовательных учреждениях, в том числе:

– организация питания обучающихся (завтрак) не соответствует рекомендованному режиму (с 9.30 до 11.00) и осуществляется в течение четырех перемен (с 9:00 до 12:00),

– продолжительность перемен для приема пищи составляет менее 20 минут,

– порядок доступа законных представителей, обучающихся в помещения для приема пищи не регламентирован локальным нормативным актом,

– мероприятия родительского контроля за организацией питания детей не проводятся.

5. В отсутствие контроля со стороны администрации общеобразовательных учреждений допущены нарушения санитарно-эпидемиологических правил, норм СанПиН и методических рекомендаций, регулирующих порядок организации питания в общеобразовательных учреждениях со стороны операторов, в том числе:

– в холодильных камерах осуществлялось хранение готовой к употреблению пищевой продукции и продовольственного (пищевого) сырья,

– допускалось замораживание нереализованных готовых блюд,

– моющие и дезинфицирующие средства, предназначенные
для уборки помещений, производственного и санитарного оборудования, хранились не в специально отведенных местах, а в непосредственной близости
с пищевыми продуктами,

– использование пищевой продукции, не допустимой при организации питания детей, такой как майонез, уксус, кетчуп, перец острый молотый, газированные напитки, субпродукты куриные, кофе,

– реализация готовых блюд осуществлялась с нарушением срока реализации с момента приготовления (более 2 часов),

– питание детей осуществлялось не в соответствии с утвержденным меню,

– не соблюдается рекомендуемый вес порций, энергетическая ценность блюд, потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах.

Соблюдение норм физиологической потребности обучающихся 1-4 классов в пищевых веществах на завтрак при формировании меню (грамм)

Соблюдение норм физиологической потребности обучающихся 1-4 классов в пищевых веществах на обед при формировании меню (грамм)

Соблюдение норм физиологической потребности обучающихся 1-4 классов в энергии на завтрак и на обед при формировании меню (грамм)

6. Департаментом – учредителем общеобразовательных организаций,
не обеспечено ведомственного контроля, контроля за управлением государственным имуществом, проведением мониторинга по установленным показателям, предусмотренным Региональным стандартом оказания услуг по обеспечению горячим питанием обучающихся государственных образовательных организаций города Севастополя.

7. Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей детей) организацией бесплатного питания в государственных образовательных учреждениях города Севастополя находится на довольно низком уровне – 19%.

II. Принятые меры реагирования и их результаты.

1. Отчет о результатах контрольного мероприятия направлен в Законодательное Собрание города Севастополя, Губернатору города Севастополя Департаменту образования и науки города Севастополя.

2. По результатам контрольного мероприятия, внесено представление руководителю Департамента с предложением рассмотреть результаты контрольного мероприятия с целью устранения выявленных нарушений, недопущения их в дальнейшей деятельности.

Версия сайта для слабовидящих